Будущее еды: Додо, сверчки и растения. Что мы будем есть в 2050 году?
Будущее еды: Додо, сверчки и растения. Что мы будем есть в 2050 году?
Скай Блэкберн говорит, что как только люди понимают, что в ее протеиновом порошке для сверчков нет крыльев и лапок, фактор "противности" уменьшается.
Скай Блэкберн была в Таиланде на отдыхе, когда впервые съела сверчка.
Это был не тот благоприятный момент, который можно было бы ожидать для ученого-пищевика и энтомолога, которая впоследствии стала пионером в производстве съедобных насекомых в Австралии.
"Это был один из тех больших полевых сверчков, и он был приготовлен в большом количестве масла. Я не очень люблю чили, но это блюдо было очень, очень острым", - говорит Блэкберн.
"В середине было горячее масло, и оно немного обожгло мне язык, мне это совсем не понравилось".
Но бамбуковые черви, которых она попробовала дальше, оказались гораздо более многообещающими.
"Бамбуковые черви по консистенции напоминали рисовые пузырьки и были приправлены лемонграссом и имбирем, они были очень, очень вкусными".
Это было 15 лет назад, в 2007 году.
Вернувшись домой, Блэкберн начала экспериментировать со съедобными жуками.
Она добавила их в леденцы, которые пользовались успехом у детей на образовательной выставке. Вскоре магазины леденцов и маркетинговые компании стали наперебой предлагать их к продаже.
Будучи диетологом, Блэкберн знала, что ей нужно будет правильно маркировать свои съедобные продукты, если она хочет продавать их на коммерческой основе.
Мальчик ест кукурузные чипсы "Сверчок" Скай Блэкберн, которые продаются в 1000 школьных столовых по всей Австралии.
Мальчик ест кукурузные чипсы "Крикет" Скай Блэкберн, которые продаются в 1000 школьных столовых по всей Австралии. (Прилагается)
"Я отправила их на лабораторное тестирование на питательность, и когда получила результаты, была очень шокирована тем, что никто не употребляет их в пищу, ведь они настолько питательны", - говорит Блэкберн.
"Именно в тот момент я почувствовала, что обладаю идеальным сочетанием навыков, чтобы убедить людей в том, что это хорошая идея, и действительно ввести белок насекомых в обиход в Австралии".
Когда Блэкберн начинала свой бизнес, это было подворье в Западном Сиднее. Теперь ее фермы по производству белка из насекомых производят миллионы сверчков в переоборудованных складских помещениях.
Кукурузные чипсы со сверчками, изготовленные из порошка сверчкового протеина, были разработаны Блэкберн, чтобы привлечь внимание ее сына - привередливого едока - и сейчас являются одним из самых популярных ее продуктов. Они продаются в супермаркетах IGA, через интернет в магазине Dan Murphy's и в более чем 1000 школьных столовых.
Ее компания Circle Harvest также продает закуски из мучных червей, высокобелковую пасту из сверчков и порошок из белка сверчков.
Одним из ключевых преимуществ разведения насекомых как будущего варианта питания является сравнительно небольшое воздействие на окружающую среду, говорит Блэкберн.
Насекомых можно кормить продуктами из пищевых отходов, и они быстро выращиваются: от яйца до сбора урожая проходит всего шесть недель.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Кондитер Белого дома, обслуживавший пять президентов США, умер в возрасте 78 лет
"Это означает, что мы действительно можем производить больше белка за более короткий промежуток времени, используя меньше ресурсов и оказывая меньшую нагрузку на планету", - говорит Блэкберн.
"Если вы замените всего один мясной обед в неделю на обед с использованием сверчков в качестве источника белка, вы фактически сэкономите более 100 000 литров питьевой воды в год".
"Кроме того, они создают 1/100 часть парниковых газов, если сравнивать их с традиционным домашним скотом".
К 2050 году миру необходимо будет прокормить еще два миллиарда человек, что заставило ученых и исследователей задуматься над все более насущным вопросом: как мы можем производить на 60-70% больше продовольствия.
Изменения уже здесь
Робин Уорнер - профессор мясоведения, возглавляет исследовательскую инициативу "Будущие продукты питания" Мельбурнского университета.
Уорнер говорит, что нам достаточно взглянуть на полки супермаркетов, чтобы увидеть, как уже меняется то, что мы едим.
"Это постоянно меняется", - говорит Уорнер.
"На рынке появляются белки насекомых, а продукты из растительных белков быстро набирают популярность".
По данным Vegan Australia, за последние три года количество веганских продуктов, представленных на сайте Woolworths, увеличилось более чем в два раза - с 550 в 2019 году до примерно 1800 в этом году.
Гиганты фастфуда также переходят на растительную основу: в прошлом месяце компания KFC добавила в меню некоторых австралийских магазинов "Wicked Popcorn Chicken" на основе горохового белка.
В прошлом месяце в некоторых магазинах штата Новый Южный Уэльс появилась "Злая курица с попкорном" от KFC на растительной основе.
В прошлом месяце в некоторых австралийских магазинах KFC появилась "Злая курица с попкорном" на растительной основе. (Прилагается)
Австралия - третий по темпам роста рынок растительных продуктов в мире.
В 2019-20 годах продажи растительного мяса в Австралии составили 185 миллионов долларов, а к 2030 году потребительские расходы на растительное "мясо" в Австралии достигнут 3 миллиардов долларов, свидетельствуют данные Австралийской комиссии по торговле и инвестициям.
