Громкая находка археологов. И сомнительная история древнего проклятия
Свернутая свинцовая пластинка, внутри которой выбито несколько слов, вновь порождает споры о достоверности содержащихся в ТАНАХе сведений. И, кроме того, вызывает целый ряд неприятных вопросов. Например, кому принадлежат археологические находки, обнаруженные на Западном берегу? И в чем, собственно, разница между археологами и похитителями древностей?
На прошлой неделе СМИ сообщили о «землетрясении в сфере исследований Священного писания». На пресс-конференции в Техасе израильские и американские археологи объявили, что обнаружена древнейшая надпись на иврите. Она относится к 13 в. до нашей эры, что на 300 лет старше надписи на иврите, до сих пор считавшейся самой древней. По словам ученых, более ранних надписей на этом языке в мире не существует. Три буквы, выбитые на свинцовой пластинке – «йуд», «хей» и «вав» – являются частью тетраграмматона, непроизносимого имени иудейского Бога.
То, что находка была сделана на горе Эйваль в Самарии, подкрепляет версию, в соответствии с которой это место служило для отправления иудейского культа еще во времена завоевания Эрец Исраэль. Некоторые исследователи предполагают, что жертвенник на горе построил сам Йегошуа бин Нун. Относящаяся к тому времени пластинка означает, что еврейский алфавит существовал уже в 13 в. до н.э. Следовательно, и ТАНАХ мог быть написан раньше, чем это принято считать.
Директор Научно-исследовательского исторического института при Хайфском университете профессор Гершон Галиль – один из руководителей группы археологов, работавших на горе Эйваль. Он считает, что их сенсационная находка раз и навсегда покончит со спорами о достоверности содержания Ветхого завета. «С каждым днем я убеждаюсь в этом все больше и больше», – говорит Галиль.
В исследовании также принимали участие известные археологи из-за рубежа – Скотт Стриплинг из США и Питер ван дер Веен из Германии. Они пытались развернуть свернутую пластинку, но отказались от этой мысли из опасения повредить ее. Вместо этого ученые направили артефакт в находящуюся в Праге лабораторию. Там пластинку сфотографировали, просвечивая рентгеновскими лучами. Благодаря этому ученые смогли расшифровать содержащуюся в ней надпись.
На внутренней части пластинки написано: «Ты проклят перед Богом Йеху, ты умрешь, проклятый, смерть тебе. Ты проклят перед Йеху, проклят, проклят».
Буквы, выбитые внутри свинцовой пластинки, по своей форме напоминают древние письмена, обнаруженные на Синайском полуострове. Профессор Галиль называет язык, на котором написано проклятье, протоханаанским, однако его коллеги без всяких сомнений называют этот язык ивритом. Далеко не факт, что между этими языками вообще существовала какая-то разница. Археологи, принимавшие участие в раскопках, с гордостью утверждают, что им удалось обнаружить самую древнюю в мире надпись на иврите.
То, что пластинка относится к 13 веку до н.э., подтверждает и исследование, которое провела профессор Наама Яалом-Мак из Еврейского университета в Иерусалиме. Она пришла к выводу, что материал, из которого изготовлена табличка, по своему химическому составу соответствует составу свинца, добывавшегося в то время в Греции.
Однако, по прошествии недели после пресс-конференции в Техасе, трудно сказать, что весь археологический мир разделяет восторг по поводу сделанной на горе Эйваль находки. Профессор Исраэль Финкельштейн из Хайфского университета вовсе не считает ее революционной. «Меня раздражают разговоры о том, что какая-то одна находка может полностью перевернуть наше представление о ТАНАХе и древней еврейской истории, – написал он на своей странице в Facebook. – Наши знания являются пирамидой, прочно опирающейся на свое основание, а не на остроконечный кончик».
