Нашла я второй оккультный символ, который размещен на укр. купюре 500 гривень.
И статейку интересную нашла: ГРИГОРИЙ СКОВОРОДА-САБАТИАНЕЦ? ХАСИД? МАСОН? УКРАИНСКИЙ ФИЛОСОФ?
Тараса Шевченко, прислушиваясь к могилам, реанимировал мифологему плебейского варианта рыцарского ордена, то есть аналог иудейского сабатианства (нации в народе), вместо того, чтобы реанимировать украинский аналог иудейского хасидизма (нации в нации), которым было, например, сковородианство.
Одним из величайших учителей этого направления был Григорий Саввич Сковорода.
Сабатианство прежде всего демонстрировало свое отношение к роли Мессии — безразлично, был ли Сабатай Цви, Барухия или Франк или еще только ожидаемый Мессия. ... Высказывание подобных идей разоблачало автора как адепта сабатианства.
Сабатианськие идеи стали источником мощного социального импульса, который потряс еврейский мир, что давно отвык активно высказывать свои надежды, и ориентировали евреев на реальное осуществление своих надежд. Однако отступничество Сабатая Цви вызвало взрыв негодования во всем еврейском мире. Имя лжемессии стало ненавистно широким массам еврейского народа.
Идеология сабатианства существенно повлияла на дальнейшее развитие еврейской мистики, в частности на идеи хасидизма. Ожесточенный характер борьбы митнагдим (ортодоксы) против хасидизма в немалой степени объясняется подозрением, что хасидизм — это продолжение сабатианства.
Диалог Григория Сковороды "Имя ему- Потоп змеиный" свидетельствует, что ересь Сабатая Цви не только проникла на украинские просторы, но и успела там укорениться.. Сперва создается впечатление, что Сковорода-сабатианец, может, не самый отъявленный, но влияние сабатианства на его философию очевидно.
В "потопе змеином" «отражается древняя ближневосточная легенда, что пришла, скорее всего, через апокрифическую еврейскую книгу Захват Варуха, вроде бы все потопы, вызванные извержением вод из пасты гигантского мирового змея".
Толкование образа змея в этом диалоге насквозь сабатианское. Последователи Сабатая Цви верили, что Машиах (перевернутое ивритское «нахаш», змей ) должен спуститься в бездну греха, как дракон или крокодил опускается в грязное болото.
............. Это же ужас ........
Не знаю, но Сабатай Цви был еще тот змеище (в оккультном смысле). Змеиными символами пронизано все сабатианство. Змей, который "был хитрее всех зверей полевых", выполнив очень раздражающей миссию – уговорить Хаву сорвать плод с запретного дерева познания. Ползучий, наглый, пронырливый, обречен «питаться прахом», протирать свое нежное брюхо о камни и песок. Однако на Востоке он-многогранен. Сводник, без которого не началась бы история человечества. Хитрюга, превратившийся в посох Моше Муси, знак смерти и исцеления.
Очень близко к восточным трактовок подходит диалог Сковороды, иногда даже повторяя слово в слово give из малоизвестных трактатов, которые существовали в кругу сабатианцев. Не знакомому с ересью Сабатая Цви трудно понять, почему у Сковороды змей «... хитр и вьется в кольца так, что не видно, куда думает, если не примЂтить голову его. ....
Двойственность роли змея тоже упоминается у Сковороды: «...Знаешь видь, что змей есть, знай же, что он же ... лжив, но и истинен. Юрод, но и премудр. Зол, но он же и благ...».
............
В конце ХVIII в. от ортодоксального иудаизма отделились хасиды во главе с Исраэлем Баал Шем Тов (Бешт). Фактически образовалась нация внутри нации. В то же время Григорий Сковорода (Варсавва) стал родоначальником духовной нации внутри малороссийской нации. Однако если иудеи все же частично поддерживали Бешта, помня о поражении Сабатая Цви, провозгласивший себя мессией, то следующие поколения малороссиян (И. Котляревский, Г. Квитка-Основьяненко, Есть. Гребенка, Т. Шевченко и др.) возвеличили малороссийский вариант сабатианства — казачество (кстати, Агнон считает сабатианство реакцией на Хмельнитчину, а хасидизм — на Колиивщина).
