Мамаев курган: загадки, история и современность
Гостям памятника-ансамбля волгоградские экскурсоводы заученно рассказывают романтическую историю, что своё название Мамаев курган получил со времён татаро-монгольского нашествия. Как рассказывает легенда, правдоподобная и весьма «историческая», на данном кургане во времена Мамая находилась застава монголо-татар. На вершине стояли сторожевые дозоры, а на самом гребне – всадник, в чью боевую задачу входило наблюдать за появлением любой опасности. Сотни лучших воинов посылались Мамаем для несения сторожевой службы на этой высоте, потому что Мамай, дескать, знал, что именно отсюда удобнее всего контролировать Волгу и переволоку, и тем сам можно избежать внезапных нападений на столицу ханства.
Однако …
Давайте сначала вспомним, чем нам известен сам МАМАЙ ?
МАМАЙ (?-1380) — темник (т.е. военачальник «тьмы», 10 тыс. воинов), один из видных представителей монгольской военной аристократии, талантливый и энергичный военачальник и политик в Золотой Орде.
По отцовской линии был потомком кипчаковского хана Акопы, происходил из рода Кийян, по материнской — от золотоордынского темника мурзы Мамая. Возвысился при золотоордынском хане Бердибеке (1357-1361), женившись на его дочери. Не принадлежа к роду Чингисхана, не мог сам быть ханом. Но, воспользовавшись междоусобной борьбой за ханство в Золотой Орде, в середине 14 в., в борьбе с Тохтамышем подчинил себе большую часть золотоордынской западной территории, то есть земли от Дона до Дуная, ядом и кинжалом пробился к власти. К концу 1370-х стал фактическим правителем Золотой Орды, управляя ею через подставных ханов (русские летописи называли их «мамаевыми царями»).
Разжигая феодальную рознь между русскими князьями, боровшимися между собой за получение ярлыка на великое княжение, противодействуя усилению самой сильной из подвластных ему на Руси земель — Московской, Мамай последовательно поддерживал её противников. Основную ставку он делал на Тверь, а также — из тактических соображений — и на Рязань. При этом он, для острастки, не раз врывался на территорию Рязанского княжества (служившего буфером между Московской Русью и Ордой), опустошая его. Ориентации Мамая на Великое княжество Литовское сопутствовало его враждебное отношение к Московской Руси.
В 1378 Мамай сжёг Нижний Новгород, к тому времени находившийся под покровительством Москвы и тогда же послал отряд мурзы Бегича за сбором недостающих податей у московского князя Дмитрия Ивановича. Как повествует летопись, Мамай хотел восстановить власть над Русью, желая, «чтоб как при Батые было».
2 августа 1378 на реке Воже русские воины во главе с московскими воеводами Даниилом Пронским, Тимофеем Вельяминовым и самим князем Дмитрием Ивановичем впервые, используя новые тактические приёмы, сумели разгромить ордынское войско.
В ответ Мамай начал готовить новый поход на Москву.
Летом 1380 он собрал большое войско, в которое входили не только татары, но также покорённые им черкесы, ясы, чечены. Однако 8 сентября 1380 в Куликовской битве был разбит и бежал с поля битвы с небольшим отрядом татар в Кафу (Феодосию). Летописец сообщил: «…побежал поганый Мамай с четырьмя мужами в излучину моря, скрежеща зубами своими, плача горько…» — так рассказывало об этом Сказание о Мамаевом побоище. В Крыму его встретили воины ордынского хана Тохтамыша, и Мамай был убит в Кафе по одним данным — татарами, по другим — генуэзцами, бывшими его союзниками.