Финкельштейн считает, что серьезным утверждениям по поводу датировки и содержания надписи должна предшествовать глубокая научная дискуссия. По его мнению, выводы профессора Галиля и его коллег, являются лишь трактовкой обнаруженной ими при помощи рентгеновской фотографии надписи, но никак не окончательным заключением. Финкельштейн считает, что гора Эйваль не являлась местом отправления культа до 11 века до н.э., и, следовательно, свинцовая пластинка относится к этому, а не более раннему периоду. Он отмечает, что, в отличие от районов других археологических раскопок, гора Эйваль никогда не исследовалась с помощью углерода-14. Возраст сделанных там находок определялся по черепкам керамики, и он так и не был установлен окончательно.
Финкельштейн также подчеркивает, что известные события на горе Эйваль были описаны в ТАНАХе сотни лет спустя после того, как они произошли. Поэтому, по его мнению, любая попытка установить связь между текстом ТАНАХа и находками, сделанными в районе горы, обречена на провал.
Профессор Кристофер Ролстон из американского университета имени Джорджа Вашингтона, специализирующийся на изучении древних языков, тоже выражает сомнения по поводу «революционной» свинцовой пластинки. «Такое случалось уже не раз, – говорит он. – Археологи с помпой сообщают о своих сенсационных находках, а потом выясняется, что они не такие уж сенсационные. Следует сначала опубликовать научную статью и выслушать критику коллег, и только потом проводить шумную пресс-конференцию».
«Мы не увидели никаких фотографий с якобы обнаруженной внутри пластины надписью, – подчеркивает профессор Ролстон. – Нам показали только схематичный рисунок, который не может служить доказательством представленной версии. Кроме того, мы услышали, что внутри пластинки выбиты 40 букв, но 30 из них составляют слово «проклятый», которое повторяется 10 раз. В результате остается только 4 других слова. Разве на этом основании можно утверждать, что исход из Египта действительно был, и кто-то в это время мог написать ТАНАХ? В этом нет никакой логики».
Кроме того, вопросы вызывает принадлежность сделанной на горе Эйваль археологической находки. Гора расположена в зоне «Б», где все полномочия в гражданской сфере принадлежат Палестинской администрации. В соответствии с Норвежскими соглашениями и международным законодательством, Израиль не вправе разрешать проведение раскопок в этом районе и, соответственно, не может вывозить оттуда никакие артефакты.
Известно, что в 2019 году профессор Скотт Стриплинг и житель поселения Офра Аарон Липкин, организующий археологические туры по Иудее и Самарии, создали при помощи Ассоциации библейских исследований и регионального совета Самарии группу волонтеров. Они вывезли из района горы Эйваль материалы раскопок, которые велись там еще в 80-х годах. Обработка и исследование этих материалов проводились в поселении Шавей-Шомрон. Стриплинг и Липкин утверждают, что все действия производились волонтерами вручную. Однако существуют подозрения, что грунт, вывозимый из района горы Эйваль, грузили с помощью эскаватора.
Проблематичен также вывоз для проведения лабораторного исследования обнаруженной в Самарии свинцовой пластинки в Чехию. Для того, чтобы вывезти такой артефакт из Израиля, требуется специальное разрешение Управления древностей. Но такое разрешение, насколько известно, выдано не было.
«Какая разница – 11 или 13 век? – спрашивает археолог Алон Арад, генеральный директор организации «Эмек шаве». – Серьезное отношение к этой находке придает законность сомнительным способам, с помощью которых она была обнаружена. Это подрывает профессиональное отношение к археологии. Людей, сделавших эту находку, археология вообще не интересует. Им важно найти доказательства исторических версий и мессианских пророчеств, в которые они верят. Наука не имеет для них никакого значения. Управление древностей и академическое сообщество должны огласить свою позицию по поводу раскопок в Самарии. Они не могут закрывать на глаза на происходящее».
Нир Хасон, «ХаАрец», Б.Е.⊥
На фото: алтарь на горе Эйваль. Фото: zstadler - Own work,