В проповедях, поучениях и посланиях Бешта хасидизм, как мистический, духовно-возвышенный умонастроение, нашел свое классическое выражение. По своему духу он во многом перекликался с популярным тогда в среде немецких протестантов пиетизмом и имел много общего с учением мыслителя Г. С. Сковороды. Хасидизм, как и философия Г. С. Сковороды, обращался к людям незамысловатым, но ярким и образным языком притч, намеков и иносказаний. Он отличался органическим сочетанием знаний о природе Бога и бытия с повседневной жизнью обычных людей. Опираясь на каббалистическую традицию, его последователи, прежде всего сам Баал-Шем-Тов, понимали мир как проявление, самораскрытие разума, сил и энергий Божества.
Исследователи хасидизма расходятся в оценке его социального значения. С. Дубнов видел в хасидизме проявление борьбы непосредственного ощущения, утешающей веры, потребность в которой испытывали еврейские массы, против сухого, формалистического раввинизма. Б. Динур усматривал социальные причины возникновения хасидизма, в существовании группы ученых-талмудистов, которые не могли найти себе достойного места в обществе и невольно превращались в странствующих проповедников. Другие историки отрицают это мнение, отмечая, что социальные источники хасидизма трудно определить; кроме того, они указывают на активное участие в хасидском движении представителей различных слоев еврейского общества.
Бог присутствует всюду, каждое явление и событие имеет отношение к его естеству. Этот панентеизм, согласно которому мир возникает и развивается в процессе Божественной эманации, присущ всем направлениям хасидизма. Без веры в него не существовало бы остальных концепций хасидизма о человеке и его месте в мире, о цадика, о безграничной преданности Богу, об исправлении мира и вознесения искр святости их источника, о раскаяние (тшува).
Учение о человеке в хасидизме исходит из каббалистического сопоставления души и тела. Душа имеет горнюю природу, единосущная высшим Божественным мирам, призвана просвітлити плотское начало, вывести тело из рабства нечистых устремлениях и подчинить его служению Богу.
Во время молитвы, а также и в другое время человек должен стремиться преодолеть ограниченность своего конечного бытия и видеть только Божественный свет, в который в равной степени погружены и человек, и космос. Этот выход за пределы собственного «я» именуется в хасидской мысли битул ха-иеш (преодоление самости). Смирение (шифлут) означает в хасидизме полное забвение себя ради принятия Божественных даров.
Хасидский оптимизм также основывается на представлении о том, что весь мир наполнен Божественным светом. Грусть (ацвут), согласно учению хасидизма, является серьезным препятствием служению Богу. Человеку не следует слишком побиваться по поводу своих грехов. Некоторые хасидские мыслители, однако, различают "горечь «(мерирут), которую человек испытывает из-за своей отдаленности от Бога, и»печаль". «Горечь» благотворительная, тогда как «печаль» означает мертвенность души.
Результатом такого мировоззрения является хитлахавут (пыл, вдохновение, энтузиазм), когда душа пылает преданностью Богу. Это чувство страстной преданности Богу (двекут), постоянного общения с Богом — истинная цель богослужения.
Нехорошие намерения, живущих в теле, по своей сути — осколки возвышенных Божественных свойств, что подверглись деструкции, и душа прославляет их, возвращает к первоисточнику, превращает в добрые намерения. Благодаря этому совершенствуются все миры, как низменные, так и божественные. Поэтому, по словам Маггіда, «сотворение человека имело целью посредством Торы, молитвы и добрых дел вознесение миров к их корню, как раз туда, где они находились вначале, приникшие к Всевышнему».