«Никаких постоянных караулов и застав хана Мамая в этой местности не было, — считает сотрудница музея-панорамы Татьяна Приказчикова. — Даже когда Золотая Орда начала распадаться и, что называется, один улус пошёл войной на другой, здесь не было смысла держать дозоры. Кстати, до войны местные жители называли эту местность просто «бугор», а на манер волжских татар это же слово звучало как «Мамай». Во время Сталинградской битвы во всех военных документах стратегически важный холм стал именоваться просто «Высота 102». Слово «курган» по отношению к «Высоте 102» впервые применил один из военных корреспондентов. С тех пор и пошло». По сути, словосочетание «Мамаев курган» тавтологично — что-то вроде «бугра бугристого». Впервые его можно обнаружить в одном из высказываний народного художника СССР скульптора Е. В. Вучетича. Вероятно, автору исполинской композиции «Родина-мать зовёт» понравилась игра слов — по аналогии с известным Малаховым курганом в Севастополе.
Высота 102» – обозначение Мамаева кургана на военно-топографических картах – с тех пор известно всему миру, как арена одних из самых ожесточённых боев второй мировой войны. Но не менее (а по некоторым данным – и более) ожесточённые бои велись и на других участках обороны города – на Лысой горе, в «овраге смерти» (западнее завода «Красный Октябрь») , на «острове Людникова», на «берегу Родимцева». . .
Борьба за Мамаев курган продолжалась 135 суток из 200 дней Сталинградской битвы. Склоны Мамаева Кургана были перепаханы бомбами, снарядами, минами. Мамаев курган и в снежную пору оставался чёрным: снег здесь быстро таял и перемешивался с землёй от огня артиллерии, разрывов бомб. Плотность огня здесь была огромной: на каждый квадратный метр Мамаева кургана приходилось от 500 до 1250 пуль и осколков.
После окончания Битвы на Мамаевом кургане хоронили погибших со всего города, по приблизительным данным там похоронено около 34, 5 тысяч человек (позднее на месте этой огромной братской могилы и был возведён главный монумент – Родина-мать, ставший памятником всем погибшим в Сталинградской битве) . Именно тогда это место стало настоящим курганом – местом захоронения. В первую послевоенную весну Мамаев курган не зазеленел – на сгоревшей земле не выросла даже трава. Изрытый воронками, усыпанный осколками от мин, бомб, снарядов курган чернел, как обугленный. В искалеченном войной виде Мамаев курган простоял до 1959 года.
Согласно же другому мнению этимология слова «мамай» с древнетибетского означает «мать мира». Вот так!
Целый ряд учёных поддерживает такую версию: Мамаев курган, разумеется, никакого отношения к хану Мамаю не имеет, зато обнаруживает связь с происхождением другой древней столицы – городом Итилем, где населявшие его хазары исповедовали иудаизм.
И вообще, курган раньше не был официально обозначен курганом. Сначала это был просто бугор, не привлекавший особого внимания. Со времён же Сталинградской битвы он стал стратегически важным объектом и во всех военных документах уже именовался как «высота 102». Название же «курган» по отношению к «высоте 102» впервые применил один из военных корреспондентов. И слово это прижилось, даже срослось с загадочной высотой, тем более что после ужасных сражений времён Великой Отечественной войны это место оправдывает истинное значение слова «курган» – надмогильная насыпь…
По одной из "паранормальных" версий предполагают, что Мамаев курган имеет особую энергетику потому, что под ним проходит геологический разлом, через который струится реликтовое излучение, оказывающее влияние на людей. Положительное или отрицательное – вопрос. Но то, что Мамаев курган испокон веков имел особенное значение для людей – сомнению не подлежит.
Судя по историческим свидетельствам, кого только он не видел! Это место было священным для сарматов. Их племена жили тут с V в. до н.э. по IV в. н.э. На кургане они совершали свои обряды и таинства. Существует легенда о том, что в Мамаев курган был воткнут священный сарматский меч.
