"Аццкий Сотона" как мотиватор экономического роста.
Он не темная материя и даже не невидимая рука рынка. У него множество имен. Падший ангел, Большой красный дракон, Вельзевул, Мефистофель, Люцифер, Бафомет, Шайтан, Иблис, Самаэль, Левиафан, Велиал, Асмодей, Азазель, Молох, змей-искуситель, лукавый, нечистый или просто "Аццкий Сотона". Его существование невозможно доказать, но он способен влиять на экономику. И, как ни странно, влиять положительно. И вовсе не потому, что дьявол носит "Прада" или, как считают некоторые, водит "Ладу", а на вполне научных основаниях. Ведь к этому выводу пришел не кто-нибудь, а профессор экономики Гарвардского университета Роберт Барро. Он и его жена Рейчел МакКлири много лет посвятили исследованиям зависимости экономики и религии.
Как отмечает РБК-ТВ, они изучали статданные за последние 20 лет в 59 странах мира, население которых принадлежит к одной из четырех основных мировых конфессий - христианству, исламу, индуизму и буддизму. Пользуясь статистическими моделями, супруги измеряли такие показатели, как вера в Бога и загробную жизнь, а также частоту посещения учреждений культа. Результаты оказались шокирующими: наибольшая корреляция с экономическим ростом наблюдается тогда, когда резко растет вера в преисподнюю, а посещаемость храмов остается в боковом тренде. Также положительный эффект, но намного слабее, имеет вера в рай. Но, как только верующие начинают чаще молиться, позитивный тренд сменяется негативным. Впрочем, это логично, ведь в период подъема деловой активности время становится ценным ресурсом. А вот вера в Бога как таковая, то есть очищенная от идеи загробного воздаяния или кары, на экономику не влияет вообще. Таким образом, идеально продуктивным членом общества может стать человек, который боится "Аццкого Сотону", но при этом не очень верит в Бога и тратит минимум времени на ритуалы. Как говорится, родителям на заметку.
Вполне себе убедительное объяснение распространению страшилок на фоне снижение веры - продуктивность повышают