Загадочный «Руссикум»
Это таинственное учреждение, которое ныне располагается в здании 18 века на Via Carlino Cattaneo в Риме, было создано декларацией Папы Пия XI еще 15 августа 1929. \"Мужчины, обучающиеся в этом странном учебном заведении, знают, что однажды их пошлют выполнять опасные задания за границу. В огромных аудиториях рекруты усваивают как можно больше знаний об СССР или ГДР, Польше, Чехословакии, Румынии и Болгарии. Обучающиеся там не только учатся говорить на языках соответствующей страны, по которой они специализируются, включая диалекты..., но и интенсивно изучают историю, экономику и актуальные политические проблемы этой страны. Поскольку Ватикан едва ли интересуетстя военной информацией, этому аспекту не уделяется особенного внимания\" - писал известный итальянский публицист Нино Ло Белло в 1982 году. Характеристика, которая скорее подходит какому-нибудь спеццентру ЦРУ. Данные о том, что в \"Руссикуме\" готовились агенты для \"инфильтрации\" в СССР, подтвердила в 1999 году итальянская \"Ассоциация атеистов и рациональных агностиков\" (UAAR). Эту же информацию приводит известный немецкий эксперт в области спецслужб, автор книг о разведке ФРГ Шмидт-Эенбоом в книге \"Службы информации Северной Америки, Европе и Японии\".
Однако есть сведения, что \"Руссикум\" не ограничивается только подготовкой собственных агентов. В папском колледже учатся даже православные священники из России. К таким студентам у \"Руссикума\" отдельный подход. В колледже есть отличная база данных, в которых содержатся досье на православных отцов церкви. Принимая священников на учебу, в \"Руссикуме\" уже отлично знают, где родился, был рукоположен в сан и в каком приходе служит вновь прибывший студент...
Мы уже рассказывали о той роли, которую сыграл Ватикан в крушении Советского союза. В итоге, конец ХХ века ознаменовался большой победой Ватикана над Московской патриархией – Святой престол значительно упрочил свое положение в Восточной Европе, были восстановлены католические и униатские приходы в бывших социалистических странах, в том числе и в России. К началу нового века на на территории Российской Федерации насчитывалось около 1,3 млн католиков и порядка 240 организаций и общин. В период с 1991 по 2002 года Ватикан не только восстановил церковную структуру, существовавшую в России еще до революции 1917 года, но и добился изменения положения Римской католической церкви в РФ. Если ранее католические священнослужители окормляли только этнические и социальные меньшинства, а епископат назначался правительством, то сегодня Римская католическая церковь имеет статус полностью самостоятельной митрополии с параллельными Московскому Патриархату структурами. Однако же чрезмерная активность католиков в России в 2002 – 2003 годах стала причиной скандала между РКЦ, РПЦ и МИД РФ, в результате которого из страны были высланы множество католических священников и епископ Е. Мазур. Недовольство политикой Ватикана стало стихать лишь к 2009 году.
Несмотря на то, что официально в РФ не зарегистрирован ни один католический монастырь, анализ сайтов РКЦ показывает, что из 140 монашеских орденов в мире, в России присутствуют около 40, причем их деятельность простирается не только на русскоговорящее население, но и на малые народы России, и охватывает многие крупнейшие города страны. Кроме того, активно развиваются католические движения прозелитизма, нацеленные на простых мирян, в том числе представителей других религий. Это молодое движение достигло небывалого могущества в церковных делах при Иоанне Павле II в силу энергичности и мобильности, причем оно не зависит от местного епископата и подчиняются непосредственно Ватикану. Его живая деятельность отчасти объясняется стремлением католиков приблизить время исполнения так называемого «фатимского пророчества», в котором говорится об обращении России в католицизм после множества наказаний и испытаний – в католической среде Россия неофициально называется «Землей Марии». Но в действительности речь идет не о том, что Россия придет в лоно Римской Католической церкви, а о том, что Ватикан (то есть, католицизм) рухнет, а Россия обретет истинную веру. Собственно, истинной верой как раз и является православие – недаром оно называется «ортодоксальным христианством», ведь православная вера является как раз неизменной, не подвергшейся изменениям – это именно то христианство, которое было с момента его появления. Если посмотреть правде в глаза, можно увидеть, что после Второго Ватиканского собора католицизм фактически утратил право называться христианской конфессией. В Ватикане давно играют в постмодернистские игры смешения добра и зла, иногда доходя до совершенно абсурдных антихристианских заявлений, противоречащих не только догматике, но и простому здравому смыслу. Например, в 2006 году монсеньор Вальтер Брандмюллер, глава папского совета по вопросам истории, и писатель Виттори Масури (оба - близкие друзья слывущего «консервативным» Папы Римского Бенедикта 16) публично провозгласили, что образ Иуды якобы стал жертвой «теологической инсинуации», которая послужила затем толчком к появлению и развитию пресловутого «антисемитизма». Они сказали, что намерены продвигать в массы идею, что Иуда Искариот не был предателем, а лишь «исполнял волю Божью». Этот шаг к прославлению Иуды явно был санкционирован ватиканской верхушкой.