Другая легенда о мече и Мамаевом кургане уводит во времена Тамерлана. Говорят, Тамерлан вступал на загадочный курган, и когда он взошёл на самый верх, ему вдруг привиделась Богородица с мечом, повелев уйти с этих земель. Видел Тамерлан Богородицу или нет, но этот волжский поход в его биографии – единственный прерванный…
Особая история – про персидского царя Дария. В 512 году до н.э. он собрал 500-тысячную армию с целью похода на Волго-Донское междуречье. Дарию страстно хотелось расширить границы своих земель за счёт чужих владений. В качестве причины похода служил «девиз» – месть скифам за обиды, нанесённые предкам персов.
Скифов было куда меньше, и они, вместо того чтобы выйти на открытый бой, решили воспользоваться тактикой, которую позже назовут тактикой «выжженной земли»: в общем, скифы начали отступать вглубь страны, предварительно засыпая придорожные колодцы и источники и истребляя растительность.
Дарий со своим многотысячным войском, слонами, львами и верблюдами, вынужден был последовать за хитрым противником. Очень скоро его армия была измотана, утомлена, и в рядах появилась масса недовольных. Дарий дошёл до реки Оар (Волги), и здесь его измотанное войско остановилось. Дарий решил ждать и расположился на будущем Мамаевом кургане. Время шло… А вот противник – нет, не шёл на открытый бой.
Вместо генерального сражения скифы принялись втихую нападать на отряды голодных персов, отправляющихся за продовольствием, иногда вступая в сражения даже с персидской конницей и обращая её в бегство.
Тогда отчаявшись, персы принялись возводить укрепления – восемь громадных стен. Но и это Дарию не помогло. В конце концов, он был вынужден не то что отступить – бежать, оставив почти весь свой обоз и большую часть воинов.
Позже Геродот в своих заметках о путешествиях по Волге упоминал остатки восьми фортификационных оборонительных сооружений персов на Мамаевом кургане.
Земля Мамаева кургана не даёт покоя многим исследователям, археологам, историкам и просто энтузиастам. Люди пытаются объяснить, что же такого есть в этом относительно невысоком волжском холме? И гипотезы выдвигаются просто потрясающие и фантастические.
Так, есть мнение, что Волгоградская область является своего рода ключевой точкой Земли. Вернее, центром уничтожения Земли. И именно Мамаев курган, где сейчас установлена фигура Родины-матери и есть та самая точка уничтожения. И, дескать, фашисты, об этом знали. Потому и рвались захватить во что бы то ни стало «высоту 102».
Есть гипотеза ещё более удивительная. Согласно ей, в Мамаевом кургане спрятана… чаша Святого Грааля, и что ни Сталин, ни Гитлер не хотели сдавать курган именно по этой причине, и что даже во время боёв в кургане велись археологические раскопки.
Косвенным доказательством того, что немцы действительно что-то искали на кургане, может служить находка перстня «Мёртвая голова». Такие перстни носили только сотрудники особой организации «Ананербе» («Наследие предков»), которая занималась исследованием оккультных мест и поиском древних артефактов.
Согласно ещё одной гипотезе, Мамаев курган таит в себе сокровища древних цивилизаций, которые могут открыться лишь после того, как на земле прекратятся все войны. То есть – никогда…
Скульптура «Родина-мать зовёт!» — композиционный центр памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане в Волгограде. Одна из самых высоких статуй мира.
Над площадью Скорби возвышается огромный холм, который венчает главный монумент – Родина Мать. Это насыпной курган высотой около 14 метров, в котором захоронены останки 34 505 воинов – защитников Сталинграда. На вершину холма к Родине Матери ведёт серпантинная дорожка, вдоль которого расположены 35 гранитных надгробий Героев Советского Союза, участников Сталинградской битвы. От подножия кургана до его вершины серпантин состоит ровно из 200 гранитных ступеней высотой 15 и шириной 35 см – по числу дней Сталинградской битвы.
Мамаев курган зимой 1945 года. На переднем плане — разбитая немецкая пушка РаК 40.
