Мистерии древнего Египта. Жречество и ритуалы
«Тот, кто однажды напьется из Нила, навсегда станет другом людей, живущих на берегах этой великой реки» - древнеримская поговорка
Египет - предмет, требующий особого посвящения в его таинства. Длинная и узкая полоса земли, орошаемая громадными реками и окруженная беспредельными пустынями — таков Египет. Высокие и отвесные скалы защищали его от набегов кочующих племен, и таким образом долина, река и племя создали самостоятельно если не древнейшую, то по крайней мере одну из древнейших, знаменитых цивилизаций, мир чудес, в то время, когда европейцы ходили обнаженными и раскрашивали себе тело, подобно тому как Цезарь видел у древних бриттов, и когда греки, вооруженные луками и стрелами, вели жизнь номадов. За много тысяч лет до Троянской войны египтяне изобрели письмо, что доказывается, например, хранящимся теперь в берлинском музее папирусом для священных письмен времен Рамзеса II, полного предписаний и наставлений для лечения множества болезней. Египтяне знали также много удобств жизни, которые мы, в нашем высокомерии, считаем новейшими изобретениями, и греческие писатели, которых египетские жрецы называют детьми, исполнены воспоминаний об этой таинственной стране и описывают отца Нила, стовратные Фивы, пирамиды, озеро Мероэ, лабиринт, сфинкс и статую Мемнона, приветствующую восход солнца.
Египетская хронология, укор и образец для всех других, вырезана на вечных памятниках Но эти обелиски, посвященные солнцу, судя по их конической форме; эти лабиринты; эти птицы с человеческими головами, изображающими тип разумной души; эти жуки, означающие производительную силу, это сфинксы, изображающие мощь, льва или солнце и человека; эти змеи, символы жизни и вечности; эти иероглифы_ долго остававшиеся для нас тайной и, быть может, всегда бывшие покрытыми мраком для народа, который в страхе и безмолвии сооружал пирамиды — все эти символы составляли язык одного из обширнейших и наиболее развитых тайных обществ, когда-либо существовавших.
Египетские жрецы и цари
Жреческая каста, которая одна владела ученостью, сперва властвовала безраздельно; для собственной защиты жрецы вооружили часть населения, другую они держали в страхе суеверием и обезоруживали и ослабляли развратом. Платону, который судил со стороны, это правление казалось изумительным, он видел в нем идеал, «град Господень», образец республики. Тем не менее, как и было неизбежно, сила возмутилась против учения, воинство свергло власть духовенства, и рядом с первосвященниками возникли цари; лучше сказать, ряд тех и ряд других шел параллельно, жрецов не отстранили; они имели вдоль берегов Нила дворцы, храмы, сильные как крепости, которые в то же время были роскошными жилищами, земледельческие учреждения, торговые склады и станции для караванов, члены этой касты управляли самими царями, распоряжаясь до мелочей всеми их действиями в течение дня, они занимали высшие должности и, в качестве ученых, судей и врачей, пользовались высшими почестями. Главные школы их находились в Фивах, Мемфисе, Гелиополисе и Саисе; им принадлежала большая часть земли, которую они заставляли обрабатывать; податей они не платили, но собирали десятину. Они на самом деле были избранной, привилегированной и единственной свободной частью нации.
Внешнее и внутреннее учение
Жрецы не придерживались языческой веры народа, но раскрыть ему глаза они считали для себя опасным. Истинное учение о Божием единстве, их тайны, они сообщали только тем, которые после многих испытаний были посвящены в мистерии. Поэтому их учение, подобно учению других жрецов, было внешним и внутренним; и мистерии оказывались двух родов: большие и малые; первые были мистерии Озириса и Сераписа, последние — мистерии Изиды. Мистерии Озириса праздновались осеннее равноденствие, мистерии Сераписа — в летнее солнцестояние, а мистерии Изиды в весеннее равноденствие.
