1950-е годы стали “золотым веком” лампового радио. Именно тогда приемники стали по-настоящему массовым атрибутом быта, оставаясь истинным украшением интерьера дома. Приемник “Мир-152″, собранный на “старых добрых” октальных лампах, остается, по мнению многих, чемпионом по качеству и устойчивости приема среди советских аппаратов того времени, и эталоном бытового дизайна.
"Мир-152" 1952 года, "царь-приемник"
“Мир” величественно велик - это самый большой советский настольный радиоприёмник. Он поражает наповал сказочной, заоблачной роскошью, этот красавец-циклоп.
Исторически мода на большие радиоприёмники рождена в США в конце 20-х годов, и они всегда занимали нишу сверхдорогих приёмников. В скромной, по сравнению с богатой и размашистой Америкой, Европе этот класс радиоаппаратуры распространения не получил, но был подхвачен и использован в дорогих радиоприёмниках фашистской Германии - этот стиль подчёркивал монументальность и незыблемость “тысячелетнего” третьего рейха.
Schaub super 629W 1937г.
Можно без преувеличения сказать, что в бытовой приёмной технике “Мир” является самым ярким и характерным для культуры того времени образцом. Заводы соревновались в разработке разнообразных схем и ящиков, которые радуют глаз красивой отделкой. Но самым массовым и, пожалуй, любимым приемником 50-х во многих семьях стал «Балтика» рижского завода ВЭФ. Его характерный обтекаемый дизайн, хорошее качество звучания и относительно невысокая цена, а приемник стоил в те годы пару зарплат квалифицированного рабочего – сделали его «бестселлером» эпохи. Эта модель была настолько популярной, что общий объем выпуска составил более миллиона экземпляров! Во многих фильмах той эпохи этот приемник был непременным предметом интерьера, как «Солдат Иван Бровкин» или современный фильм – «Водитель для Веры»…
Была определенная традиция в послевоенные годы, да и в начале 50-х выставлять радиоприемник в окно и слушать музыку и радиопередачи во дворе. Даже выходя на улицу гулять с детьми, люди не хотели расставаться со звучанием, создающим в их подсознании сильный позитивный отклик. Под музыкальные радиопередачи и грампластинки, используя радиоприемник в качестве усилителя, устраивались танцы во дворах.
Балтика 2
В 1945 году победоносно завершилась война с фашизмом. Свыше 10 млн. советских людей в ходе боевых действий за границами СССР и по их окончании могли воочию убедиться, насколько буржуазный образ жизни превосходит социалистическую действительность.
Радиотехника не была исключением. Западная, по большей части германская, бытовая радиотехника была очень совершенной. Пропагандистский характер фашистских государств придавал исключительную значимость сверхдешевым, так называемым народным (volksempfanger) радиоприемникам, примером которых являлся "VЕ 301" фирмы Telefunken.
Philips ER 1a
Политическое руководство СССР не могло игнорировать столь поучительный опыт, и сразу после войны была поставлена задача обеспечить народным радиоприемником советских граждан, преследующая те же цели.
Послевоенная Европа была не в лучшем экономическом положении (в стране-победителе положение большинства граждан было просто ужасающим), и сохранившие свой производственный потенциал радиофирмы в Западной зоне (в советской зоне оборудование и приборное оснащение были демонтированы и перемещены в СССР), такие как Philips, Saba, Siemens и др. уже в конце войны освоили в производстве небольшие трехламповые радиоприемнички в пластмассовых корпусах с бестрансформаторным питанием - медь была остродефицитной. Эти приемники выпускались в первой послевоенной пятилетке в Европе в значительных количествах, и завозились иногда в СССР, где у радиолюбителей получили сленговое наименование "спальники".
"Народный" СВ приемник Telefunken в капитанской рубке немецкой подводной лодки.
Характерной технической особенностью их являлось применение комбинированных многофункциональных радиоламп с высокими (до 30 В) накальными напряжениями, с последовательным включением нитей накала и применением в цепях питания мощных гасящих сопротивлений. Это позволяло исключить дефицитную медь, но резко ухудшало экономичность приемников.
В СССР идея бестрансформаторного питания бытовых радиоприемников реализована в двух моделях. Первая, пятиламповый "Рекорд", была разработана в КБ Александровского радиозавода уже в 1944 году. Серийный выпуск вместе с модифицированным вариантом "Рекорд-46" продолжился по 1951 год.
Шасси "Рекорд-46".
"Рекорд-52".
Второй радиоприемник, семиламповый "Москвич", был разработан в ОГК Московского завода ЗИО (ныне ОАО "Темп") и серийно выпускался в 1946-47 гг. Эти приёмники не отвечали народным требованиям по цене и сложности, но их конструктивные особенности оказали определенное влияние на будущий массовый приемник.