Конечная точка пути – монумент «Родина-мать зовёт!», композиционный центр ансамбля, высшая точка кургана. Её размеры огромны – высота фигуры составляет 52 метра, а общая высота Родины-матери – 85 метров (вместе с мечом). Для сравнения, высота знаменитой статуи Свободы без постамента составляет только 45 метров. На момент постройки Родина мать была самой высокой статуей в стране и в мире. Позднее появилась киевская Родина-Мать высотой 102 метра. Сегодня же самая высокая статуя в мире – это 120-метровая статуя Будды, построенная в 1995 году и находящаяся в Японии, в городе Чучура. Общий вес Родины-Матери – 8 тысяч тонн. В правой руке она держит стальной меч, длина которого 33 метра, а вес 14 тонн. По сравнению с ростом человека скульптура увеличена в 30 раз. Толщина железобетонных стен Родины-матери составляет всего 25-30 сантиметров. Она отливалась слой за слоем с использованием специальной опалубки из гипсолитовых материалов. Внутри жёсткость каркаса поддерживается системой из более чем сотни тросов. Монумент не скреплён с фундаментом, держится силой тяжести. Родина мать стоит на плите высотой всего 2 метра, которая покоится на главном фундаменте высотой в 16 метров, однако его почти не видно – большая его часть скрыта под землёй. Для усиления эффекта нахождения монумента на самой пиковой точке кургана была сделана искусственная насыпь высотой в 14 метров.
Сталинград, Мамаев курган. На переднем плане Renault UE Chenillette — лёгкий французский бронетранспортер, стоявший на вооружении вермахта.
Едва в Сталинграде стихла канонада, благодарная страна задумалась о том, каким должен быть памятник творцам этой великой победы. Чертежи и эскизы присылали не только профессионалы, но и люди совершенно иных профессий. Одни отправляли их в академию художеств, другие в Государственный комитет обороны, кто-то лично товарищу Сталину. Причем все видели будущий памятник грандиозным, невиданных размеров, под стать значению самой победы.
Всесоюзный конкурс объявили сразу же после войны. Участвовали все видные советские зодчие и архитекторы. Итоги подвели десять лет спустя. Хотя мало кто сомневался что выиграет лауреат Сталинской премии Евгений Вучетич. Он к тому времени уже создал мемориал в берлинском Трептов-парке и пользовался доверием первых лиц государства. 23 января 1958 года Совет министров СССР принял решение о начале строительства памятника-ансамбля на Мамаевом кургане. В мае 1959-го стройка закипела.
В своём творчестве Вучетич трижды обращался к теме меча – меч поднимает Родина-Мать на Мамаевом кургане, призывая изгнать завоевателей; мечом разрубает фашистскую свастику Воин-победитель в берлинском Трептов-парке; меч же перековывает на плуг рабочий в композиции «Перекуём мечи на орала», выражая стремление людей доброй воли бороться за разоружение во имя торжества мира на планете. Эта скульптура была подарена Вучетечем Организации Объединённых Наций и была установлена перед штаб-квартирой в Нью-Йорке, а её копия – волгоградскому заводу газовой аппаратуры, в цехах которого рождалась Родина Мать). Рождён же этот меч был в Магнитогорске (в годы войны каждый третий снаряд и каждый второй танк был сделан из магнитогорского металла), где установлен монумент «Тыл-Фронту».
В ходе строительства монумента Родина Мать в уже готовый проект было внесено множество изменений. Мало кто знает, что первоначально на вершине Мамаева кургана на постаменте должна была стоять скульптура Родины-матери с красным знаменем и коленопреклонённым бойцом (по некоторым версиям, автором этого проекта был Эрнст Неизвестный). К монументу по первоначальному замыслу вели две монументальные лестницы. Но впоследствии Вучетич изменил основную идею монумента. После Сталинградской битвы стране предстояло ещё более 2 лет кровопролитных сражений и до Победы было ещё далеко. Вучетич оставил Родину-мать одну, теперь она звала своих сыновей начать победоносное изгнание врага.