Мифология и символизм
Сказать о ней несколько слов необходимо, чтобы уяснить ее отношение к мистериям и также указать на ее связь со многими обрядами новейшего масонства. Все символы и обряды в древних религиях сначала имели глубокий и всемирно-космический смысл, но в то время, когда мистерии наиболее процветали, этот первоначальный смысл большею частью утратился и был заменен астрономическим.
Озирис, представляемый в Египте в виде скипетра с глазом над ним, что означало правящий и видящий, был символом солнца. Он убит Тифоном, змеею, порожденною илом Нила. Но Тифон, искаженное греческое питон, которое происходит от греческого слова 7w8(0, означающего «гноить», имеет только тот смысл, что зловредные пары, отделяющиеся от речного ила, затмевают солнце, почему в греческой мифологии говорится, что Аполлон — еще одно название солнца — убил Питона своими стрелами, то есть рассеял пары своими лучами. Когда Озирис был убит Питоном — с чем, однако, связывалось более обширное понятие о воображаемом исчезновении или смерти солнца в зимнюю пору — Изида, жена его, или луна, идет отыскивать его и наконец находит его тело, разрезанное на четырнадцать кусков, то есть на столько частей, сколько дней между полнолунием и нарождением месяца; она собирает все куски, с одним лишь значительным пропуском, а пустое место замещает тем, что послужило предметом поклонения, одного свойства с индийским лингамом.
Хотя по народному верованию Изида была только луною, для посвященных она изображала всемирную мать, первобытную гармонию и красоту, называемую по-египетски Иофис; греки превратили это слово в Софию, отчего и произошла Дева София в теософии. Оттого же возникло и множество имен, под которыми была известна Изида, указывающих на различные виды, которые она неизбежно должна была принимать. В Саисе ей поклонялись в виде Изиды под покрывалом с надписью: «Я все, что было, есть и будет, и ни один смертный не снимал моего покрывала».
Феникс - Египтяне считали начало года с восхода Сириуса или созвездия Большого Пса. Но, не приняв в соображение четверти дня, которым оканчивается год, они начинали гражданский год днем ранее через каждые четыре года, и таким образом начало года постепенно переходило на все дни естественного года в течение четырежды 365, что составляет 1460 лет.
Они воображали, что освящают и заставляют таким образом процветать все времена года, одно за другим, допуская их насладиться празднованием Изиды, которое совершалось одновременно с празднованием восхода Сириуса, хотя нередко весьма отдаленным от этого созвездия; поэтому несли изображение собак или даже вели живых собак впереди колесницы Изиды. Когда в 1461 году празднество опять совпало с восходом Сириуса, сочли это годом изобилия и символически изобразили в виде птицы редкой красоты, которой дали название Феникс (deliciis abundans)8; она сгорела на алтаре солнца, говорили древние египтяне, из пепла ее образовался червячок, а из последнего развилась птица, совершенно подобная первой.
Крест. — В числе астрономических эмблем следует обратить особое внимание на крест. Знак этот действительно означает огонь, как мы уже видели, но в Египте это был просто километр, состоявший из вкопанного шеста с поперечною перекладиной, которая поднималась и опускалась с повышением и понижением уровня воды в реке. Нилометр часто завершался кругом, как изображением божества, управляющего этим важным процессом. Так как разлитие Нила считалось спасением Египта, то и на знак этот стали смотреть с большим благоговением и приписывали ему тайные свойства, как, например, способность отвращать зло; вследствие того египтяне надевали на шею своим детям и больным маленькие, крестики или, вернее, изображения буквы Т с прикрепленным к нему кольцом (crux ansata)9; они прикладывали их к повязкам или полотняным полоскам, которыми свивали мумии, где находят их поныне; словом, это сделалось амулетом (amolitio malorum)10. Другие народы усвоили себе этот обычай и крест, или буква Т, которою он изображался символически во всем древнем мире, сделался знаком, которому приписывали необыкновенное значение. В мистериях crux ansata был символом вечной жизни. Но в других странах кресту поклонялись как астрономическому знаку. Мы видели, что в Индии неофита посвящали посредством знамения креста, который в самых древних нациях был символом вселенной в силу того, что указывает на четыре страны света; и обычай воздвигать храмы по крестообразному плану относится к такой древней эпохе, что она совпадает с возникновением самой архитектуры. Две большие пагоды в Бенаресе и Матуре построены в виде обширного креста, каждое крыло которого одинакового размера, что видно также в Нью-Гренджском храме в Ирландии. Но древнейший и более глубокий смысл креста указан в пункте И.К; он относится к огню и двоякому свойству, которое можно везде наблюдать в природе. Тройное Т — знак масонов степени Королевской Арки.