Такое назначение человека в наибольшей степени реализуется в цадику – человеку, наделенному возвышенной духовной силой, вожди людей, чьи души родственны с его душой. Он не только помогает другим людям трудиться для реинтеграции миров, но и сам в какой-то мере выполняет эту работу благодаря восхождению своей души, что возвышает другие души. Поскольку цадик несет ответственность за действия всего народа, он обязан иногда спускаться с вершины своего духовного совершенства до уровня простых людей, чтобы поднять их на более высокую ступень духовного совершенства, хотя бы ценой умаления собственной святости (ієрида ле-цорех алия — спуск ради подъема). По словам раби Менахема из Бара, «душа праведника включает в себя все остальные души людей его поколения, дабы он мог вознести их во время своего общения со Всевышним, поднимая своей Торой и своей молитвой искры душ, и они, как уже сказано, восходят с ним. И если это поколение нечестивцев, и их уровень таков, что праведник не может поднять их, тогда праведник тоже иногда вынужден сойти со своего уровня, совлеченный каким-нибудь грехом людей своего поколения... А после того, как он достигнет их уровня, он может поднять их, восходя на свой прежний уровень». Цадик — связующее звено между Вселенной и Богом, «посредник между благословенным Творцом и всем содержимым мира, связывающий все со Всевышним, создающий своим служением и преданностью Богу стезю, по которой благодать нисходит к творениям» (раби Нахум из Чернобыля). Радикальная интерпретация этой концепции заключается в том, что цадик должен реально управлять делами своих хасидов, практически влиять на их жизнь, как духовную, так и бытовое. Более умеренные сторонники этой концепции считают, что руководство цадика должно быть исключительно духовным. В любом случае духовная связь цадика со своими хасидами неразрывную, его родственная душа всегда с их душами, даже если он далеко от своих хасидов. Силой своей безупречной веры в то, что Бог присутствует в любой точке мироздания, цадик может возносить души к Богу, помогать им достичь Всевышнего и, сойдя к оманених и грешных, превращать зло, відкриваючийого связь с источником блага. Именно преданность Богу, двекут, дает цадику такую власть.
В последующих поколениях литература хасидизма продолжала путь, проложенный предшественниками. Кроме того, возникали новые литературные жанры и возрождались старые, распространенные до хасидизма. Появилась поучительная хасидская литература, представленная иногда в виде комментариев на Притчей Соломоновых книгу или талмудичний трактат Авот и т.др. Создавались толкования на Зохар и книги Библии писались теософские труды каббалистического характера, составлялись сборники изречений отцов хасидизма, рассылались послания, которым в хасидизме был предоставлен особый статус. Сначала послания были призваны поддерживать связь между хасидами и цадиками, что переселились в Эрец-Исраэль. Впоследствии, на этапе широкого распространения хасидизма, послания стали обычным явлением и в диаспоре. В них высказывались поучения рабби своим хасидам, практические рекомендации, размышления о Тору и значение заповедей, нетривиальные толкования Священного Писания. Появилась галахічна литература хасидизма, создавались книги редких жанров, такие, например, как «Мегиллат старым» («тайный свиток»), произведения раби Ицхака Айзика из Комарного — подражание книге видений раби Хаима Приветствовала.
Специфическое место занимают хасидские рассказы-рассказы о жизни цадиков, притчи, сказки. «Шивхей ха-Бешт» («славословие Бешту») — книга, которая во многом определила характер хасидского фольклора и существенно повлияла на сакральный быт хасидов. «Сиппурей ма'асийот» («сказки») раби Нахмана из Брацлава — это сборник глубоких философских притч с мистическим почвой, стилизованных под народные сказки.
Григорий Саввич просто не мог не знать этой литературы.
Валявко, говоря о мистическом мировоззрении философа, кроме немецкого пиетизма указывал на хасидизм и масонство.(8)
Поэтому принято считать, что у истоков первых масонских лож в Украине стоял Григорий Сковорода. Вместе с тем известный историк Сергей Ефремов в своей монографии , ,Масонство на Украине” пишет: “Сам он (Сковорода) к масонству относился если не совсем негативно, то достаточно безразлично”. Ему вторит профессор М. Сумцов, которого цитирует Ефремов “Не был Сковорода масоном, но в значительной степени он вырос и воспитывался в тот атмосфере, которая спрашивала русское масонство”(9).
https://tureligious.com.ua/hryhorij-sko … j-filosof/
Отредактировано S12345 (10.11.2021 03:19)