Идеологи сокращения населения — Маргарет Зангер
Маргарет Зангер родилась 14 сентября 1879 года в маленьком промышленном городке Корнинге под Нью-Йорком, в бедной многодетной семье ирландских эмигрантов. Как только представилась возможность, Маргарет покинула лоно семьи и поступила в колледж Клэйврэк - маленький, недорогой, уютный - мечта среднего американца[34] Но вскоре была изгнана из него, ибо учёбе она предпочитала разные тусовки и “свободный секс”.[24]
В те пуританские времена для бедной и не слишком работящей девушки достойный выход был один: и она вышла за обеспеченного архитектора, который её и познакомил с некоторыми радикальными друзьями своей юности. В то время Нью-Йорк буквально кипел "левыми" идеями всех сортов, от пролетарской революции до суфражизма и анархизма. Когда Маргарет окунулась в этот дотоле незнаемый мир, судьба её была решена.
Она объявила о разрыве со своим буржуазным прошлым, превратила квартиру на Манхэттене в почти круглосуточно действующий клуб "левых", где обсуждались проекты социально-политического переустройства мира. Когда Маргарет в 1912 году вступила в Социалистическую партию, это была мощная политическая сила, добившаяся на местных выборах значительной победы: 1200 государственных должностей в 33 штатах, 160 городов Америки занимали ставленники партии, насчитывавшей к этому времени более 116 тыс. членов. Маргарет привлекала в Социалистической партии сексуальная программа: суфражизм, "свободная любовь", государственный контроль над рождаемостью, заметим, что контроль над рождаемостью – идея, выросшая именно из коммунистических кругов США.
В конце концов, Маргарет Зангер объявила себя сторонницей Эммы Гольдмэн. Эмма Гольдмэн была пламенной революционеркой со связями по всему миру: с большевиками - в России, с фабианцами - в Англии, с немецкими анархистами и французскими мальтузианцами. Она выступала с лекциям по всей Америке, собирая восторженные толпы и обсуждая абсолютно все: от необходимости "свободной любви" до "благородного провокаторства", от язв капитализма до высокой добродетели насилия, от опасностей демократии до контроля над рождаемостью. Жила известная под прозвищем "Красная Анархиня", Эмма продажей своего анархического журнала "Мать сыра земля" и распространением листовок, пропагандировавших контрацепцию и свободу секса. Маргарет сразу стала по отношению к Гольдмэн в позу покорной ученицы. Она буквально впитывала каждое слово и штудировала тома из ее библиотеки, в том числе - семитомные "Исследования по сексуальной психологии" Хэйврока Эллиса, возможно Эмма же познакомила Маргарет с Троцким.”[35]
Вдохновительница Зангер, которую Эдгар Гувер назвал самой страшной женщиной Америки, Эмма Голдман, родилась 27 июня 1869 года в Ковно, Литва. В 1892 году вместе с другим иммигрантом из России, Александром Беркманом, она приступила к организации убийства промышленника Генри Клэя Фрика, как утверждает американский журналист Вадим Ярмолинец, чтобы раздобыть денег на пистолет, Эмма предприняла отчаянную попытку заработать проституцией. Отдаться за пистолет – это сильно, видимо очень переживала Эмма за судьбу рабочих, желая им помочь «освободиться».
Результат этой помощи она скоро увидит своими глазами: в 1917 году Эмму отправили в места лишения свободы за организацию протестов против Первой мировой войны, а после освобождения Эмма была лишена американского гражданства и отправлена - с двумя сотнями других анархистов - на родину. Путешествуя по стране с Беркманом, она была потрясена тем, что большевики вместо обещанной свободы Россию загнали в рабство почище старого. Не понятно, КАК она была потрясена, но всю оставшуюся жизнь занималась она ровно тем же самым, уехав в Испанию, где примкнула к коммунистам для построения очередного «коммунистического рая»[37] Возвращаясь к Маргарет: после развода она решила зарабатывать на жизнь журналистикой.
Восмиполосная газета "Воительница" ("The Woman Rebel") с девизом "Без богов и хозяев" - ее новое детище было заявлено как "газета воинствующей мысли". Со страниц своего первого журнала "Воительница" Маргарет провозглашала, что "контроль над рождаемостью призван уничтожить авторитет христианских церквей. "Я мечтаю, - писала она, - увидеть человечество свободным от власти христианства и капитала". Но перченые статьи Маргарет, в которых контрацепция и свобода секса чередовались с необходимостью социальных потрясений и революционного террора, в конце концов обратили на себя внимание властей, партизанка получила повестку в суд, где отмечалось трёхкратное нарушение федерального закона о печати, касающегося запрета открытой пропаганды эротизма и распространения порнографической продукции. Так как обвинительный приговор означал пять лет колонии, а оправдательного не предполагалось, Маргарет решила бежать из страны под чужим именем. Друзья-социалисты снабдили революционерку паспортом и Маргарет Зангер покинула Соединенные Штаты.