Убрал он и помпезный постамент Родины Матери, практически повторявший тот, на котором стоит его Солдат-победитель в Трептов-парке. Вместо монументальных лестниц (которые, кстати, были уже построены) у Родины Матери появилась дорожка-серпантин. Сама Родина Мать «подросла» относительно первоначального размера – её высота достигла 36 метров. Но и этот вариант не стал окончательным. Вскоре после окончания работ над фундаментом главного монумента Вучетич (по заданию Хрущёва) увеличивает размеры Родины Матери до 52 метров. Из-за этого строителям пришлось в срочном порядке «пригружать» фундамент, для чего в насыпь уложили 150 тысяч тонн земли.
В Тимирязевском районе Москвы, на даче Вучетича, где располагалась его мастерская а сегодня – дом-музей архитектора – можно увидеть рабочие эскизы: уменьшенный макет Родины-Матери, а также макет головы статуи в натуральную величину.
В резком, стремительном порыве встала на кургане женщина. С мечом в руках она призывает своих сыновей встать на защиту Отечества. Правая её нога слегка отведена назад, торс и голова энергично развёрнуты влево. Лицо суровое и волевое. Сдвинутые брови, широко открытый, кричащий рот, раздуваемые порывами ветра короткие волосы, сильные руки, облегающее формы тела длинное платье, раздуваемые порывами ветра концы платка – всё это создаёт ощущение силы, экспрессии и непреодолимого стремления вперёд. На фоне небосклона она подобна парящей в небе птице.
Скульптура Родины Матери прекрасно смотрится со всех сторон в любое время года: в летнее время, когда курган покрыт сплошным травяным ковром, и зимним вечером – светлая, освещённая лучами прожекторов. Величественная статуя, выступая на фоне темно-синего неба, как бы вырастает из кургана, сливаясь со снежным его покровом.
Работа скульптора Е. В. Вучетича и инженера Н. В. Никитина представляет собой многометровую фигуру женщины, шагнувшей вперёд с поднятым мечом. Статуя является аллегорическим образом Родины, зовущей своих сыновей на бой с врагом. В художественном смысле статуя представляет собой современную интерпретацию образа античной богини победы Ники, которая призывает своих сыновей и дочерей дать отпор врагу, продолжить дальнейшее наступление.
Строительство монумента было начато в мае 1959 года и завершено 15 октября 1967 года. Скульптура на момент создания была самым высоким в мире изваянием. Реставрационные работы на Главном монументе памятника-ансамбля проводились дважды: в 1972 и 1986 годах, в частности в 1972 году был заменён меч.
Прообразом скульптуры была Валентина Изотова (по другим сведениям Пешкова Анастасия Антоновна, выпускница Барнаульского педагогического училища 1953 года).
68-летняя Валентина Изотова была моделью при создании знаменитого российского мемориала «Родина-мать». Почти 40 лет она не говорила о том, что участвовала в его создании.
- Могла ли я отказать, когда скульпторы попросили меня позировать для статуи в память об огромных потерях, понесённых Красной армией в Сталинграде? Но я была в ужасе, когда они заявили, что я должна позировать обнажённой.
Было начало 1960-х, и порядочные женщины не раздевались ни перед кем, кроме своих мужей. Художники, даже такие уважаемые и известные, как Лев Майстренко, работавший над мемориалом, для 26-летней женщины ничего не значили.
Ко мне обратился именно Лев. Я работала официанткой в главном ресторане города «Волгоград» — он и сейчас там — и обычно обслуживала зал, зарезервированный для высокопоставленных партийных функционеров и делегаций. Лев сказал, что я прекрасна и воплощаю в себе все физические и нравственные качества идеальной советской женщины. Конечна, я была польщена, как же иначе?
Любопытство взяло верх, и я согласилась позировать. Никто из нас и представления не имел, какой знаменитой станет «Родина-мать». Волгоград (бывший Сталинград) известен этой скульптурой так же, как и разыгравшимся здесь сражением.