Святой престол пытается заигрывать со всеми религиями, ничуть не смущаясь тем, что для этого потребуется отойти от догматов христианства. Для Ватикана «цель оправдывает средства». Но на пути к достижению цели есть серьезное препятствие – Русская православная церковь, которая для Ватикана как «красная тряпка для быка». Святому престолу крайне необходимо поставить Московский патриархат под свой контроль. В Этой связи Ватикан всеми силами пытается внести раскол в православную церковь на территории бывшего СССР (в первую очередь, на Украине и в Белоруссии) и за рубежом (используя позиции Константинопольского патриархата). И именно поэтому сейчас на Россию нацелена деятельность влиятельных католических орденов - организаций со своим уставом и подчинением лично своему руководителю – генералу ордена. Большинство действующих в России орденов – миссионерской направленности, так как это направление деятельности РКЦ в России является приоритетным. Сейчас в России (вернее, против РПЦ) активно работают представители Общества Иисуса (иезуиты), Опус Деи и Мальтийского ордена.
Общество Иисуса (орден иезуитов)
Орден иезуитов основан в 1534 году Игнатием Лойолой и утвержден папой Павлом III в 1540 году. Иезуиты сыграли большую роль в контрреформации, активно занимались наукой, образованием и миссионерской деятельностью. Члены Общества Иисуса наряду с тремя традиционными обетами (бедности, послушания и целомудрия) дают и четвертый — послушания папе римскому «в вопросах миссий» – беспрекословное выполнение любых его указаний. Основные принципы построения ордена: жесткая дисциплина, строгая централизация, беспрекословное повиновение младших по положению старшим, абсолютный авторитет главы — пожизненно избираемого генерала («черного папы»), подчиненного непосредственно папе римскому. Орден имел все признаки спецслужбы - жесткую военную дисциплину и множество тайных агентов. А неразборчивость иезуитов в средствах уже в 16 веке вошла в поговорку – на их совести убийства по крайней мере двух французских королей – Генрихов III и IV. Методы иезуитов вызвали столь большое возмущение, что в конце 18 века Орден изгнали почти из всех европейских стран, включая католическую Испанию. В 1773 году орден был распущен и восстановлен только в 1814 году. В России у ордена странная судьба: поддержкой иезуитов, к примеру, пользовался Гришка Отрепьев, а Екатерина II приютила иезуитов после запрета их в Европе. Из России орден Иисуса был изгнан в 1820 году и появился у нас официально десять лет назад. В октябре 1992 года Минюст зарегистировал «Объединение ордена Иисуса». В настоящее время в России действует \"Независимый российский регион Общества Иисуса\", главным настоятелем которого является отец Станислав Опеля.
Сегодня число иезуитов составляет 18 139 человек (данные 2010 года), из них 12 808 — священники. Около 4 тысяч иезуитов в Азии, 3 тысячи — в США, а всего иезуиты ведут работу в 112 странах мира, они служат в 1536 приходах. Орден разрешает многим иезуитам вести светский образ жизни. Территориально Орден делится на «провинции» (в некоторых странах, где иезуитов много, существует по несколько провинций; и наоборот, некоторые провинции объединяют несколько стран), «регионы», зависимые от той или иной провинции, и «независимые регионы». Иезуиты, проживающие на территории бывшего СССР, за исключением стран Прибалтики, относятся к Независимому Российскому Региону. В настоящее время главой (генералом) ордена является испанец Адольфо Николас. Главная курия ордена находится в Риме, в исторически значимом комплексе зданий, и включает в себя знаменитую церковь Святейшего Имени Иисуса.
