Греческая» операция НКВД: как греки стали «врагами народа»
Греческая» операция НКВД: как греки стали «врагами народа»
Кроме насильственной коллективизации и голодомора 1932-1933 годов одной из самых трагических страниц в историю Мариупольщины в межвоенный период 1921-1941 годов вписала т. н. «греческая операция» НКВД СССР, начавшаяся согласно директиве № 50215 от 11 декабря 1937 года наркома внутренних дел СССР Николая Ежова.
Что же такое греческая операция НКВД? Это массовые репрессии против этнических греков по всей территории СССР, длившиеся с 15 декабря 1937 до марта 1938 (отдельные аресты продолжались до осени 1938 года). В ходе этих репрессий по фальшивым обвинениям в шпионаже или контрреволюционной деятельности арестовано более 20 тыс. греков, преимущественно мужчин в возрасте от 20 до 50 лет. Из них 93% были расстреляны.
Кроме общей греческой операции в СССР, в Донецкой области и Краснодарском крае РСФСР прошли свои локальные операции. .
Как известно, советская власть в СССР поддержкой населения после революции и гражданской войны не пользовалась. Попытки Сталина выстроить четкую вертикаль власти наталкивались на сопротивление, в чем были виноваты, по его мнению, имущественные или националистические мотивы. Поэтому он и его окружение (тонкошеие вожди, по определению поэта Осипа Мандельштама) пошли на раскулачивание, а затем и расстрелы, в том числе и «национальные».
К слову сказать, репрессии против греков были не первыми и не единственными по национальному признаку в СССР. Всего с лета 1937 года (начало массовых репрессий в СССР) по стране кровавым смерчем пронеслись 22 национальные «операции» НКВД, направленные против представителей национальных меньшинств, которые имели свои государства: поляков, немцев, латышей. Литовцев, эстонцев, румын, греков. В них сталинский режим видел потенциальных шпионов этих государств против СССР. Все эти 22 национальные чистки прошли и по Донецкой области и по Мариуполю в частности.
Директива № 50215 за подписью Н. Ежова сообщала, что органы НКВД разоблачили и должны немедленно ликвидировать широкую сеть греческих националистических, шпионско-диверсионных, повстанческих, вредительских организаций, конечной целью которых является ликвидация советской власти в местах компактного проживания греков на территории Советского Союза и установления буржуазного государства фашистского типа.
«Материалами следствия устанавливается, что греческая разведка ведет активную шпионско-диверсионную и повстанческую работу в СССР, выполняя задание английской, немецкой и японской разведок. Базой для этой работы есть греческие колонии в Ростово-на-Дону и Краснодарской областях Северного Кавказа, Донецкой, Одесской и других областях Украины, в Абхазии и других республиках Закавказья, в Крыму, а также широко разбросаны группы греков в разных городах и местностях Союза. Наряду с шпионско-диверсионной работой в интересах немцев и японцев, греческая разведка развивает активную антисоветскую националистическую деятельность, опираясь на широкий антисоветский слой (кулаки-табачники и огородники, спекулянты, валютчики и другие) среди греческого населения СССР. С целью прекращения деятельности греческой разведки и территории СССР приказываю:
15 декабря этого года одновременно во всех республиках, краях и областях осуществить аресты всех греков, подозреваемых в шпионской, диверсионной, повстанческой и националистической антисоветской работе.
Аресту подлежат все греки (греко-подданные и граждане СССР) следующих категорий:
а) те, которые находятся на оперативном учете и разрабатываются;
б) бывшие крупные торговцы, спекулянты, контрабандисты и валютчики;
в) греки, которые ведут активную антисоветскую националистическую работу, в первую очередь, из среды раскулаченных, а также все, кто скрывался от раскулачивания;
г) политэмигранты из Греции и все греки, нелегально прибывшие в СССР, независимо от страны, из которой они прибыли;
д) все осевшие на территории СССР греки, так называемые, зарубежные агенты ИНО НКВД и разведывательного управления РККА.
При необходимости осуществления арестов лиц командного и начальствующего состава, имеющих воинские и специальные звания, а также специалистов и лиц, входящих в номенклатуру ЦК, запрашивать санкцию НКВД СССР.
О результатах операции по арестам донести до 18 декабря. О ходе следствия доносить пятидневным сообщением итоговых цифровых данных и наиболее существенных и важных показаний.
Народный комиссар внутренних дел СССР, генеральный комиссар государственной безопасности Ежов»
Не могу удержаться от вопроса «железному» наркому Ежову: это какое следствие нашло японский след в деятельности греков в СССР?
