Отрывок из истории российской химии и медицины
Перевод: Анаит
Институт истории естествознания и техники Академии Наук СССР,
Малая Лубянка 12, Москва, СССР.
Деятельность английского алхимика и врача Артура Ди —
личного врача царя Михаила Романова —
в Москве, составляет одну из важных страниц истории алхимии. Она не только позволяет составить представление о развитии химии (алхимии и ятрохимии) в России первой половины XVII века [1], но также проливает свет на существовавшие в то время научные, экономические и политические связи Москвы и Лондона.
Хорошо известно, что Россия в период с XIII по XVI века была страной отсталой и в научном, и в экономическом отношении. Вторжение в XIII веке татар на ее территорию привело к практически полному уничтожению традиционной русской культуры и подавило зарождающиеся проблески научного знания в Киеве и Суздале. Жестокое монголо
-
татарское иго, продлившееся 300 лет, —
один из самых трагических периодов русской истории. Кроме того, огромные территории страны долгое время оставались неосвоенными, скрытые девственными лесами.
Положительные изменения в российской экономике становятся заметны лишь в XVI веке, когда для Москвы и вместе с ней остальной России наступил период Возрождения. Из Восточной Европы, переживавшей эпоху Ренессанса, в Москву начали проникать технологические идеи, воплощавшиеся в новой архитектуре, развитии научно
-
практического знания, а также в преображении искусства. В Москве стала появляться научная (в основном медицинская) и техническая литература, печатавшаяся в Восточной Европе и Византии. Внутри церкви зародилась оппозиция ортодоксальному догматизму и схоластике. По сути, Россия повторяла путь, пройденный незадолго до этого Восточной Европой.
Началось активное развитие определенных направлений ремесел и производства, в особенности в военной отрасли [2]. Итальянские, французские и немецкие архитекторы, врачи, мастера военного дела, геологи и металлурги начали появляться в России с конца XV века. Однако ближайшие соседи
России, в особенности Дания и Швеция [3], всячески препятствовали миграции на восток иностранцев. Иван Грозный, пытавшийся организовать для таких специалистов школу в Москве, так и не смог воплотить свой замысел в жизнь, поскольку учителям, которых он пригласил из
-
за границы, не было позволено покинуть родные земли. Несмотря на это, прогресс в торговле и индустрии начался, породив возрастающий интерес к наукам и искусствам в московском высшем обществе.
В 1553 году английский торговый путь стал пролегать через Белое море и один из островов в устье Северной Двины, недалеко от Архангельска. С указанного времени в течение почти ста лет (до 1649 года) англичане торговали с Москвой через Архангельск. Мы не можем позволить себе описывать
здесь всю историю деятельности английских купцов и их соперничества с датчанами (начиная с 1564 года) [4], но отметим, что эта торговля привела к налаживанию политических и научных связей русского и английского правящих дворов, в частности, к возникновению переписки между Елизаветой I Английской и Иваном Грозным, между Джеймсом I, Карлом I и царем Михаилом Романовым и к постоянному обмену дипломатическими миссиями. Развитие российско
-
английской торговли и поиск англичанами новых торговых маршрутов, ведущих через Россию на Ближний Восток, привело к появлению во второй половине XVI века в Москве множества английских торговых агентов и специалистов, в числе которых были врачи и аптекари.
Формирование общественных и политических связей с Россией через Архангельск позволило англичанам заявить, что они «открыли Московию», а русские, в свою очередь, открыли новый мир для себя. Англичане привозили в Россию не только товары, но и новые идеи. В частности, именно благодаря им в Москве распространилось знание об алхимии.
В России алхимия, в отличие от стран Западной Европы, не была известна вплоть до второй половины XVI века; сведений о более ранних практиках в этой области в истории не сохранилось. Гамель [5] пишет, что «интеллектуальное “недомогание” (астрология и алхимия), к счастью, было мало известно в России».
