Альбом MJ - Dangerous, 1991.
художник: Mark Ryden.
В самой картине масса символов, у этого художника вообще своя тема с символами, в том числе и русскими словами, цифрами везде 7, 11, 13, 683?
Но вот, что интересно нашел у Джейка Джилленхола в фотографиях такую:
обратите внимание левее центра картины "dangerous".
Из интервью c Марком Райденом о создании картины к альбому Dangerous:
Я имею в виду видеоряд. Дизайн и выбор предметов просто гениальны.
Между видео "Leave Me Alone" и обложкой Dangerous много общего. Это видео повлияло на тебя в работе над обложкой Dangerous?
Без всякого сомнения.
Что ты думаешь о Майкле Джексоне - человеке?
Думаю, что это очень креативная личность и очень талантливая. Думаю, что он живёт, отягощённый своим перфекционизмом и стараясь преодолеть свои собственные достижения. Когда мы общались, у нас нашлось много общих интересов и мы говорили о "freaks" из фильмов и о Диснее.
А ты не считаешь, что все артисты должны были бы стараться превзойти свой собственный успех, на каком бы уровне он не был?
Майкл может соревноваться только с самим собой, и поэтому он только должен бросить взгляд назад, на свою последнюю премию, чтобы начать охоту за следующей.
'Dangerous', без сомнения, является одной из наиболее впечатляющих работ, говоря об обложках альбомов. Сколько времени занял у тебя проект, от начала до конца?
Это была, вне всяких сомнений, моя самая амбициозная работа. Оригинал огромен (для меня), 36 квадратных дюймов. Проект занял у меня много месяцев, включая наброски и всё остальное.
Ты мог бы сказать, что эта - одна из твоих самых амбициозных работ, потому что ты работал для Майкла, человека, который, по твоим словам, отягощён перфекционизмом и живёт, стараясь превзойти свой собственный успех? С тобой случилось то же самое?
Я тоже попытался превзойти свой собственный перфекционизм.
Несколько месяцев для работы над обложкой диска, мне кажется это очень много. Глядя на рисунок, я не могу представить что это заняло столько времени. Это одна из обложек, на которые ты затратил больше всего времени?
Я никогда не делал обложку столько времени. Основной проблемой является то, что если тебе не удаётся перенести все детали на маленький формат CD, значит дело не стоило таких усилий. Я всё время имел это в виду, делая обложку для MJ, но никогда не позволил, чтобы это меня тормозило.
Альбом закончили раньше обложки, или ты делал обложку пока Майкл записывал диск?
Майкл работал над диском, пока я рисовал. Мне удалось услышать часть диска до его выхода и мне дали много названий песен.
Отражены ли эти названия на рисунке?
Если ты внимательно посмотришь, ты их найдёшь.
Если альбом не был закончен, когда ты начал работу, знал ли ты название альбома и, если ты его знал, вдохновило ли тебя это название в твоей работе?
Да, название было одной из вещей, которые уже решили. Это дало нам начальный пункт в работе над концепцией.
Если альбом был уже почти готов когда ты начал работу над обложкой, вдохновила ли тебя музыка?
Да, частично, она на меня повлияла.
Если бы ты должен был дать название этому рисунку, каким бы оно было?
Хммммммммм....Мне надо подумать. Обычно, я долго обдумываю названия своих рисунков.
С точки зрения создателя, думаешь, что ты мог бы назвать его "Dangerous"?
Конечно, с этого я начал и под это сделан рисунок.
Есть ли какие либо частности в этом проекте, что-то, сделанное на компьютере, или всё вручную?
Нет, на компьютере ничего. Только рисунок в старых добрых традициях. Много-много дней рисования.
Это невероятно. Детали этого рисунка действительно требуют много дней работы. Ты помнишь как ты готовился психологически, до того как начал рисовать наброски? Как начал работу над столь детальным рисунком?
Я был молодым, энергичным и с большим энтузиазмом по поводу проекта.
Можешь рассказать нам о технике, использованной для рисунка?
Акрил на панели.
Использовал ли ты что-то особенное для рисунка? Какой либо трюк или эффект, которые обычно не используешь?
Реально, нет.
У кого оригинал? У Майкла?
Оригинал всё ещё у меня.
