Цены на литий выросли в девять раз, отчет подчеркивает зависимость США от иностранных минералов

В недавно опубликованном документе изложены некоторые проблемы, связанные с поставками минералов для любого энергетического перехода от ископаемых видов топлива, что является своевременным предупреждением для политиков, поскольку растущий спрос на электромобили (EV) приводит к увеличению стоимости материалов, используемых в таких продуктах.

Бассейны с рассолом из литиевой шахты, принадлежащей американской компании Albemarle Corp, видны на соляной равнине Атакама в пустыне Атакама, Чили, 16 августа 2018 года. (Ivan Alvarado/Reuters)
Примечательно, что базовые цены на литий, карбонат лития и гидроксид лития стремительно выросли в последние месяцы, как подробно описано на сайте Benchmark Minerals.

Если в сентябре 2020 года базовая цена лития составляла всего $115,80 за тонну, то в марте 2022 года она подскочила до $1045,90 за тонну. Это более чем девятикратный рост.

Зак Шумахер, эксперт по ценам на металлы в Северной Америке из компании Argus Media, сообщил изданию The Epoch Times, что в результате этого стоимость электромобилей, скорее всего, возрастет. По данным Kelley Blue Book, средняя цена сделки по продаже нового электромобиля в ноябре 2021 года составила 56 437 долларов США.

Цены на другие ключевые минералы, включая редкоземельный металл неодим, который используется в ветряных турбинах, также резко выросли в последние месяцы и годы.

"Литий - не единственный сырьевой материал, напрямую связанный с повышением стоимости на рынке EV, поэтому точно определить, насколько увеличится стоимость автомобилей в ближайшие месяцы только за счет лития, может оказаться довольно сложно. Никель, нержавеющая сталь, полупроводники и затраты на рабочую силу - вот те затраты, которые также выросли по сравнению с уровнем последних лет", - сказал Шумахер, добавив, что цены на бытовую электронику также могут вырасти.

Все чаще ученые ставят под сомнение требования к полезным ископаемым, которые потребуются для достижения 100 [процентов] возобновляемых или чистых источников энергии", - говорится в мартовском докладе, авторами которого являются Фил Россетти и Джордж Дэвид Бэнкс для форума "Граждане за ответственные энергетические решения" (CRES).

В документе отмечается, что электромобили в шесть раз более энергоемки, чем автомобили с традиционными двигателями внутреннего сгорания, ссылаясь на доклад Международного энергетического агентства (МЭА).

Возобновляемые источники энергии также являются более минералоемкими, чем их альтернативы на основе углеводородов. Например, ветряным турбинам требуется примерно в девять раз больше минералов, чем газовым установкам, говорится в отчете МЭА.

"Китай является доминирующим поставщиком многих важнейших минералов и, скорее всего, останется им. В случае минералов, которые он не поставляет - например, кобальта - Китай имеет почти монопольный контроль над перерабатывающими мощностями через свои государственные предприятия", - говорится в анализе Форума CRES.

"Политики также должны понимать последствия для энергетической безопасности политики, которая в значительной степени опирается на минералоемкую продукцию для снижения выбросов парниковых газов, поскольку нехватка материалов может привести к повышению цен, а также создать зависимость от иностранных поставщиков, которые могут быть заинтересованы в манипулировании рынком".

Помимо создания рисков для национальной безопасности, нынешняя ситуация также делает Соединенные Штаты виновными в использовании принудительного или другого этически сомнительного труда.

Один из важнейших компонентов солнечных батарей, поликремний, в основном производится в китайском регионе Синьцзян, вероятно, с помощью рабского труда уйгурского этнического меньшинства.

Аналогичным образом, большая часть кобальта для литий-ионных батарей добывается с помощью детского труда в Демократической Республике Конго (ДРК).

В докладе Форума CRES утверждается, что Закон о национальной экологической политике (NEPA) препятствует добыче полезных ископаемых для возобновляемых источников энергии внутри страны даже больше, чем добыче углеводородов.

