Марина Абрамович сделала стену плача в Бабьем Яре — с бразильскими кристаллами К ним нужно прислониться лбом, сердцем и животом, чтобы «почувствовать энергию». Но эта идея понравилась не всем
16:00, 13 октября 2021Источник: Meduza
Марина Абрамович у «Кристаллической стены плача». 4 октября 2021 года
Марина Абрамович у «Кристаллической стены плача». 4 октября 2021 года
Gleb Garanich / Reuters / Scanpix / LETA
В Киеве на территории Мемориального центра Холокоста «Бабий Яр» открылся арт-объект художницы Марины Абрамович «Кристаллическая стена плача». Торжественную церемонию провели 6 октября и приурочили к 80-летию трагедии под Киевом, где во время Второй мировой войны, по разным оценкам, были убиты до 200 тысяч евреев. Стену открывали три президента — Украины, Израиля и Германии — под 13-ю симфонию Дмитрия Шостаковича в исполнении Государственного симфонического оркестра Германии. Арт-объект Абрамович — самый крупный в ее карьере — включает в себя элементы из кристаллов, которые она использует в своем творчестве долгие годы. Рассказываем, что известно о новой части мемориального комплекса, вокруг которого идут споры не первый год.
«Кристаллическая стена плача» построена из украинского антрацита и 93 кристаллов кварца, привезенных из Бразилии. Это самый большой проект художницы-концептуалистки Марины Абрамович: ширина объекта — 40 метров, высота — три. Как объяснила сама Абрамович, стена, посвященная погибшим под Киевом евреям, мысленно продолжает «воображаемую прямую вдоль Стены Плача в Иерусалиме».
По задумке художницы, кристаллы кварца расположены в стене таким образом, чтобы человек, стоящий рядом, мог прикоснуться к ним одновременно головой, сердцем и животом, чтобы «почувствовать энергию».
«Я работаю с кристаллами очень давно. Всегда считала, что кристаллы способны собирать весь свет энергетической памяти земли. Если настроиться на энергию кристалла, вы почувствуете, как память способна отмотать себя обратно. Идея в том, что вы должны столкнуться с этими кристаллами. Вы просто должны быть достаточно сильными, чтобы по-настоящему почувствовать эту энергию и саму стену. Это не только Стена плача над тем, что произошло, но и Стена прощения, потому что нам нужно научиться прощать. Прощение — это освобождение от прошлого и новый взгляд на будущее», — цитирует художницу сайт Мемориального центра.
Стену открыли 6 октября, приурочив это событие к 80-летию трагедии: расстрелы в Бабьем Яре начались 29–30 сентября 1941 года, в первые дни были казнены почти 34 тысячи евреев. Убийства продолжались два года, всего число расстрелянных в Бабьем Яре оценивают, по разным данным, от 150 до 200 тысяч человек.
«80 лет назад тут случилась темная вещь. Мы хотим, чтобы наши дети помнили прошлое, но надо помнить и о надежде, думать о том, чтобы такие страшные вещи не повторились», — сказала Абрамович.
На церемонии присутствовали президент Украины Владимир Зеленский, президент Германии Франк-Вальтер Штайнмайер и президент Израиля Ицхак Герцог. Государственный симфонический оркестр Германии исполнил 13-ю симфонию Шостаковича, написаную на основе поэмы Евгения Евтушенко. В синагоге «Место для размышлений», расположенной на территории мемориала, прочли молитву в память о погибших.
В 2020 году проект Мемориального центра, в котором открыли арт-объект Абрамович, подвергся серьезной критике после назначения его художественным руководителем Ильи Хржановского — автора кинопроекта «Дау». С момента его прихода в проект часть прежних участников ушла. А после публикации чернового варианта концепции будущего музея Хржановского обвинили в том, что он собирается сделать из места памяти «Холокост-Диснейленд» с упором на интерактив, а не сохранение исторической памяти. «Медуза» подробно писала об этом конфликте.
В Бабьем Яре нацисты убили 33 тысячи евреев за два дня. Почему музей, который хочет сделать там Илья Хржановский, называют «Холокост-Диснейлендом»?
год назад
Несмотря на споры Илья Хржановский по-прежнему остается художественным руководителем проекта. Мемориальный центр уже опубликовал окончательную концепцию комплекса, в который войдут:
Музей трагедии Бабьего Яра 1941–1943
Музей Холокоста в Украине и Восточной Европе
Музей истории забвения трагедии Бабьего Яра
Музей истории места и Куреневской трагедии
Место для молитвы с синагогой, церковью, мечетью и «внеконфессиональным пространством»
Образовательный центр
Библиотека
Игровое пространство
Центр реабилитации последствий психологической травмы
Также в концепции упоминается «инсталляция, посвященная жертвам трагедии», за которую, судя по всему, и отвечала Абрамович. Это не первый ее совместный проект с Хржановским — она снималась и в «Дау».
Журналист Сакен Аймурзаев, который присутствовал на церемонии памяти в Киеве, в эфире «Дождя» отметил, что для Владимира Зеленского такое мероприятие — «огромный успех», так как до него в Бабьем Яре ни один из президентов не проводил подобных церемоний с участием глав нескольких государств (хотя идея строительства этого комплекса возникла еще при Петре Порошенко). Аймурзаев отмечает, что Абрамович «очень трогательно» подвела президентов к «Кристаллической стене», а все мероприятие, по его словам, было «сделано очень классно».
Однако проект получил и другие оценки. Искусствовед и критик Алиса Ложкина, бабушка которой была свидетелем тех событий и сама чуть не оказалась среди убитых в Бабьем Яре, в своем фейсбуке раскритиковала проект Абрамович:
Я не видела вживую произведение Марины Абрамович в Бабьем Яру, но мне кажется крайне неудачной в этом контексте отсылка к лженаучному «лечению кристаллами», которое в последнее время стремительно набирает популярность среди широких народных масс, в том числе благодаря вирусным видео в тиктоке. Кристаллы, конечно, вещь красивая и, может, даже кому-то помогают, но на месте такой страшной трагедии вся эта ньюэйджевская чепуха как минимум неуместна.
https://meduza.io/feature/2021/10/13/ma … ristallami