Одним из главных постулатов деятельности Общества Иисуса является проникновение в культуру общества, где они проводят свою деятельность, учитывая историю, обычаи, менталитет и государственный строй – таким образом, они очень успешно интегрируются в общественную жизнь. Иезуиты появились в Российской Империи во время правления Екатерины II после раздела Речи Посполитой, вместе с отошедшими к России территориями. Императором Павлом I им была дарована церковь св. Екатерины в Санкт-Петербурге и разрешено создать колледж, но в связи с активным вовлечением русского дворянства в орден в 1820 году его деятельность была прекращена, а сами иезуиты высланы за пределы империи.
В настоящее время служение иезуитов в России ведется по двум направлениям: пастырская помощь католической церкви в РФ и странах СНГ и «интеллектуальное апостольство». С 2000 года Общество Иисуса в Москве возглавлял мексиканец Октавио Вилчес Ландин, отозванный руководством на учебу в 2007 году. Его место занял священник Отто Месмер, убитый вместе со своим братом в конце 2008 года в квартире на Петровке. Нынешний представитель – Антоний Коркован. К Обществу Иисуса принадлежит самый выдающийся католический епископ России – Иосиф Верт, занимающий новосибирскую кафедру.
Устав иезуитского ордена запрещает его членам занимать епископские кафедры, кроме миссионерских, поэтому Новосибирская кафедра является миссионерским центром ордена. В нем находится новициат – отделение духовной подготовки послушников из России, Украины и Белоруссии. В Москве орден руководит католическим институтом философии св. Фомы Аквинского, ведет активную издательскую деятельность: публикует учебную, богословскую и философскую литературу, издает религиозно-общественный журнал «Точки», а также выпускает журнал христианской культуры «Символ», посвященный творческому диалогу Востока и Запада.
Сейчас мы наблюдаем тенденцию закрепления позиций католицизма и иезуитского ордена в частности в самом центре России – в Москве, что вызывает некоторое недоумение и опасение, учитывая специфику деятельности ордена и применяемые им методы. Влияние католических орденов в РФ возрастает и мы еще не раз вернемся к этому вопросу.
«Опус Деи» (Дело господне)
В декабре 2007 года в Москве было открыто представительство светского католического ордена «Опус Деи» («Дело Господне»). До этого времени Россия была единственной из крупных стран, где «Опус Деи» не был официально представлен. Тем не менее, как заявил представитель самой организации А.Хавард, сотрудники «Опус Деи» к этому времени работали на территории России уже в течение 15 лет. Видимо, почва за это время оказалась настолько хорошо подготовленной, что руководство Ордена в лице главы епископа Хавьера Эчеварриа сочло возможным перевести организацию на «легальное» положение.
Российскую общественность пытаются успокоить, представляя «Опус Деи» как исключительно религиозно-просветительскую организацию, выполняющую якобы духовную миссию. В то же время хорошо известно, что «Опус Деи» – это организация с «двойным дном», осуществляющая не только миссионерскую деятельность (в реальности – религиозную экспансию), но и преследующая чисто политические цели. Аналитики называют ее неофициальным центром ватиканских спецслужб, или главной разведывательной службой Папы, выполняющей важнейшие политические миссии.
Для деятельности «Опус Деи» характерны, во-первых, закрытый характер и, во-вторых, «точечная» работа, то есть привлечение влиятельных фигур, которые становятся ядром «агентуры влияния» Ватикана. Не случайно руководитель российского отделения ордена, священник Хосе-Антонио Сеновилья, подчеркнул, что \"Опус Деи\" не собирается вести в России \"активную пропаганду\": «это не наш метод, мы работаем с каждым человеком лично». Непосредственно в состав Ордена входит более 85 тыс. человек, но их официальных списков не существует, сами члены не должны афишировать своей принадлежности к организации и хранят в тайне все, что касается методов их работы. Не существует и официальных финансовых отчетов, а печатный орган Ордена «Хроника» доступен только штатным членам – нумерариям.