"Сорок два процента экологических оценок и заявлений о воздействии на окружающую среду по NEPA Министерства энергетики США [приходится] на чистую энергию, передачу или сохранение, по сравнению с 15 процентами на ископаемое топливо", - говорится в докладе, ссылаясь на анализ R Street, проведенный одним из соавторов доклада Филиппом Россетти.

Крупный предлагаемый проект в этом направлении, литиевый рудник Thacker Pass в округе Гумбольдт, штат Невада, получил запись о решении в соответствии с NEPA в январе 2021 года. В начале этого года Отдел охраны окружающей среды штата Невада выдал ему разрешения на добычу полезных ископаемых, водо- и воздухопользование.

Тем не менее, шахта продолжает вызывать споры: так, племя шошонов-пайютов Гэри Маккинни написал в газете Reno Gazette Journal, что "место захоронения наших предков - не место для шахты".

Канадская компания Lithium Americas, разрабатывающая месторождение Thacker Pass, заключила крупные сделки с китайской фирмой Ganfeng Lithium, в том числе через совместное владение проектом по добыче карбоната лития из рассола Cauchari-Olaroz в Аргентине.

На сайте Lithium Americas указано, что Ganfeng владеет 46,7 процентами проекта, а Lithium Americas - 44,8 процентами. Оставшиеся 8,5 процента принадлежат государственной аргентинской компании Jujuy Energía y Minería Sociedad del Estado (JEMSE).

Даже если новые отечественные рудники, такие как Thacker Pass, начнут работать, мета-анализ трех исследований CRES Forum по энергетическому переходу предполагает, что спрос может превысить доказанные запасы нескольких ключевых минералов, включая кобальт, литий, никель, хром и цинк.

"Короче говоря, потенциальные потребности в добыче полезных ископаемых для полного перехода к экологически чистой энергии при существующих технологиях настолько велики, что неясно, будет ли экономически целесообразно добывать достаточное количество минералов для удовлетворения потребностей, смоделированных в этих исследованиях", - говорится в отчете.

В феврале президент Джо Байден обратил внимание на ряд новых инвестиций, направленных на снижение зависимости США от Китая в поставках лития, редкоземельных металлов, кобальта и других критически важных минералов.

В частности, Министерство обороны выделило 35 миллионов долларов на установку по разделению тяжелых редкоземельных элементов, которой управляет компания MP Materials, владелец единственного в стране редкоземельного рудника в Маунтин-Пасс, штат Калифорния.

MP Materials частично принадлежит китайской фирме Shenghe Resources.

"В соответствии с предложением китайского правительства и характерной для китайской редкоземельной промышленности структурой акционерного капитала Shenghe Resources является смешанная собственность", - говорится на сайте компании, указывая на то, что компания частично принадлежит государству.

The Epoch Times обратилась в Shenghe Resources за комментариями.

В конце марта агентство Рейтер сообщило, что сенатор Лиза Мурковски (R-Alaska) выразила "беспокойство" по поводу китайской доли в MP Materials.

Инвестиции, объявленные в феврале, также включают проект Министерства энергетики (DoE) стоимостью 140 миллионов долларов США по получению важнейших минералов из шахтных отходов, угольной золы и других подобных ресурсов.

В докладе Форума CRES говорится, что описанные в нем проблемы могут быть смягчены технологическими прорывами, включая более совершенные подходы к улавливанию углерода и разработку низкоуглеродных видов топлива для обычных, неэлектрических транспортных средств.

В нем также содержится призыв к США ввести санкции против компаний или стран, использующих неэтичный труд, утверждая, что такие шаги должны быть сделаны быстро, пока страна не стала слишком зависимой от таких полезных ископаемых.

"Как крупнейший потребительский рынок, Соединенные Штаты имеют наилучшие возможности для осуществления перемен, отказывая в доступе на рынок неэтичным поставщикам", - говорится в документе.

https://www.zerohedge.com/political/lit … n-minerals