Глаз Гора- Согласно мифическому представлению, солнце и луна являются глазами Гора. Под глазом Гора обычно понимают луну, хотя отличие от глаза Ра, т.е. солнца, не всегда определено. Глаз Гора побеждает врагов света, он сам означает огонь. В "Книге Мертвых" (гл. 42) говорится: "Глаз Гора награждает вечной жизнью; и он защищает меня, даже когда он закрыт". В мифе рассказывается о потерянном в борьбе с Сетом и возвращенном глазе (лунном глазе), который Гор вручил своему отцу Озирису и тем самым содействовал ему в получении новой жизни. Вручение глаза Гора считалось с тех пор у египтян прообразом каждого жертвоприношения. Со времени Нового царства бог Лотоса Нефертем часто изображается с глазом Гора в руке - символическое указание на жертвенные дары, которые в большинстве случаев состояли из еды и напитков, отсюда и прозвище Нефертема "господин еда".
Бес - Уродливый Бес со своим карикатурным лицом считается духом защиты, отклоняющим зло. Строго говоря, под его именем следует понимать множество карликовых демонов, все с уродливыми ногами и в большинстве случаев с дурашливым добродушным старческим лицом, часто с высунутым языком. Первоначально эти существа носили на спине львиную шкуру, от которой позже остались только уши зверя и хвост. Со времени Нового царства Бес часто носит шкуру пантеры, точнее, на груди голову и лапы. Во время 18-й династии были популярны изображения крылатого Беса. Важнейшими атрибутами являются бант са (символ зашиты), нож как средство обороны и музыкальный инструмент, звук которого отпугивал злых духов. Особым видом Беса является Ага, т.е. борец; своими руками он душит двух змей или хватает газель, предназначенную для Сета. Бес должен отклонять злые силы; его образ прикреплялся к шлемам и постелям, к зеркалам и коробочкам для румян (мази и румяна служили не только заботе о красоте, но также защитой от злого взгляда) и особенно к маммизам, боковым зданиям храмов позднего периода, в которых ежегодно праздновалось таинство рождения божественного сына (как, например, "родильный дом" в Дендере).
Места посвящения
В Египте и других странах (Индии, Мидии, Персии, Мексике) местом посвящения была пирамида, воздвигнутая над подземными пещерами В сущности, на пирамиды можно смотреть, судя по их объему, форме и прочности, как на искусственные горы покрывающие схороненные города. Их форма не только символически изображала пламя, но имела основание в конической, первобытной форме всех естественных возвышенностей.
Порядок посвящения
В сопровождении проводника посвящаемый должен был сойти в глубокий и темный колодезь или род шахты под пирамидою; он спускался по лестнице, приставленной к боку ямы, и был снабжен факелом. Достигнув дна, он видел перед собою две двери — одна была заперта на засов, а другая подавалась тотчас от прикосновения его руки.
