CNN
—
Дункан Энрайт никогда не предполагал, что ему будут угрожать смертью из-за плана по сокращению городского трафика.
Но это именно то, что случилось с местным политиком в Великобритании, который оказался завален оскорбительными сообщениями в социальных сетях и по электронной почте из-за его участия в предлагаемом пробном запуске фильтрации трафика в городе Оксфорд.
План, разработанный для сокращения использования городских дорог в часы пикового трафика, потребует от жителей получения разрешений на проезд через фильтры, установленные камерами, на шести ключевых дорогах.
Обвинения, выдвинутые против Энрайта, были дикими и разнообразными, и в основном от людей, не имеющих отношения к Оксфорду, сказал он. Многие были из-за пределов Великобритании.
Они утверждали, что он хотел ограничить людей их районами, и обвинили его в участии в злобном международном заговоре с целью контролировать движение людей во имя борьбы с изменением климата.
”Это было довольно тревожно, - сказал Энрайт CNN, - у меня действительно не было ничего подобного за многие годы работы в местном правительстве”.
Энрайт увлекся теорией заговора, быстро набирающей обороты по всему миру, которая изменила планы по сокращению трафика, снижению загрязнения воздуха и увеличению пешеходных и велосипедных прогулок в городах в качестве “климатических карантинов”.
Оксфорд стал горячей точкой, отчасти потому, что его план фильтрации трафика был объединен с отдельным предложением в городе о создании “15-минутных городов”, что является главной причиной гнева сторонников теории заговора.
Что такое 15-минутные города?
Введите “15-минутные города” в социальные сети и будьте готовы к шквалу претензий, идея приведет к антиутопии, люди будут оштрафованы за то, что покинули свой “район”, или это “городское заключение”.
Концепция, однако, довольно проста: все, что вам нужно, должно быть примерно в 15 минутах ходьбы или езды на велосипеде от вашего дома, от здравоохранения и образования до продуктовых магазинов и зеленых насаждений.
Цель состоит в том, чтобы сделать города более пригодными для жизни и связанными, с меньшим использованием частных автомобилей, что означает более чистый воздух, более зеленые улицы и более низкий уровень загрязнения планеты от нагрева. Около пятой части мирового антропогенного загрязнения, вызываемого потеплением планеты, приходится на транспорт, и на долю легковых автомобилей приходится более 40%.
Карлосу Морено, профессору Университета Сорбонны во Франции, приписывают первое введение термина "15-минутные города", но широкое понятие не ново.
”Эта идея вдохновляет многих урбанистов, начиная с Джейн Джейкобс, которая в последние десятилетия выступает за компактную, оживленную и, следовательно, более удобную для прогулок городскую среду", - говорит Алессия Калафиоре, преподаватель городских данных и устойчивого развития в Эдинбургском университете.
Она набрала популярность на международном уровне. В Париже мэр Анн Идальго основывала свою кампанию по переизбранию 2020 года, в частности, на плане создания 15-минутных городов. Город запретил движение автомобилей на некоторых участках Сены, добавил сотни миль велосипедных маршрутов и создал мини-парки.
Оттава предложила 15-минутные кварталы, Мельбурн в Австралии планирует принять 20-минутные кварталы, а Барселона в Испании реализует стратегию “суперблоков” без автомобилей.
Даже некоторые города США подхватили эту идею. Портленд представил 20-минутные кварталы более десяти лет назад, а О'Фаллон, штат Иллинойс, недавно опубликовал стратегию “превратиться из типичного пригородного сообщества в сообщество со всем необходимым за 15 минут”.
Карантин из-за пандемии способствовал росту популярности этой концепции, поскольку люди, привязанные к своим районам, были вынуждены переоценить свою местность.
”Мы стали лучше понимать, насколько важно жить в хорошо обслуживаемых районах", - сказал Калафиоре.
Тем не менее, теперь простое упоминание о 15-минутных городах в Интернете вызовет множество гневных комментаторов.
“Кто бы мог подумать, что это планирование стало теорией заговора 2023 года?” - спросил Алекс Нэрс, преподаватель географии и планирования в Университете Ливерпуля, которого завалили сообщениями после его недавней статьи о 15-минутных городах в беседе.