Моему мужу не понравилось, что я буду позировать группе художников, присланных из Москвы. Он был ужасно ревнивым и возил меня на каждый сеанс в студию, которую они устроили на старом заводе газовых аппаратов.
Через некоторое время это стало такой же работой, как любая другая, я почти не думала о том, что стою в купальнике, и радовалась тому, что мне платят три рубля в день, поскольку тогда это была приличная сумма. Но только через полгода я наконец подалась на уговоры скульпторов снять лифчик и обнажить грудь. Но это было все. Я была непоколебима в своей решимости сохранить остатки скромности и не позировать совсем обнажённой. Это было немыслимо.
Никто кроме родственников и самых близких друзей об этом не узнал. Вскоре после того, как сеансы закончились, я поехала получать первое высшее образование: у меня два диплома — экономиста и инженера. Затем я уехала из Волгограда и стала жить и работать в Норильске.
После открытия мемориала в 1967 году я мало об этом думала и жила своей жизнью.
В октябре 2010 года начались работы по обеспечению безопасности статуи.
Скульптура сделана из блоков предварительно напряжённого железобетона — 5500 тонн бетона и 2400 тонн металлических конструкций (без основания, на котором она стоит).
Общая высота памятника — 85-87 метров. Он установлен на бетонном фундаменте глубиной 16 метров. Высота женской фигуры — 52 метра (масса — свыше 8 тысяч тонн).
Статуя стоит на плите высотой всего 2 метра, которая покоится на главном фундаменте. Этот фундамент высотой 16 метров, однако его почти не видно — большая его часть скрыта под землёй. Статуя стоит свободно на плите, как шахматная фигура на доске.
Толщина железобетонных стен скульптуры составляет всего 25-30 сантиметров. Внутри вся статуя состоит из отдельных ячеек камер, как комнаты в здании. Жёсткость каркаса поддерживается девяноста девятью металлическими тросами, постоянно находящимися в натяжении.
Меч длиной 33 метра и весом 14 тонн был первоначально сделан из нержавеющей стали, обшитой листами титана. Огромная масса и высокая парусность меча, обусловленная его колоссальными размерами, вызывали сильное раскачивание меча при воздействии ветровых нагрузок, что приводило к возникновению избыточного механического напряжения в месте крепления руки, держащей меч, к телу скульптуры. Деформации конструкции меча также вызывали перемещения листов титановой обшивки, создавая неприятный для слуха звук гремящего металла. Поэтому в 1972 году лезвие заменили на другое — целиком состоящее из фторированной стали — а в верхней части меча предусмотрели отверстия, позволившие уменьшить его парусность. Железобетонная конструкция скульптуры была укреплена в 1986 году по рекомендации экспертной группы НИИЖБ под руководством Р. Л. Серых.
В мире существует очень мало подобных скульптур, например — статуя Иисуса Христа в Рио-де-Жанейро, «Родина-мать» в Киеве, памятник Петру I в Москве. Для сравнения, высота Статуи Свободы от пьедестала — 46 метров.
Сложнейшие расчёты устойчивости этой конструкции выполнены доктором технических наук Н. В. Никитиным — автором расчёта устойчивости Останкинской телебашни. Ночью статуя освещается прожекторами.
«Горизонтальное смещение верхней части 85-метрового монумента в настоящее время составило 211 миллиметров или 75 % от допустимого расчётами. Отклонения идут с 1966 года. Если с 1966 по 1970 годы отклонение составило 102 миллиметра, то с 1970 по 1986 годы — 60 миллиметров, до 1999 года — 33 миллиметра, с 2000—2008 — 16 миллиметров», — сообщил директор ФГУК „Государственный историко-мемориальный музей-заповедник «Сталинградская битва»“ Александр Величкин.