Созданный в 1928 г. испанским священником Хосе Мария Эскрива де Балагер «Опус Деи» представляет собой принципиально новый тип орденской организации: кроме духовенства он включает и мирян, которые могут «обрести святость» в своих будничных делах, выполняя указанные функции в определенной общественной сфере. Фактически это копия протестантской этики с ее сакрализацией мирской деятельности, в которой человек и призван себя полностью реализовать. Выполнение любого дела рассматривается тут как религиозное служение и неразрывно связано со стремлением к лидерству и установкой на принадлежность к элите. Этим обусловлены изначальный интерес Ордена к экономике, банковскому делу, к участию в государственных органах власти (при формально декларированном аполитизме), а также то особое внимание, которое он уделяет школам, университетам, центрам по подготовке менеджеров, экспертов по финансам и пр.
Другим важнейшим элементом специфики работы «Опус Деи» является то, что Орден создан по модели секты, сочетающей жесткую структуру управления, централизованное иерархическое устройство и железную внутреннюю дисциплину с абсолютным подчинением вышестоящим, с сетевым типом организации. Все члены общества подразделяются на три ступени: нумерарии (штатные члены организации, выполняющие руководящие функции, живущие в целибате, соблюдающие все обеты и правила, отдающие весь свой заработок в пользу Ордена), «аггрегати» (которые также холосты и отчисляют часть своего заработка) и «супернумерарии» (сверхштатные, состоящие в браке). В соответствии с этим строится вся деятельность Ордена, представляющая собой многоуровневую систему.
Главную роль играют официальные центры, представляющие духовную прелатуру. Затем идут организации, создаваемые правоверными мирянами – членами Ордена и сочувствующими. В названиях этих организаций не присутствует имя «Опус Деи», но они теснейшим образом связаны на религиозном уровне. К ним относятся университетские центры, центры профессионального обучения, различные образовательные учреждения, часто регистрируемые как фонды, культурные центры, где и происходит рекрутирование основной массы молодежи. И наконец, третий уровень включает в себя различные финансовые, политические и идеологические учреждения, не связанные с Орденом на религиозном уровне, но создаваемые людьми «Опус Деи». Эти учреждения настолько скрытно внедрены в структуру Ордена, что их очень трудно распознать. К ним относятся личные фонды, связанные с банками и промышленными предприятиями, политические клубы, семейные ассоциации. Эта система позволяет Ордену проникать в различные сферы и вовлекать в свою деятельность широкий круг людей, численность которых достигает несколько сот тысяч человек.
Именно «Опус Деи» помог прийти к власти Иоанну Павлу II, который присвоил 28 ноября 1982 года Ордену статус «личной прелатуры», выведя его из-под юрисдикции епархиального руководства (опусдеисты называют этот день «исторической датой»). С этого времени Орден стал играть доминирующую роль в Ватикане, превратившись по существу в «церковь внутри церкви».
В условиях развернутого тогда на Западе наступления неоконсерватизма и крайнего обострения холодной войны «Опус Деи» поставил перед собой задачу добиться восстановления международного политического веса Ватикана. Восточная Европа являлась в 80-х годах главной сферой геополитического противоборства, и стратегические интересы Ватикана и США здесь полностью сошлись. Это стало основой «священного союза» Ватикана, Вашингтона и ЦРУ, в оформлении которого «Опус Деи» сыграл важнейшую роль. Для этого Орден использовал свои связи с североамериканскими кланами итальянской мафии, а также близкие отношения личного секретаря Папы Станислава Дзивича с американскими членами Трехсторонней комиссии и в первую очередь с З.Бжезинским. Ключевыми фигурами «священного союза» стали также глава ЦРУ У.Кейси и госсекретарь США А.Хейг – оба католики и рыцари Мальтийского ордена, называемого «вооруженной рукой» Ватикана.
И еще один чрезвычайно знаменательный факт, о котором уже говорилось в предыдущих статьях: в 1983 г. из католического юридического кодекса изымается действовавший 200 лет канон № 2335, который запрещал католикам под страхом отлучения от церкви пребывание в масонских ложах. Это означало официальное прекращение борьбы Ватикана с масонством и облегчало поддержание связей прелатов с мафиозными кругами. В том же 1983 году Папа принял у себя членов Трехсторонней комиссии в полном составе (около 200 человек), а в 1984 г. между Ватиканом и США устанавливаются дипломатические отношения. В Америке открывается не менее полусотни центров «Опус Деи», члены Ордена появляются в Белом доме, в средних и высших эшелонах Пентагона. С тех пор влияние Ордена здесь не перестает расширяться.