Техническое задание на разработку массового народного радиоприемника было выдано ОГК завода ЗИО в начале 1947 года. По существующей тогда практике, руководство Министерства промышленности средств связи (МПСС) заказывало Торгово-промышленной Палате образцы зарубежной радиотехники, которые в директивном порядке направлялись на предприятия 2-го Главного Управления МПСС, ответственного за выпуск бытовой радиоаппаратуры. На предприятиях проводилась реконструктивная адаптация полученного образца по состоянию элементной базы (иногда она носила достаточно глубокий характер) и после комиссионного рассмотрения опытного изделия в Институте радиовещательного приема и акустики в Ленинграде, он рекомендовался (или нет) для серийного производства.
Для "Москвича-В" установить точно рекомендованный зарубежный образец не удалось (архивы по радиопромышленности с 1941 года не рассекречены!), но по его исполнению очевидно, что им мог быть только американский радиоприемник. Приемники такого типа, имеющие штампованный пластиковый корпус, упрощенную схему - в США это пять ламп (комбинированные лампы практически не применялись), появились там в 1938 году и были исключительно популярны в качестве недорогих вторых приемников. В Европу они были завезены американскими военнослужащими, и их дизайн явился образцом для "спальников".
Радиоприёмник Dewald-666, США, 1940 год. Один из прародителей советских народных приемников.
Для "Москвича-В" установить точно рекомендованный зарубежный образец не удалось (архивы по
радиопромышленности с 1941 года не рассекречены!), но по его исполнению очевидно, что им мог быть только американский радиоприемник. Приемники такого типа, имеющие штампованный
пластиковый корпус, упрощенную схему - в США это пять ламп (комбинированные лампы практически не применялись), появились там в 1938 году и были исключительно популярны в
качестве недорогих вторых приемников. В Европу они были завезены американскими
военнослужащими, и их дизайн явился образцом для "спальников".
В специально организованную в марте 1946 года из 14 конструкторов лабораторию, начальником которой был назначен молодой и очень энергичный радиоинженер В.Г. Гусев. Разработчикам народного радиоприемника надо было спешить, так как его выпуск был привязан к
денежной реформе декабря того же года. Приемник получил наименование "Весна", но когда его
одобряли для серийного производства, в политическом смысле название показалось индифферентным. Проявлять какую-либо инициативу снизу в те времена было весьма опасным,
посему народному приемнику осторожно присвоили имя по месту производства Москвич. Во
избежание путаницы с прежним семиламповым приемником ему прибавили буковку "В"- "Москвич-В".
"Весна".
В то время советские радиоспециалисты очень вдумчиво исследовали трофейную радиотехнику Германии, а также лендлизовскую из США и Великобритании (а также до и после всю зарубежную в целом). По состоянию элементной базы, в особенности по радиолампам, воспроизведение в СССР без изменений любого бытового радиоприемника как Германии, так и США было проблематичным. Поэтому в лаборатории В.Г. Гусева был сконструирован межнациональный русскоговорящий гибрид, причем в последней модернизации удивительно гармоничный.
Электрическое решение народного приемника выбрано по типу супергетеродина. В послевоенное время радиоприемники прямого усиления уже были глубокой архаикой, более того, при скученности вещательных станций (в Европе, конечно) и обилии промышленных помех в городах эта схема обладала достаточной избирательностью и являлась безусловно выигрышной. В классическом американском исполнении она имела минимум пять ламп; примером является налаженный выпуск перед войной в Александрове радиоприемник МС-539, упрощенный вариант лицензионного американца 6Н1.
Советский МС-539 Александровского радиозавода.
Основанием для производства этих приемников послужил Договор на техпомощь с американской фирмой RCA, который еще в 1935 году заключила советская внешнеторговая организация Главэкспром. Основой модели стал радиоприёмник американской фирмы - RCA Victor ''6Т2'' даже имеющий схожий внешний вид. Приёмник работает в диапазоне длинных, средних и коротких (5,8...20 Мгц) волн, имеет надёжную, продуманную конструкцию и достаточно высокие технико-акустические параметры.
Монтаж американского приемника.
Фашистская народная идея в европейском исполнении диктовала минимально возможное число радиоламп, не более трех. Но в СССР комбинированные многофункциональные германские лампы не производились - еще в довоенное время И.В. Сталиным был избран американский индустриальный путь, с полным воспроизведением элементной базы и радиоламп.
Эту, в общем технико-экономическую задачку конструкторы решили в электрическом смысле достаточно оригинально. В качестве гетеродина и смесителя выбрана одна из немногих комбинированных ламп. Ею стала лампа 6А10С , советское упрощение в стеклянном исполнении
В компоновочном отношении радиоприемник "Москвич-В" выполнен по германской линейчатой схеме, плотный объемный монтаж, но он более разрежен, чем типичный "спальник" Philips204U.
"Philips 204U Philetta"
--
Дизайнерское решение приёмника с горизонтальными делениями передней панели и смещение шкалы вправо типично для приёмников этого класса тех лет.
Американский приемник "Pioneer". Технические решения которого тоже были использованы в "Москвиче".