Как бы то ни было, определенные факты показывают, что эта «зараза» проникла в Москву. Так, например, царь Иван держал при себе в качестве врача «арканиста» Элоизиуса («Елисея») Бомелиуса. Псковские хроники не без оснований называют Бомелиуса «волхвом зело лютым» [5a]. Он готовил для царя яды, от которых жертвы «умирали в назначенную минуту». Бомелиус был впоследствии обвинен в измене и сожжен заживо в Москве в 1580 году [6]. Эта расправа произвела совершенно определенное впечатление на иностранцев, поскольку на своей родине Бомелиус также слыл злым человеком. По точно такому же обвинению он находился в заключении в Лондоне. Известно, что по просьбе Ивана IV Елизавета I в 1581 году послала в Москву медика Роберта Якоби и аптекаря Джемса Френчема.
Несколько письменных источников, сохранившихся после пожара в Москве 1812 года, свидетельствуют, что когда царь Феодор сменил на престоле Ивана Грозного, алхимические знания распространились в Москве более широко. Недавно было открыто несколько документальных свидетельств, касающихся русской алхимии —
они представляют всего несколько строк, однако весьма красноречивых. Их следует процитировать:
«В 1596 году в Твери объявился некий человек, перепускавший железную руду в серебро и золото. Царю и Великому Князю Всея Руси Феодору Иоанновичу было о сем сообщено, государь послал за ним, и его доставили в Москву, где он приступил к пещному действу. Однажды он получил золото такого же высокого качества, что и настоящее. Однако божественное провидение не наделило его мудростью. Государь Самодержец, подозревая его в воровстве, приказал пытать того вместе с учеником безо всякой жалости. И человек тот сказал боярам: “Какое
-
то смотрение Божье: много пытаюсь по
-
прежнему, да не умею. Применяю те же самые зелья (химикаты) и лью те же водки (кислоты), но разделения (сепарации) не получается”. И в таких муках (пытках) умерли оба, отравившись ртутью»
.
Интерес двора и самого царя к алхимии и астрологии подтверждается попыткой в 1586 году пригласить на службу в Россию известного английского математика, астролога, алхимика и мага Джона Ди —
отца Артура Ди. В тот период Джон Ди практиковал алхимию и магию в Богемии [8] (см. ниже).
В 1595 году в Москву из Англии приехал широко образованный врач и философ Марк Ридли
(1560
–
1624)
[9]. Он оставался придворным врачом всего несколько лет, прежде чем сбежать обратно на родину. Впоследствии он прославился своими трудами о магнетизме, работая вместе с Уильямом Гилбертом [10]. Не осталось никаких свидетельств того, что Ридли занимался в Московии алхимией, но также известно, что Борис Годунов («лорд
-
протектор», как называли его англичане) «проводил свободное время» в своей резиденции в Хорошево под Москвой в компании заграничных докторов [11], одним из которых, несомненно, был Ридли, и факты дают основания предполагать, что Годунов и сам интересовался алхимией.
Оставив в стороне деятельность зарубежных врачей в Московии в смутное время (1605–
1613
годы) <ныне начало смутного времени как правило принято отсчитывать от 1598 г. —
Прим. пер.>, мы перенесемся сразу во времена правления Михаила Романова и пребывания Артура Ди в Московии.
В отличие от своих предшественников, царь Михаил держал при своем дворе целую свиту докторов и других заграничных специалистов, которые входили в специальный «Аптекарский Приказ». Приказ в медицинском отношении единолично пользовал царя и его семью, а также бояр. Приказу принадлежала лаборатория, где производили и проверяли различные препараты, поставляя их в
царскую аптеку, а также в несколько других аптек Московии. Помимо этого, Аптекарский Приказ контролировал медицинское обслуживание армии.
В то время медицина в основном основывалась на ятрохимии, несмотря на то, что помимо традиционных ятрохимических средств использовались специфические русские средства, в особенности лекарственные травы и всевозможные изготовленные из них тинктуры, «водки» (продукты настаивания различных трав, цветков, корней и всего подобного на спирту), и прочие зелья [12].
В такой обстановке в течение почти четырнадцати лет Артур Ди жил и работал в Московии. К сожалению, биографическая информация о нем весьма скудна, в то время как о его отце написано множество работ.