В этом стратегическом альянсе Святой Престол выступал в качестве главного эксперта и координатора действий западных спецслужб. Представители администрации Рейгана позднее признавались, что по уровню информированности и анализа ситуации в Польше представители Ватикана опережали американских разведчиков и дипломатов. Помощник Рейгана по национальной безопасности Уильям Кларк, в частности, утверждал: «Информация Ватикана абсолютно превосходила нашу по качеству и быстроте практически во всех отношениях». Одновременно участие Ватикана призвано было и «духовно» узаконить осуществлявшуюся в восточноевропейских странах смену власти, которая была представлена и Папой, и Вашингтоном как «священная война» против коммунизма.
Сегодня «Опус Деи» реализует работу по двум приоритетным направлениям деятельности, определенным Ватиканом: во-первых, обеспечение культурно-религиозного фундамента для Единой Европы, рассматриваемой исключительно в рамках евро-атлантической солидарности, и, во-вторых, ослабление позиций Русской Православной Церкви – в самой России (через распространение криптокатолицизма) и на Украине (через объединение украинских раскольников с греко-католиками в подчиненном Папе «Украинском Патриархате»). Преемственность этой политики, начатой при Иоанне Павле II, обеспечивает Бенедикт ХVI, достаточно тесно связанный с «Опус Деи», который способствовал его приходу к власти. В то же время, в отличие от своего предшественника, привыкшего работать открыто и на массы, новый Папа проводит свою линию более скрытно, тихо, сдержанно, но и более жестко, что полностью соответствует предписаниям Эскрива де Балагера, учившего «быть внешне покладистым, но иметь стальной кулак в велюровой перчатке».
В последнее время влияние католической церкви в европейской политике заметно усилилось. Складывается консенсус правящих европейских элит и Ватикана, который должен превратиться в опору Единой Европы. Поскольку же число католических священников неудержимо сокращается (даже в Польше), растущее значение приобретает деятельность «святых мирян», которых и формирует «Опус Деи», все активнее внедряющийся в последнее время в международные организации и в первую очередь в институты ЕС.
Что же касается восточного направления деятельности Ватикана, то здесь он не менее настойчиво добивается расширения своего влияния, но использует другую тактику. Появление в России представительства главной ватиканской спецслужбы, занимающейся перестройкой сознания «незападных» народов, далеко не случайно. Действуя в духе заветов Эскрива де Балагера, Ватикан осуществляет свое «интеллектуальное проникновение» под прикрытием идей «межхристианского диалога» и «взаимного духовного обогащения».
Экуменическое движение мыслится Ватиканом исключительно в духе униатской модели и рассматривается как процесс объединения всех христиан под властью Папы. Еще в 2000 г. кардинал Й. Ратцингер (будущий Бенедикт ХУI) подготовил папскую энциклику «Dominius Iesus», в которой истинной признается лишь католическая церковь, что поставило российских филокатоликов в трудное положение, и об энциклике предпочли забыть. Однако летом 2007 г. Бенедикт ХУI вновь напомнил о миссии католицизма, санкционировав документ, подготовленный Конгрегацией по вопросам вероучения Ватикана, в которой православие и протестантизм названы «неправомочными», а римское католичество – «единственной подлинной Церковью Христа», в присоединении к которой другие христиане только и могут обрести подлинную полноту. И наконец, в октябре 2007 года на заседании Смешанной комиссии по православно-католическому диалогу, которую представители РПЦ вынуждены были покинуть, был подписан некий секретный документ, призванный проложить путь к восстановлению единства католиков и православных. Итальянская газета La Repubblica привела следующие цитаты из этого документа: Папа – «первый Патриарх», Рим – «первый престол», а Римская церковь «окончательно и безоговорочно устанавливает главенство римского понтифика». То есть признание папского главенства всеми христианами остается главным условием для восстановления общения с Римом.
Еще одной структурой, которая задействуется Ватиканом в его борьбе в Русской православной церковью является Мальтийский орден, работающий в России с 17 века и до сих пор оказывающий влияние на ситуацию в как России, так и в республиках бывшего СССР (особенно в Белоруссии). Об этом читайте во второй части статьи в следующем номере газеты «Служу Отечеству».
Александр Тимофеев
Примечание админа: нахожу статью весьма информативной и достоверной,кроме заблуждения автора о неподписании секретного документа между РПЦ и Ватиканом в 2007 году.Документ был подписан при посредничестве Путина,о чем я и сообщал отдельно в теме про ИП II