Конструкторский коллектив В.Г. Гусева, совместно с технологами завода, разработал концепцию производства, рассчитанную на минимум производственной квалификации. Было так же очевидным, что массовый выпуск будущего народного приемника потребует применение в возможно большем масштабе операций штамповки, автоматизированного литья, полуавтоматизированной механообработки, конвейерной сборки и освоения других, специфических для массового производства технологий.
Уже в 1949 г. выпущено 71 122 шт., а в 1950 г. 240 417 шт., и он занял первое место по тиражности среди всех ламповых радиоприемников СССР. Максимальный выпуск был в 1954 г., 445 040 шт., а всего изготовлено по 1957 г., когда массовое производство было прекращено, 2 019 740 шт.
С 1951 года производства многих комплектующих, в особенности пластмассового корпуса и громкоговорителя , а также сборка готовых изделий в количестве до 120 000 шт., были возложены на Московский завод "Красный Октябрь". До радиотехнической специализации завод выпускал кастрюли, бидоны, столовые ложки и врезные замки, с общей площадью 680 кв. метров и 420 рабочими - 1,6 кв. метра на одного рабочего! Радиотехническая продукция появилась в 1949г., с выпуска детекторного приемника "Комсомолец".
В последствии уже по советской технологической документации "Москвич-В" производился в КНР и социалистической Румынии (под тем же американским наименованием "Пионер" ). Последний "Москвич-В" был выпущен в начале 1963 года в Ленинграде.
Шасси приёмника "Москвич"
"Москвич" - этот первый советский ламповый радиоприемник, который можно было, начиная с 1952 г., приобрести без очереди в свободной продаже. Его плановая заводская себестоимость составляла 172 рубля, а в торговле в зависимости от географии покупки от 180 до 210 руб. В 1959 г. его уценили до 80 руб. Неплохой пример для нынешних коммерсантов, и назидательный для сегодняшних экономистов-рыночников. Такой радиоприемник могли приобрести все, самая низкая заработная плата у уборщицы в школе и санитарки в больнице равнялась тремстам рублям.
По электрическим качествам "Москвич-В" был удовлетворительным. Он имел диапазоны средних и длинных волн, чувствительность порядка 300 мкВ. Конечно, полоса пропускания по НЧ находилась в пределах 200 - 3 000 Гц, что позволяло хорошо слушать речь, хуже музыку, но не надо забывать, что он предназначался в основном для сообщений ТАСС и выслушивания гимна!
Что касается читателей, которые отличаются особенной эстетической восприимчивостью, хотелось, что бы и вы прослушали звучание старого лампового приемника. Погружение в ту эпоху будет сильнейшим эмоциональным переживанием, которые Вы никогда не получите от его современного микросхемного южноазиатского радионаследника!
Радиоприёмник "Москвич-В" можно увидеть в кинофильме "Пять вечеров" СССР, Мосфильм 1978 г. в главных ролях С.Любшин и Л.Гурченко.
А вот бытовое фото 1961 года ...на подоконнике Москвич - В.
Кроме вышеперечисленных народных "Москвича" и "Рекорда" производились почти такие же:
АРЗ-54
А вот некоторые послевоенные советские модели были явной копией немецкого "народного" приемника:
DKE (Deutscher Kleinempfänger, или "Немецкий мини-приемник")
или того же (см. выше) "VЕ 301"
VE 301 W
"Огонек-53".
"Москвич-3"
"Искра-53".
И хотя внешне они уже выглядели немного иначе, внутри они были "немцы", как по схеме, а иногда и по комплектующим.
Большинство радиокомпонентов, изготавливаемых в СССР в конце 40-х, производилось на трофейном немецком оборудовании и по немецким чертежам. Например, конденсаторы типа ОКБГ являются точной копией конденсаторов фирмы "Siemens" выпуска 40-х годов. А знаменитые зеленые сопротивления ВС - копия Grundig и к тому же штамповавшиеся на немецком оборудовании.
Несомненно влияние немецкой инженерно-конструкторской мысли продолжало жить в послевоенной советской радиотехнике. Тем не менее нельзя умалить роли советских конструкторов, инженеров, сумевших в короткие сроки наладить выпуск радиотехнической продукции, а часто и полностью переделывавших и усовершенствуя сами схемы, а иногда и создавая свою продукцию.
Предприятию "WEF" необязательно было копировать немцев, у них и до войны были свои неплохие разработки, которые уже реализовались после войны.
WEF 1946г.
WEF Турист (ламповый)
Таким образом огромная страна сумела обеспечить население доступными радиоприемниками. Но даже когда их цена снизилась до 80 рублей, приемник в доме еще был символом достатка.
Одновременно новые советские радиозаводы осваивали выпуски уже более сложных технически и вычурным дизайном с использованием дорогих пород дерева или шпона, с другой технологией, дорогой радиотканью.
"Ленинград" 1950г.
Это уже были приемники наподобие вышеупомянутой "Балтики", "Мира".
О "Рекордах", "Неманах", "Уралах", "Фестивалях" будет в следующей части.