Джон Ди (1527–1608), знаменитый математик, астроном, астролог, алхимик и маг, получил прекрасное образование и с юности много путешествовал по Европе [13]. Он преподавал греческий, математику и другие науки. Мария Стюарт заточила его в темницу по подозрению в политической неблагонадежности и ереси. Он был придворным астрологом у Елизаветы I, которая благоволила ему.
Литература о деятельности Джона Ди в областях математики, астрологии, алхимии и магии противоречива, однако, с другой стороны, полна своеобразного романтизма. К концу 1560
-
х годов он собрал большую библиотеку редких книг и манускриптов оккультного, спиритуалистического и алхимического содержания и погрузился в их изучение. В то время Джон Ди особенно сильно интересовался магией и вызыванием духов. Ему удалось обрести «магический кристалл» («глазок», шарик из дымчатого кварца) и специальный спиритуалистический стол («Скрижаль Завета»). Он верил, что эти и другие добытые им магические предметы, а также одна древняя книга позволяют ему «сообщаться с ангелами и духами усопших» [14].
В период своей увлеченности оккультизмом Джон Ди повстречал Эдварда Келли, чья настоящая фамилия была Талбот. Приключения Келли
-
Талбота, которого Холмъярд называет «отъявленным негодяем и прожженным мошенником» [15], очень любопытно описаны в немецких источниках [16]. Келли был почти неразлучен с семьей Джона Ди, поэтому юный Артур Ди в течение многих лет пребывал в компании этого самозванного адепта. Трудно понять, каким образом удалось так близко сойтись столь образованному Джону Ди с Келли, чья репутация была более чем сомнительна. Отец Артура работал с кристаллом, столом и другими магическими инструментами, производил трансмутацию металлов с помощью «проекции» и демонстрировал свои опыты перед монархами Центральной Европы.
Согласно Холмъярду, Джон Ди и Келли встретились 10 марта 1582 года. Возможно, основной причиной их сближения стала древняя книга и порошки, которыми обладал Келли и которые были, по мнению Ди, «красным» и «белым» эликсирами [17]. Келли же в лице Джона Ди нашел знаменитого алхимика, в то время как сам он имел весьма скудные представления об этом предмете. Впрочем, всё это затруднительно подтвердить фактами.
Нет никакой необходимости излагать историю этого тандема, который время от времени примыкал к другим практикующим алхимикам и магам. С февраля 1584 года Джон Ди и Келли занимались изготовлением философского камня в Кракове [18], Праге и других городах Польши, Богемии, Германии и Венгрии. Согласно немецким источникам, они произвели успешную трансмутацию в присутствии Рудольфа II, известного любителя алхимии. Как бы то ни было, они не остались вместе надолго. Келли обладал властным и упрямым характером, и наступил момент, когда Ди уже не мог выносить его выходок. Поначалу Келли с большим успехом практиковал в одиночку, и даже получил титул барона в Богемии, но вскоре после этого был заключен в тюрьму, очевидно из
-
за желания Рудольфа II узнать секрет его «золотого порошка» и трансмутаций.
Разные авторы описывают эту историю по
-
разному. Общепринятая версия гласит, что Келли, находясь в заключении и желая оправдаться перед Рудольфом, написал о философском камне трактат, который хотел вручить лично императору [19]. При попытке побега он выпал из окна и был убит стражниками. Трактовка Холмъярда разнится лишь немногими деталями, но Гмелин [20] повествует, что Келли был брошен в темницу за убийство своего противника на дуэли и что затем, при попытке побега, по
-
видимому, сломал себе ногу, повредил многие органы и скончался от полученных травм.
Относительно Джона Ди различные источники также предлагают разные факты. Гмелин предполагает, что Джон Ди, Артур Ди, а также некий Эдмунд Ди являются одним человеком. Джон Ди, как говорится далее, служил Майклу Скотту и Александру Сетону, прославленным алхимикам того времени. Джон Ди, бывший настоящим космополитом, демонстрировал свое искусство во время путешествий по Германии и Голландии. Он был заточен
в тюрьму в Саксонии и принужден был раскрыть свои тайны .