Пройдя в дверь, он видел извилистую галерею, между тем как дверь захлопывалась за ним с грохотом, который оглашал все своды. Его взору представлялись надписи, вроде следующей: «Кто пройдет по этому пути один и не оглядываясь назад, тот будет очищен огнем, водою и воздухом и, восторжествовав над страхом смерти, выйдет из недр земли на свет дневной, готовясь в душе к принятию мистерии Изиды» Идя далее, неофит достигал другой железной двери, охраняемой тремя вооруженными людьми, на блестящих шлемах которых были изображены символические животные, Церберы Орфея. Здесь посвящаемому предоставлялась последняя возможность вернуться назад, если он пожелает. Когда он решал, что пойдет дальше, то подвергался огненному искусу, проходя чрез залу, наполненную зажженными горючими веществами, образующими огненные стены. Пол был устлан решетками из докрасна раскаленных железных полос, между которыми, однако, оставались узкие промежутки, куда неофит мог ступать безопасно. Когда он преодолевал эту преграду, ему предстояло выдержать искус посредством воды. Широкий и темный канал, наполняемый водами Нила, преграждал ему путь. Поставив мерцающий факел себе на голову, он бросался в воду и переплывал на другой берег, где его ожидал главный искус — посредством воздуха. Из воды он выходил на платформу, которая вела к двери из слоновой кости с двумя медными стенами по обе стороны; к каждой стене было приделано по громадному колесу из такого же металла.
Тщетно силился неофит отворить дверь, и наконец, увидав два больших железных кольца в двери, хватался за них; вдруг платформа уходила из-под его ног, холодный ветер задувал его факел, два медных колеса вращались с грозною быстротой и оглушительным стуком, а неофит в это время висел, ухватившись за кольца, над бездонною пропастью. Но прежде, чем он мог выбиться из сил, платформа становилась на свое место, двери из слоновой кости отворялись, и он видел перед собою великолепный храм, ярко освещенный и наполненный жрецами Изиды, с иерофантом во главе, в нарядах, соответствующих мистическому значению их обязанностей. Но этим еще не оканчивался обряд посвящения. Неофита подвергали посту, который постепенно становился строже, на девятидневный срок. В это время ему предписывалось строгое молчание, и если он не нарушал его, то наконец был вполне посвящен во внутреннее учение Изиды. Его ставили перед тройной статуей Изиды, Озириса и Горуса — еще один символ солнца, — где он клялся никогда не открывать того, что емУ передано в святилище, и сперва выпивал поданную ему первосвященником воду Леты, для забвения всего, что слышал до состояния перерождения, а потом воду Мнемозины, дабы помнить все уроки мудрости, внушенной ему в мистериях. Затем его вводили в самую сокровенную часть священного здания, где жрец научал его применению символов, там находящихся. И тогда уже его всенародно объявляли лицом, посвященным в мистерии Изиды — первую степень египетских религиозных обрядов.
Мистерии Сераписа — Они составляли вторую степень. О них нам известно не много; только Апулей слегка касается их. Когда Феодосии разрушил храм Сераписа, там были открыты подземные ходы и машины, где жрецы подвергали неофитов испытаниям. Порфирий,
упоминая о больших мистериях, приводит выписку из Херемона, египетского жреца, которая придает астрономический смысл всей легенде об Озирисе, чем подтверждает сказанное нами выше. И Геродот, описывая храм Минервы, где совершались обряды Озириса, и говоря о могиле, находившейся в самом сокровенном тайнике, как в христианских церквах за алтарем бывает Голгофа, говорит. «Это могила бога, которого имя я не дерзаю упоминать». Calvary (Голгофа) происходит от латинского слова Са1ш, «лысый» — в переносном смысле «бесплодный», «иссохший», указание на мертвенность природы в зимнее время.
Мистерии Озириса. — Они составляли третью, высшую степень египетского посвящения. В них легенда об избиении Озириса братом его, Тифоном, изображалась в действии, и Бог был представляем неофитом. (Как мы увидим впоследствии, франкмасоны целиком заимствовали это посвящение для степени мастера, заменив Озириса Хирамом Абифом, одним из трех строителей Соломонова храма.) Вполне посвященный неофит назывался Al-om-jak, по имени божества, и догмат о едином Боге составлял главную сообщенную ему тайну. Как велика и как опасна была эта тайна, легко понять, когда припомнишь, что много веков спустя после учреждения мистерий Сократ лишился жизни за то, что провозгласил это самое учение.