У тебя есть оригиналы всех обложек, которые ты делал? Планируешь ли ты продать этот рисунок? Если ты обычно не сохраняешь оригиналы, то почему сохранил этот?
Звукозаписывающая компания купила только права на репродукцию, хотя другая может купить и оригинал, но за это отдельная цена.
Принимал ли Майкл какое-либо участи в создании обложки 'Dangerous' и какое именно?
У Майкла достаточно открытый менталитет, чтобы позволить делать мне. Он добавил кое что специальное, когда рисунок уже был закончен.
Серьёзно? Ты можешь сказать, что же он добавил?
Он хотел, чтобы его друг Маккалей Калкин был в одной из машин на аттракционе в нижнем правом углу. Хотел прикрепить значок "1998" на пиджак P.T. Barnum. Ребёнок, который наполовину белый-наполовину чёрный, тоже является добавлением Майкла. И кое что ещё.
Ты можешь объяснить нам рисунок и его различные символы? На пример: кто такой человек в костюме и почему у него значок 1998? Что означает парк аттракционов? Что за конферансье над мужчиной в костюме и почему у него 7 на шляпе? Кто изображён в виде получёрного-полубелого бюста и что означает? Что происходит с животными? Почему там собака и птица, представляющие короля и королеву? Что означают буквы MJ на короне собаки? Что там делает "Рождение Венеры"?
МММдаа, я уверен, что ты с нетерпением ждёшь ответов на эти вопросы. Но я думаю, что если рисунок детально объяснить, то он потеряет что-то для наблюдателя. Мне нравится это чувство таинственности в символизме, и я не хочу, чтобы оно исчезло. Это важная часть изображения. для меня. Меня больше интересует, как это интерпретируют остальные, сами по себе.
Несомненно, в символизме очень много таинственности! Я понимаю, что ты не хочешь потерять интерпретацию картины. Ты не мог бы дать фанатам представление о том, что ты думал, пока это рисовал? Дать им направление, указание направления смысла...?
Я боюсь, что это уже имеет своё собственное направление, сожалею.
Картина целиком невероятно впечатляет, но, то что делает рисунок уникальным, это глаза. Как ты пришёл к решению использовать глаза Майкла?
Это было частью оригинальной концепции, решённой Майклом и Артистическим Директором. С этого я начал.
Сколько времени заняло нарисовать глаза? Они очень реалистичны, ты использовал фотографии Майкла или он сам позировал для этого?
У меня было множество фотографий Майкла, чтобы это сделать.
Если тебя попросят, ты обдумал бы предложение сделать ещё одну обложку для альбома Майкла?
Без всякого сомнения.
К тебе обращались другие артисты или их представители, в связи с обложкой Dangerous?
Хммм, в этом смысле, это стало, скорее, проблемой. Другие артисты не хотят, чтобы альбом был похож на что-то, что уже вышло в свет, так что, обычно, я скрываю тот факт, что это нарисовал я.
_________________________________________________________________________
Далее, Mark Ryden говорил в журнале Pure - Vol. One de 2001
Одним из твоих наиболее известных изображений является обложка альбома Майкла Джексона "Dangerous" - расскажи нам что-нибудь о Короле Попа, чего бы мы не знали.
Я думаю, то, что наименее известно большинству, и что меня больше всего удивило, это насколько Майкл Джексон "нормальный" человек в реальной жизни. Его публичный имидж очень странный, я даже не знаю что я ожидал увидеть, но, когда мы познакомились, у нас была очень расслабленная и типичная беседа. У нас оказалось много общих интересов и мы их обсуждали. Возможно, я тоже freak.
Не так давно, Mark Ryden снова обратился к обложке.
Он сказал, что Майкл беспокоился о том, как будет выглядеть Баблз (шимпанзе Майкла.)
"Майкл просил, чтобы дизайн был таинственным, чтобы люди могли интерпретировать его по своему. Больше всего его беспокоил мой рисунок Баблза на обложке Dangerous. О моём первом наброске он сказал: Ты его сделал слишком морщинистым. Он гораздо более красивый, чем здесь.