Текст директивы совпадает с текстом предыдущих директив НКВД, с которых начинались национальные чистки. Она четко указывала число греков, которых необходимо арестовать, сколько из них расстрелять и отправить в лагеря на 10 лет. На подготовку списков с фамилиями для выписки ордеров на арест отводились трое суток.
15 декабря 1937 года началась волна арестов. Операция оказалась самой кровавой среди других «национальных» на территории СССР.
Тогда же в Харькове были арестованы уроженец села Чердаклы (Кременевки) Володарского (Никольского) района главный конструктор двигателя танка Т-34 Константин Челпан, недавно награжденный орденом Ленина и уроженец Сартаны Савелий Яли, председатель комиссии ВУЦИК по делам национальных меньшинств.
Именно С. Яли был «назначен» НКВД быть премьер-министром фашистской греческой республики на Мариупольщине.
31 января 1938 года вышло постановление Политбюро ЦК ВКП (б) № П57/ 49 с разрешением на продление сроков репрессий, внесудебный порядок рассмотрения дел и предложением проведения новых этнических чисток:
«1. Разрешить Наркомвнудел продлить до 15 апреля 1938 г. операцию по разгрому шпионско-диверсионных контингентов из поляков, латышей, немцев, эстонцев, финнов, греков (выд. мной – авт.), иранцев, харбинцев, китайцев и румын, как иностранных подданных, так и советских граждан, согласно существующих приказов НКВД СССР.
2. Оставить в 15 апреля 1938 существующий внесудебный порядок рассмотрения дел арестованных по этим операциям людей, независимо от их подданства…»
Российский исследователь греческой операции Иван Джуха (родом из с. Раздольное Старобешевского района) называет 5700 – 6500 репрессированных греков по Донецкой области.
Греков судили не «тройки», а особое совещание, в состав которой входил лично Николай Ежов и генеральный прокурор СССР Андрей Вышинский. Из тюрьмы в регионах в Москву поступали списки с именами арестованных (как и в ходе предыдущих национальных операций). Только против каждого десятого фамилии отмечалось «10 лет лагерей», остальные - «Расстрелять». Чиновники быстро рассматривали списки и целыми альбомами подавали на подпись Ежову и Вышинскому. Поэтому такой способ вынесения приговора называют «альбомным»
«Работа» по раскрытию «контрреволюции» велась ударными темпами. Следователи «раскрыли» «контрреволюционные организации» в Мариуполе и в каждом греческом селе Приазовья.
В Приазовье, благодаря большой компактности проживания греков, все аресты НКВД завершились в январе 1938 года, из них почти 80% прошли в первые две недели операции, то есть до нового, 1938 года. Уже 10 января 1938 года Особое совещание (ОСО) в Москве рассмотрело первый «греческий» альбом с 174 фамилиями приазовских греков. Всем был вынесен смертный приговор.
По словам бывшего заместителя УНКВД по Донецкой области Г. Загорского-Зарицкого, нарком внутренних дел УССР Израиль Леплевский приказал арестовать во что бы то ни стало 5000 греков независимо от наличия компрометирующих материалов на них.
Поэтому за всю операцию в греческих селах Приазовья арестованы, по данным И. Джухи, по меньшей мере 5000 человек. Согласно первой в СССР переписи населения 1926 года из 104666 греков УССР в Мариупольском округе проживало 64 238 греков, в Сталинском округе - 33501.
По данным Ивана Джухи и Федерации греческих обществ Украины (ФГОУ), известные фамилии только 3479 человек, из них 96% расстреляны в течение одного месяца. Например, в Сартане из 132 человек арестованных 131 человека расстреляны.
Вот последствия чекистской кровавой метлы для приазовский греков:
в Мариуполе были арестованы 64 грека, в Мариупольском районе – 899;
в Великоянисольском (Великоновоселковском) районе - 679;
в Старобешевском районе – 623;
в Старокаранском районе – 460;
в Старокерменчикском районе – 246;
в Волновахском районе – 175;
в Володарском районе – 174 греков.
В лагеря ГУЛАГа попали 158 приазовских греков...
В среднем было расстреляно 95,53% арестованных. Наиболее не «повезло» арестованным жителям сел Малоянисоль (99,1 % расстреляно) и Урзуф (98,5 %).