Мистерии Озириса — Они составляли третью, высшую степень египетского посвящения. В них легенда об избиении Озириса братом его, Тифоном, изображалась в действии, и Бог был представляем неофитом. (Как мы увидим впоследствии, франкмасоны целиком заимствовали это посвящение для степени мастера, заменив Озириса Хирамом Абифом, одним из трех строителей Соломонова храма.) Вполне посвященный неофит назывался Al-om-jak, по имени божества, и догмат о едином Боге составлял главную сообщенную ему тайну. Как велика и как опасна была эта тайна, легко понять, когда припомнишь, что много веков спустя после учреждения мистерий Сократ лишился жизни за то, что провозгласил это самое учение.
Мистерия оживления тела. Священной водой, дающей жизнь и силу, и разнообразными мазями и маслами в течение 12 дневных часов
совершают помазание уст, очей, ушей и других частей восстановленного тела. А также дотрагиваются до них инструментом «великий чародей». С этого момента уста, очи, уши могут дышать, говорить и вкушать пищу, видеть и слышать, руки могут действовать, а ноги — ходить. Это было чудо магии — имитация естественных движений каждого органа вызывала восстановление его функций.
Обряды возрождения мертвого Осириса были не единственными: существовали другие заклинания и церемонии, возвращавшие к жизни иными методами.
Мистерия возрождения природы. В четвертом часу дня собранное и забальзамированное тело Осириса погребается в Бусирисе. Эта часть священного действа называлась «воссоединением с землей в Бусирисе».В земле происходило таинство возрождения растительности, другими словами, воскресение Осириса ассоциировалось с ежегодным возрождением природы.
Ежедневный культ не упоминал эти обряды, но мы находим сведения о них в надписях Дендеры, в описаниях великих праздников месяца хойак.
Мистерия возрождения через жертвоприношение. В том же четвертом часу дня провозглашался иной способ воскресения Осириса: к дверям wabt6 приводили жертвенных животных и здесь же приносили их в жертву (между 5-м и 6-м часами дня). Шкуры этих животных,ассоциировавшиеся, как утверждали тексты, со шкурой животного супостата Сета, служили саваном, в который заворачивали Осириса. Это «колыбель» (msxnt), в которой
бог возрождался в облике ребенка или животного. «Приветствую тебя, — говорит Исида. — Вот msxnt — дом, где божественный ка обновляет жизнь»
Довольно часто использовали шкуру коровы, поэтому взывали к небесной корове Нут, матери Осириса, родившей теленка-Солнце, с которым сравнивали Осириса.
В пятом часу ночи обращались к Осирису, распростертому под шкурой: «Твоя матерь Нут приближается к тебе и говорит: „О, пробудись, мой господин“. Так говорит твоя матерь Нут: „Вот я пришла, чтобы защитить тебя, я простираюсь над тобой в своем имени «Мистерия неба».»
Руководил этой церемонией Анубис, инсигнией которого являлась небрида — шкура животного, укрепленная на шесте. Анубис руководил также жертвоприношениями животных, чьи шкуры должны были стать колыбелью возрожденного Осириса. Согласно Книге мертвых, Анубис не
довольствовался тем, что помогал Осирису восторжествовать над смертью с помощью шкуры-колыбели. Он сам (т. е. жрец, исполнявший его роль) «заходил» под шкуру, ложился под ней, принимая позу плода в утробе матери. Считалось, что чары симпатической магии порождали жизнь. Когда Осирис (или действующий от его лица Анубис) «выходил» из-под шкуры, он возрождался к жизни, словно выходя из чрева матери.
Сценарий мистерии возрождения в ходе веков постепенно упрощался, Тикену частично утратил свою роль, а затем и вовсе
исчез, его место занял жрец, завернутый в покров, заменивший шкуру. Когда это произошло? На данный вопрос невозможно дать точный ответ: набор сцен в гробницах часто варьируется и не всегда в хронологической последовательности — например, в гробницах XIX династии имеются изображения обрядов, отсутствующие в других, более ранних гробницах. Тем не менее, именно на рубеже XVIII–XIX династий значение Тикену стало уменьшаться, после чего он и вовсе перестал фигурировать в ритуале. Изображения возрождения через жертвоприношение с этого времени приобрели более символический характер.