Майкл решил, что я должен рисовать его лицом к лицу, чтобы почувствовать его душу. Под большим секретом, Баблз был привезён на лимузине в мою студию в полночь, для ночной портретной сессии. Майклу понравилась новая версия Баблза, глаза которого следили за ним по всему залу, казалось."
Добавить только, что человек в костюме - P. T. Barnum, один из создателей цирка
Концепция воздушного пузыря взята с картины Босха, а идея детали с пиратами взята с одного из любимых аттракционов Майкла - "Пираты Карибского Моря".
В фанатских кругах принято считать, что полубелый-получёрный ребёнок - отражение самого Майкла и витилиго. Но это никто никогда не подтверждал.
_________________________________________________________________________
Выдержки из интервью Райдена 1999 года:
- У меня нет русской родословной. Меня очень привлекает русский язык в плане визуальной эстетики алфавита. Мне нравится в русском аспект загадочности с точки зрения английского. Я люблю включать фразы, слова в мои картины, но их значение остается скрытым. Значение присутствует в фразе, но оно не очевидно. По этой же причине я использую и японские иероглифы и латинские фразы.
- Я исследую комфорт детства. Дети в целом хорошо реагируют на мое искусство. В детстве у человека есть свободный творческий потенциал и воображение, есть способность удивляться миру и жизни, есть открытость к новым идеям. Большинство людей теряют эти способности во взрослой жизни. И я думаю, что именно взрослая жизнь, а не детская полна неловкостью. Хотя, для разных людей это по-разному.
- Создавая дизайн для обложек музыкальных альбомов у меня нет стандартного метода. Я действительно пробую слушать музыку, ищу в ней вдохновение, но это чаще не помогает, чем помогает. На самом деле обычно для меня отправной точкой становятся стихи или название песни.
- В юности, в средней школе меня вдохновляли Дали, Магрит и Босх. Меня очаровывает то, что разные люди и культуры считают священным. Это наверное центральный вопрос моего творчества. Удивительно интересно наблюдать, что и как может считаться священным. Знаменитости становятся святыми. Фрагмент кости может стать мистическим. Даже сами картины могут стать священными.
- Если бы я не посвятил свою жизнь искусству, мой выбор пал бы на математику. Я все еще люблю цифры, математику и нумерологию, все это отражено в моем творчестве. Каждый номер имеет смысл и конкретную энергию - 3 грации, 4 элемента, 5 чувств, 12 апостолов и т.д. Каждый номер живет своей собственной жизнью.
- Я действительно не высмеиваю религию. Я просто смотрю на нее под другим ракурсом. Думаю кто-то должен смеяться над такими христианами, именно они отвечают за выбор этого злого клоуну в Белом доме.
- К сожалению, я не могу "официально" обсуждать подробности связанные с Майклом Джексоном. Но я могу вам сказать, что мне очень повезло встретиться и работать с человеком, таким значимым для нашего времени. Майкл Джексон истинный чудак. Я считаю, что только недалекие и ограниченные люди считают его извращенцем. Может быть, я ошибаюсь, но я предполагаю, что он является жертвой оппортунистических паразитов.
А это выдержки из интервью 2003г.:
- Я раньше уже работал вместе с художественным директором Sony Нэнси Дональд в нескольких других проектах. Поэтому, когда она работала над проектом Майкла Джексона, она подумала обо мне. Майклу показали портфолио моих работ и они ему очень понравились. После этого я встретился с ним в студии звукозаписи, немного послушал новую музыку и мы обговорили основную идею. После этого у меня было около недели для создания набросков. Я выполнил 5 очень сложных рисунков карандашом, которые показывались Майклу. Все, включая Майкла, особо отмечали один набросок и именно его я изобразил в цвете.
- Все 5 набросков были выполнены в одном стиле. Один эскиз был похож на большую эмблему цирка с выпрыгивающим из брюха клоуна скелетом. Во втором центральным образом была девочка, держащая на руках череп. Еще один набросок был очень схож с финальной версией – глаза Майкла над облаками, а ниже Бабблз на груде других животных. Я знаком с музыкой Майкла и особенно мне нравится видео "Leave me Alone". Это видео значительным образом повлияло на создание образов обложки Dangerous.