”Мой почтовый ящик умер", - сказал он CNN.
Рождение теории заговора
Итак, как эта довольно приземленная стратегия стала горячей точкой для растущей теории заговора, связанной с климатом?
В течение многих лет некоторые участники индустрии ископаемого топлива пытались вызвать гнев по поводу действий в отношении климата, переименовав его в ”климатическую тиранию", - сказала Дженни Кинг, глава отдела климатических исследований и политики Института стратегического диалога, аналитического центра, специализирующегося на дезинформации и экстремизме.
Однако до 2020 года они изо всех сил пытались добиться успеха, сказала она CNN.
Это изменилось с пандемией.
Серия статей в СМИ, в которых утверждается, что мы должны перестроить мир после Covid, который мог бы поддерживать снижение загрязнения планеты в результате потепления, была использована для усиления повествования о том, что правительства хотят ограничить свободы во имя борьбы с изменением климата.
Инициатива Всемирного экономического форума “Великая перезагрузка”, объявленная как попытка справиться с неравенством и климатическим кризисом после пандемии, раздула пламя.
Термин “карантин по климату” начал вращаться, подталкиваемый правыми аналитическими центрами и скептически настроенными представителями СМИ. По словам Кинга, оттуда он просочился в более экстремальные сообщества заговорщиков, включая группы, связанные с QAnon, и группы, выступающие против вакцинации.
Fox News подхватила это вместе с громкими отрицателями климата.
Обычные люди тоже были охвачены. По словам Кинга, пандемия оставила миллионы людей с подлинной травмой и реальными опасениями по поводу чрезмерного вмешательства правительства. “И это было использовано в качестве оружия обширной экосистемой плохих актеров”.
Дезинформация оппортунистична
Идея 15-минутных городов четко вписывается в теорию заговора “климатической изоляции”, отчасти потому, что ее легко раскрутить таким образом.
“Сторонники теории заговора правы в том, что вы не можете сделать настоящий город из автономных анклавов - это будут просто деревни”, – сказал CNN Карло Ратти, архитектор, инженер и профессор Массачусетского технологического института, где он руководит лабораторией MIT Senseable City.
Но это неверно истолковывает идею, сказал он. Это “дает людям свободу жить на местном уровне, но не заставляет их это делать”.
Тем не менее, по словам Кинга, “дезинформация оппортунистична”, особенно когда речь идет о климате. Что угодно может стать громоотводом для сфабрикованных споров, и когда проблема начинает привлекать внимание, множество разных участников “наводняют пространство”, добавила она.
В декабре канадский клинический психолог и климатический скептик Джордан Питерсон опубликовал твит с нападками на 15-минутные города: “Идея о том, что районы должны быть удобными для прогулок, прекрасна. Идея о том, что идиоты-тиранические бюрократы могут распоряжением решать, где вам " разрешено" ездить, является, пожалуй, худшим из возможных извращений этой идеи ”.
В начале февраля британский политик Ник Флетчер поднял вопрос о заговоре в парламенте, назвав 15-минутные города “международной социалистической концепцией” и заявил, что они “будут стоить нам нашей личной свободы”.
А в прошлые выходные онлайн-теории вылились в реальные протесты, когда тысячи людей, многие из-за пределов области, вышли на улицы Оксфорда в знак протеста против фильтрации трафика и предложений о 15-минутном городе.
Конечно, есть много критических замечаний по поводу 15-минутных городов, в том числе их потенциала для разрушения городов, усиления существующего неравенства между более богатыми и бедными районами.
А Энрайт в Оксфордшире признал, что у местных жителей есть законные опасения по поводу плана фильтрации трафика. Они продолжат консультации, сказал он.
Но это успешное вращение огромной теории заговора, искажающее намерения 15-минутных городов, имеет тревожные долгосрочные последствия для климатических действий, сказал Кинг.
Правительствам, как местным, так и национальным, может быть очень трудно проводить какую-либо политику, которая даже затрагивает климатический кризис, предупредила она. “На данный момент они наиболее уязвимы перед этим огромным всплеском враждебности и общественной мобилизации”.