Все расстрелы проводились в Сталино в областном управлении НКВД, причем сегодня известны фамилии исполнителей: заместитель начальника УНКВД по Сталинской области капитан госбезопасности Шашков, начальник первого спецотдела Зуйков, начальник внутренней тюрьмы УГБ УНКВД Дерновой. Родственники расстрелянных, запомните эти фамилии.
«Книга памяти греков Украины» содержит данные на 3606 репрессированных, а также все 24 «альбомные» протоколы НКВД СССР и прокурора СССР от 10 января 1938 по 11 марта 1938 года. Авторы книги отмечали, что следователи НКВД (в основном имевшие начальное или неполное среднее образование) имели довольно развитую фантазию в выполнении приказов начальства. Иначе нельзя: за невыполнение «плана» по арестованным следующим узником и кандидатом на расстрел мог стать сам следователь. Например, арестованных по селам чабанов следователи обвиняли в составлении карт местности для иностранных разведок, хотя сами чабаны едва ли могли расписаться без посторонней помощи.
«Спецы» из НКВД выдумывали целые «контрреволюционные центры» и организации, подделывали подписи обвиняемых и мнимых свидетелей, а обвинительное заключение выносилось через несколько дней, недель и даже месяцев после вынесения смертного приговора. .
В результате национальной чистки НКВД греков Приазовья почти полностью лишили интеллигенции (было расстреляно почти 99%):
расстреляны поэты зачинатель румейской литературы член Союза писателей СССР Георгий Костоправ, Василий Галла, Амфиктион Димитриу, Харалампий Акритас и другие.
Закрыты греческое издательство в Мариуполе (мариупольский филиал «Укрнацменшиниздата»), газета «Колехтивистис» (орган Сталинского обкома КП(б)У) и литературно-художественный альманах «Неотита» (издательство и редакции находились по ул. Апатова, 24 (теперь Итальянская, 50-52).
В январе 1938 года ликвидирован Мариупольский греческий театр (находился по просп. Республики (теперь Мира), его режиссеры и актеры (Георгий Деглари, Дмитрий Теленчи и др.) репрессированы.
Закрыт Мариупольский греческий педагогический техникум (ул. 1-го Мая, теперь Георгиевская), его преподаватели также репрессированы.
По всему Приазовью национальные греческие школы с 17 декабря 1937 года перевели на русский язык обучения.
Репрессии не коснулись самой знаменитой гречанки Приазовья кавалера орденов Ленина и Трудового Красного Знамени, инициатора движения женщин-трактористок Паши Ангелиной из Старобешево, она даже стала депутатом Верховного Совета СССР первого созыва. Так как вплоть до 1989 года депутаты всех уровней не избирались, а назначались партийными органами, то можно сделать вывод, что в Москве претензий к Ангелиной не было.
Кстати, на 1937 год 95% всех иностранных подданных в СССР составляли греки, имевшие официальное греческое гражданство. Однако Грецию и СССР связывало торговое соглашение, и греческое правительство не хотело портить отношения со стратегическим партнером из-за «русских греков», несмотря на то, что премьер-министром Греции тогда был убежденный антикоммунист генерал Иоаннис Метаксас. Время от времени из Греции приходили формальные ноты протеста, на которые, естественно сталинское окружение не реагировало.
СССР предложил принять своих соотечественников, но Греция отказалась, поскольку считала греков СССР носителями коммунистической идеологии. Впоследствии Греция все же приняла около 10000 беженцев из СССР, хотя желающих получить политическое убежище насчитывалось не менее 40000 человек. Это были жители Грузии. Ни одного грека из Приазовья в Грецию не пустили, хотя в Мариуполе преподавали политэмигранты из Греции.
Греческая операция НКВД на современном этапе остается недостаточно изученным вопросом. До сих пор не установлено количество греков-жертв репрессий 1937-1938 годов. В 2004 году под эгидой пятой периферии стран бывшего СССР Совета греков зарубежья, Ассоциации греческих общественных объединений России и координатора этих организаций, депутата Госдумы РФ Ивана Саввиди начат проект «Греческий мартиролог», исполнителем которого выступил уже упоминавшийся мною российский исследователь из Вологды Иван Джуха. В реализации этого проекта активно участвуют и греческие общины Украины. На сегодняшний момент вышло 7 книг «Греческого мартиролога».
Российский исследователь из Вологды Иван Джуха
В 2005 году в Донецке вышла «Книга памяти греков Украины» - совместный проект ФГОУ и Донецкого Национального университета, в которой представлены данные о жертвах «греческой» операции.