-Думаю Майкл очень одаренный человек, одержимый перфекционизмом. На самом деле у нас много общего – мы много обсуждали «чудаковатые» фильмы и фильмы Диснея. Он может соревноваться только сам с собой и он вынужден постоянно оглядываться на свои предыдущие свершения, чтобы стать еще успешнее.
- Никогда еще так много времени у меня не уходило на создание обложки. За несколько месяцев я создал картину размером 3х3 фута, при этом постоянно приходилось учитывать, что в последствии она будет ужата до размера СD диска и весь эффект может пропасть. Пока Майкл продолжал записывать свой альбом, я писал картину. Для того чтобы обложка отражала суть альбома периодически я ездил в студию слушать новые еще незавершенные песни, кроме того мне сообщали все их названия. Если вы внимательно посмотрите на обложку - сможете увидеть названия песен.
- Изначально я знал только название альбом и это составило концепцию картины. При работе над ней не использовался компьютер, только старое доброе рисование, много-много дней рисования.
- Оригинал картины до сих пор находится у меня. Майкл позволил мне создать картину и все образы на свое усмотрение, но у него было несколько существенных дополнений к картине, после того как она была закончена. Так например, он попросил дорисовать своего друга Макколея Калкина в правом нижнем углу картины в машинке. Еще была добавлена булавка в виде надписи "1998" на смокинг Финеса Барнума (моё примечание о нём ниже, интересный персонаж оказался и опять - столько невероятных совпадений!). Мальчик наполовину с белым и наполовину черным лицом тоже был добавлен по просьбе Майкла. Изображение глаз Майкла - это первоначальная концепция его самого и худ.директора, именно с этого и начиналась картина. Для реалистичного изображения взгляда Майкла мне предоставили множество его фотографий.
Примечание: Ф.Барнум - иллюзионист, "Король обмана", его девиз «Каждую минуту рождается ещё один простак».
Летом 1835г. за слепую, почти парализованную старую рабыню-негритянку Джойс Хет Барнум заплатил 1000 долларов (это было солидной ценой даже за здорового раба), для чего ему пришлось продать партнёру свою долю в бакалейном бизнесе. С этой женщиной и небольшой компанией он несколько месяцев гастролировал по городам Соединённых Штатов и представлял ее как 161-летнюю няню Джорда Вашингтона, пока в феврале следующего года негритянка не умерла от старости. Барнум умело манипулировал вниманием публики. После того, как народ засомневался в достоверности утверждений Барнума, появились слухи, будто бы это не живая женщина, а искусно изготовленный робот-кукла. Публика вновь раскупала билеты на представления Барнума. Когда женщина умерла, Барнум устроил из вскрытия зрелище, куда пригласил профессоров и студентов-медиков, чтобы доказать всем, что Джойс не была роботом. В процессе вскрытия выяснилось, что ей было не более 80 лет, но тогда же поползли слухи о том, что Барнум ловко подменил куклу-робота на человеческое тело, чтобы не раскрывать пожелавшего анонимности изобретателя куклы.
Участвовал в мистификации по сбыту зелья, которое (с его слов) должно было превратить чернокожих в белых; оказал спонсорскую поддержку инсценировке политического романа писательницы Гарриет Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома».
Барнум избрался в законодательное собрание штата Коннектикут в качестве республиканского депутата, при обсуждении направленной на искоренение рабства и наделение чернокожих избирательными правами тринадцатой поправки к американской конституции, Барнум выступил перед законодательным собранием с красноречивой речью, в которой утверждал, что «к человеческой душе нельзя относиться легкомысленно, будь она в теле китайца, турка, араба или готтентота — это всё та же бессмертная душа!»
В честь Барнума был назван психологический феномен "эффект Барнума".
Работы Райдена можно посмотреть здесь http://www.markryden.com/
Интервью Майкла Джексона и Black Eyed Peas. Ирландия, 2 ноября 2006 г.
«Буш: Удивительно то, что человек, известный как Ф.Т.Барнум от музыкальной индустрии (Барнум был хозяином популярного цирка, а также основоположником и изобретателем всех главных принципов шоу-индустрии, действующих и сейчас. Широко известна его фраза: «Каждую минуту на свет рождается разиня» – в смысле, зритель), у которого всё делалось экстравагантно и на широкую ногу, теперь словно возвращается к истокам...»