Интересные факты
Скульптура «Родина-мать» занесена в книгу рекордов Гиннеса как самая большая на тот момент скульптура—статуя в мире. Её высота 52 метра, длина руки — 20 и меча — 33 метра. Общая высота скульптуры 85 метров. Вес скульптуры 8 тысяч тонн, а меча — 14 тонн (для сравнения: Статуя Свободы в Нью-Йорке в высоту 46 метров; Статуя Христа-Искупителя в Рио-де-Жанейро 38 метров). На данный момент статуя занимает 11 место в списке самых высоких статуй мира.
Вучетич рассказывал: «Меня спрашивает начальство, зачем у неё открыт рот, ведь это некрасиво. Отвечаю: А она кричит — за Родину… вашу мать! — заткнулись».
Существует легенда, согласно которой вскоре после создания в скульптуре потерялся человек; после этого его никто не видел. Но это лишь легенда
Силуэт скульптуры «Родина-мать» был взят за основу при разработке герба и флага Волгоградской области.
По ходу строительства Вучетич не раз вносил изменения в проект. Малоизвестный факт: поначалу главный монумент ансамбля должен был выглядеть совершенно иначе. На вершине кургана автор хотел поставить скульптуру «Родины-матери» с красным знаменем и коленопреклонённым бойцом. К ней по первоначальному замыслу вели две монументальные лестницы. Их успели построить, когда Вучетич пошёл к Хрущеву, тогдашнему лидеру страны, и убедил его, что будет лучше, если к вершине люди станут подниматься по дорожке-серпантину.
Но это далеко не все изменения, что мэтр внёс в уже готовый проект. О том, как все это происходило, мне рассказала Валентина Клюшина, бывшая многие годы заместителем директора мемориала. В годы создания комплекса она работала в Волгоградском горисполкоме и курировала стройку.
- «Родину-мать» Вучетич решил оставить одну. Убрал он и помпезный постамент, практически повторяющий тот, на котором стоит его Солдат-победитель в Трептов-парке. Главная фигура стала выше — 36 метров. Но и этот вариант просуществовал недолго. Едва строители успели сделать фундамент, как автор увеличил размеры скульптуры. До 52 метров! В соревновании сверхдержав надо было, чтобы главный монумент СССР оказался выше, чем американская статуя Свободы. Пришлось срочно «пригружать» фундамент, чтобы он выдержал 85-метровую (вместе с мечом) скульптуру, весящую 8 тысяч тонн. В насыпь тогда уложили 150 тысяч тонн земли. А поскольку сроки поджимали, в помощь бригадам выделили военный батальон.
Неувязочка вышла и с нынешним Залом воинской славы. Там предполагалось установить полотно панорамы. Едва «коробку» здания выстроили, Вучетич решает, что панораму надо разместить отдельно. Что затем и сделали. А в готовом сооружении по периметру стен расположились мозаичные знамена с фамилиями павших защитников города. Этот вопрос автор тоже быстро провёл через ЦК КПСС.
С этими самыми знамёнами тоже произошел конфуз. Вот что рассказала Клюшина:
- Работали с мозаикой мастера из Ленинграда. А художественное стекло поставляли из украинского города Лисичанска. Мозаичники выкладывали интерьер по мере поступления материала. Когда же все было готово и сняли леса, все ахнули. Тона на стене настолько отличались, что она напоминала шахматную доску. Близился срок сдачи объекта. И Вучетичу ничего не оставалось, как позвонить «наверх». На этот раз Брежневу. Тот тут же набрал первому секретарю ЦК компартии Украины Шелесту и объяснил ему задачу. Словом, через несколько дней машины доставили в Волгоград новое стекло.
Теперь представьте: на дворе июнь, до открытия мемориала остаётся четыре месяца. А надо снова восстановить леса, подготовить и уложить более тысячи квадратных метров разноцветных стеклянных кусочков. Тут очень помог легендарный командующий 62-й армией Василий Чуйков. Он, между прочим, был у Вучетича главным консультантом проекта. В распоряжение штаба стройки откомандировали 500 солдат. Работали бойцы по-стахановски. Уже через три недели интерьер зала обрёл задуманный вид.
