Хильма аф Клинт — шведская художница и мистик, одна из первых представителей абстрактной живописи. Её композиции предвосхитили работы таких художников-абстракционистов, как Кандинский и Малевич. Была членом группы-содружества «Пять» (De Fem) женщин-единомышленниц, разделявших её веру в контакты с так называемыми «духовными учителями», происходившими часто посредством спиритических сеансов. Её картины, иногда напоминающие диаграммы, являются выражением глубокого духовного мировоззрения.
Коллекция абстрактного искусства Хильмы аф Клинт насчитывает более 1200 работ, она принадлежит и находится в распоряжении «Фонда Хильмы аф Клинт» в Стокгольме (Швеция).
В 1879—1882 годы регулярно принимает участие в спиритических сеансах одной из христиански ориентированных оккультных групп, которую позже покинет. В 1880 году умирает её младшая сестра Хермина, и с того момента духовная сторона жизни приобретает для Хильмы наивысшее значение. Духовный поиск приводит Хильму к изучению различных философских и религиозных направлений, она интересуется теософскими идеями Елены Блаватской и розенкрейцерством, философией Христиана Розенкрейца.
Во время обучения в академии, Хильма знакомится с Анной Кассель, первой из четырёх женщин, с которыми она позднее организует группу «Пять» (De Fem) — содружество художниц, разделяющих её духовные идеи. С 1896 по 1906 год они встречаются каждую пятницу, читают и изучают Новый Завет, проводят медитации и спиритические сеансы, а после аккуратно записывают получаемые «послания». С Хильмой и её единомышленницами, согласно её записям, вступают в контакт духи Грегор, Клемент, Амалиель и Ананда, а также целая группа их представителей и помощников. Хильма пишет, что получила послание от духовного существа, в котором ей объяснили, что она будет создавать картины—медиумы. В конце 1906 года по указаниям своих «духовных руководителей» она создает первую серию абстрактных работ: яркие, многоцветные композиции с геометрическими и орнаментальными мотивами.
В 1908 году она знакомится с известным австрийским мистиком Рудольфом Штайнером, книги которого она знала. Их встреча произошла в мастерской Хильмы в Стокгольме, там он увидел её первые работы. Штайнер не стал их интерпретировать, и даже заметил, что в ближайшие 50 лет они не будут поняты. Антропософия оказала значимое влияние на творчество шведской художницы. В ее работах стали появляться мотивы, вдохновленные данным учением: изображения раковин, змей, лилий и крестов.
Картина "АЛТАРЬ".
Когда эта форма выражения становится более привычной и естественной для неё, Хильма получает послание от высшего духовного существа на создание серии картин «Храм». Художница чувствует, что её руку «направляет» какая-то внешняя сила. В это время она пишет в своем дневнике: «Картина была написана прямо „из“ меня, без каких-либо предварительных эскизов и с великой силой. Я не имела никакого понятия, что картина должна была изображать, и тем не менее я работала быстро и уверенно, не меняя ни одного мазка кисти.»
В 1906 году, после 20 лет творчества, в 44 года Хильма аф Клинт пишет первую серию абстрактных работ.
Группа III, номер 5 (1907)
Работа над «Храмом» продолжалась между 1906 и 1915 годами в два этапа, с перерывом между 1908 и 1912 годами. Форма визуального выражения становится её художественным языком. Со временем её живопись становится более независимой и осмысленной, тем не менее духовный источник остается основным вдохновителем её творчества до конца жизни.
Серию «Храм» представляют 193 картины, которые группируются в отдельные подсерии.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Клинт,_Хильма_аф