Уорнер говорит, что одной из основных групп потребителей, которые включают в свой рацион продукты на растительной основе, являются "флекситарианцы", которые могут есть как мясо, так и веганские или вегетарианские продукты.
Хотя флекситарианцы, возможно, не готовы полностью отказаться от мяса, они часто стремятся уменьшить его количество в своем рационе, говорит Уорнер.
"В настоящее время их привлекает благополучие животных, устойчивое развитие в целом, здоровье, а некоторым людям просто не нравится вкус мяса, - говорит Уорнер.
Но всегда найдутся люди, которые никогда не откажутся от мяса, потому что им слишком нравится его вкус, добавляет она.
По ее словам, потребители могут ожидать появления на полках магазинов большего количества смешанных продуктов, которые содержат как мясные, так и растительные ингредиенты, предлагая еще один вариант сокращения потребления мяса.
"Здесь можно получить действительно хороший вкус и текстуру, а также привнести некоторые предполагаемые преимущества растительных продуктов для здоровья", - говорит Уорнер.
По мере роста продовольственной инфляции и проблем продовольственной безопасности во всем мире, Уорнер прогнозирует, что со временем мясо станет "более премиальным продуктом".
Кто хочет зебру или дронта?
По словам Уорнера, несмотря на то, что мясо все еще широко рекламируется, в ближайшие десятилетия все более вероятным становится появление культивированного мяса - выращенного из клеток или тканей животных в лабораторных условиях - в качестве важной продовольственной альтернативы.
"Я считаю, что культивированное мясо будет играть важную роль наряду с традиционным животноводством, но я также думаю, что оно, скорее всего, будет привлекательно только для определенных людей", - говорит она.
Исследование, проведенное три года назад организацией Future Food Hallmark Research Initiative, показало, что многие до сих пор воспринимают культивированное мясо как нежелательное или имеющее "немного неприятный фактор".
Однако другое международное исследование, проведенное Университетом Бата в Великобритании, показывает, что отношение к этому вопросу меняется.
Исследование показало, что более 50 процентов потребителей во многих странах готовы есть культивированное мясо.
По словам Уорнера, отношение к этому продукту постепенно растет.
В Сингапуре впервые в мире поступили в продажу выращенные в лаборатории куриные наггетсы.
Клеточное мясо компании Vow, которым угостили известного шеф-повара Нила Перри.
Клеточное мясо Vow, которое было подано известному шеф-повару Нилу Перри. (Патрик Стивенсон)
Хотя мясо, выращенное в лабораторных условиях, еще не прошло строгие нормативные барьеры для коммерциализации в Австралии, некоторые компании уже производят здесь мясо, выращенное в лабораторных условиях.
В 2020 году стартап Vow, созданный компанией Blackbird Ventures, угостил одним из самых известных австралийских шеф-поваров, Нилом Перри, частью выращенного в лаборатории мяса.
Компания, в которой сейчас работают 54 человека, сосредоточилась на производстве в лаборатории как традиционных продуктов питания - курицы, говядины и свинины, так и мяса альтернативных видов, которые мы обычно не едим, например, черепахи, зебры, льва и яка.
Соучредитель компании Vow Джордж Пеппоу задал этот вопрос в своем выступлении на TEDx в январе этого года - "Зачем есть курицу, свинину и говядину, если мы можем создать что-то лучшее?".
"Что особенного в том, что мы едим ноль один процент животных?" - спрашивает он аудиторию.
"Ваши родители, ваши бабушки и дедушки, ваши прабабушки и прадедушки, скорее всего, ели гораздо меньше мяса, чем вы, но мясо, которое они ели, было гораздо более разнообразным".
"Чарльз Дарвин провел много лет в кругосветном плавании, ел всех животных, которые попадались ему на пути, и писал подробные отчеты об их вкусовых качествах - говядина, курица и свинина были далеко не на первом месте в этом списке".
Хотя никто не ел додо уже 300 или около того лет, это вымершее животное еще может вернуться в меню, считает Пеппу.
"Благодаря быстрым достижениям современной биологии мы даже можем взять некоторые из сохранившихся и реконструированных генетических кодов, чтобы воссоздать опыт употребления дронта в пищу".
Дронт вымер, но может ли он снова появиться на наших тарелках?
Люди стали чрезвычайно эффективными в производстве кур, коров и свинины для потребления, но другие неизученные виды могут иметь преимущества при производстве в лаборатории, например, более быстро растущие клетки и более высокую плотность, говорит Пеппоу.
Хотя продукты на растительной основе уже нашли рынок среди вегетарианцев и флекситарианцев, Пеппоу считает, что всегда будет существовать процент "закоренелых мясоедов", которые просто не захотят отказаться от сочного бифштекса.
Однако, по словам Уорнера, пока неясно, сколько будет стоить выращенное мясо, что, скорее всего, станет существенным фактором для потребителей.
По ее словам, огромное количество исследований и финансовой поддержки, брошенной на зарождающуюся отрасль, делает этот скачок все более неизбежным.
"Пять лет назад я не верила, что культивированное мясо появится на полках магазинов в Австралии, да еще и в ближайшей перспективе", - говорит она.
Сейчас я думаю, что оно может появиться в Австралии в течение 5-10 лет".