Но это не все трудности, с которыми столкнулись создатели комплекса. В один из весенних дней того же 1967 года критическая ситуация сложилась с 33-метровым мечом.
…Как обычно, главный инженер «Волгоградгидростроя» Юрий Абрамов утром шел на работу в штаб. На пути ему попалась стайка мальчишек, спорящих… отчего так сильно раскачивается меч в руке «Родины-матери»? Абрамов поднял голову и ужаснулся. Немедля провели оперативку, а уже на следующий день приехала специальная комиссия из Москвы. Скоро выяснилось, что проектировщики не учли данные многолетних наблюдений за розой ветров. Вот и получилось, что меч оказался развернут плашмя по отношению к ветру. Срочно пришлось делать в нем несколько отверстий, чтобы он мог свободно продуваться. Кроме того, комиссия вообще рекомендовала заменить тяжёлый титановый меч на более лёгкий стальной.
На самом финише стройки потребовалось 50 мощных прожекторов для подсветки скульптуры. Их нигде не могли достать. Страна в то время готовилась отметить 50-летие Октября — и все, что производилось, по разнарядкам уходило в Москву и Ленинград. Клюшину командировали в столицу к председателю Мосгорисполкома Промыслову. Тот сказал, что Москва помочь не в силах. И посоветовал поезжать на завод-изготовитель. И Клюшина рванула в город Гусев, что в Калининградской области. Директор «Электромаша» на просьбу тоже только руками развел. Потом подумал и предложил Валентине выступить по заводскому радио перед рабочими и попросить их поработать сверх нормы. Организовали две дополнительные смены и прожектора «Сайра» ушли в Волгоград. 15 октября 1967 года памятник-ансамбль был торжественно открыт.
Восемь лет и пять месяцев продолжалась стройка. Ещё сорок лет стоит мемориал. Он всегда выглядел достойно. Даже тогда, когда все в стране рушилось и приходило в негодность, на кургане была аккуратно подстрижена трава. Но только люди, работающие здесь, знают, чего стоит этот порядок. И как приходится выбивать деньги у начальства всех рангов, чтобы латать и ремонтировать огромное уникальное хозяйство.
Кто-то неосторожно высказался, что, мол, «Родина-мать» так накренилась, что скоро может упасть. Чушь это. «Любое сооружение такого типа, — говорит директор мемориала, генерал в отставке Владимир Берлов, — может наклоняться. Это даже предусматривается проектировщиками. Скажем, проект нашего монумента рассчитан на отклонение 272 миллиметра. Фигура, — продолжает Берлов, — постоянно обследуется на предмет образования трещин, шероховатостей, анализируется ее положение. А анализ сколов бетона, проведенный в немецкой лаборатории, показал отличное состояние конструкции и наличие необходимого запаса прочности. Изнутри она поддерживается 99 канатами натяжения. Поверьте, утверждает директор, эта система ни за что не позволит монументу накрениться до критического уровня».
В конце июня 1941 года увидело свет, пожалуй, главное графическое произведение Великой Отечественной войны, вошедшее в дальнейшем во все учебники истории — плакат Ираклия Тоидзе «Родина-мать зовёт». По собственному признанию художника, идея создания собирательного образа матери, призывающей на помощь своих сыновей, пришла ему в голову совершенно случайно. Услышав первое сообщение Совинформбюро о нападении фашистской Германии на СССР, супруга Тоидзе вбежала к нему в мастерскую с криком «Война!». Поражённый выражением её лица, художник приказал жене замереть и тут же принялся делать наброски будущего шедевра. В дальнейшем само понятие «Родина-Мать» стало едва ли не краеугольным камнем всей советской пропаганды, воплотившись в бесчисленных подражаниях и перекочевав в смежные области изобразительного искусства, в том числе монументальногo
По материалам сайта infoglaz.ru и masterok