В Англии постель Маргарет принимала многих лидеров социалистической Англии: Герберт Уэллс и Бернард Шоу, Арнольд Беннет и Бернард Хейр... Свободная от того, что она называла "давящим ядром супружеской верности", Маргарет предалась почти маниакальному удовлетворению своей похоти. Апофеозом этого оргазма явились ее необычные отношения с Хэйвлоком Эллисом, автором тех самых "Исследований...", которые она штудировала еще в США. Эллис был дедушкой сексуальной революции. Автор почти пяти десятков книг, "научно" рассматривающих различные аспекты полового влечения и способов его удовлетворения, Эллис направил всю работу своего интеллекта на обоснование движения за "свободную любовь". Именно интеллекта, ибо сам Хэйвлок был импотентом. И будучи им, он проводил свою жизнь в погоне за более изощренными чувственными удовольствиями.
Он устраивал изысканные оргии для своих мальтузианских и социалистических друзей; экспериментировал с психотропными препаратами; гомо- и гетеросексуалы посещали его дом по специально составленному расписанию, занимаясь в нем вещами, от описания которых покоробилась бы бумага. Для Маргарет Эллис он стал настоящим идолом, которому она раз и навсегда поклонилась - ради его идей и ради его поведения в спальне. Однако Маргарет и Хэйвлока влекла друг к другу не только страсть к извращению животного инстинкта. Они начали разрабатывать политику будущих действий Зангер. Эллис настаивал на необходимости возвращения подруги в Нью-Йорк - стратегия и тактика была разработана, она отправилась в митингово-лекционное турне по стране, от побережья до побережья.
Три с половиной месяца непрерывных оваций, ликования толпы и повсеместной газетной шумихи - это ли не новая победа? Затем она решила открыть подпольную клинику для практического осуществления контроля над рождаемостью. Газеты, памфлеты, речи - все это было лишь прелюдией настоящей борьбы. Место для своей клиники Маргарет выбрала в соответствии со своей идеологией: район Браунсвилль, Нью-Йорк, заселен преимущественно иммигрантами - славянами, итальянцами, евреями, латинос. Маргарет Зангер "спасала" страну от "неполноценных". Через две недели клиника была закрыта, а ее основательница получила месяц тюрьмы за распространение опасных для здоровья медикаментов и совершение нелегальных медицинских операций с использованием контрабандных средств.
Но Маргарет было уже не остановить. Едва выйдя из заключения, она создает новую организацию - Лига Контроля над Рождаемостью, и начинает издание журнала "The Birth Control Review". Новая организация и журнал должны были, по мысли Зангер, подготовить общественное мнение. Все финансирование первых проектов, весь штат Лиги, ораторы на конференциях, авторы листовок и обслуживающий персонал - с самого начала имело своим источником Английское Общество Евгеников, в офисе которого долгое время располагалась штаб-квартира Лиги, пока обе организации окончательно не слились. В первые десятилетия века евгеника завоевала всеобщее признание в Западном мире, получила статус науки, государственную и общественную поддержку. Евгенику преподавали в университетах: Гарварде, Принстоне, Колумбии... Исследования в этой области спонсировали фонды: Рокфеллера, Форда, Карнеги... Идеи евгеники подспудно питали искусство, перетекая в массовую литературу, кино, становясь частью общественного сознания. Те, кто выступал против, объявлялись врагами прогресса, обскурантами и ретроградами.
К 1922 году положение Маргарет становится незыблемым. Она выигрывает несколько важных судебных процессов, организует международную конференцию по проблемам контроля над рождаемостью и совершает кругосветное турне с циклом лекций, встречаемых на ура. Ее имя на устах у всех, одна из ее многочисленных книг становится бестселлером несмотря на яростную полемику, вызванную ее появлением, а может быть и благодаря ей. "Основной вопрос цивилизации" - по-своему уникальная книга. В ней Маргарет открыто призывает "выдергивать плевелы человечества", бороться с милосердием, снижая численность "неполноценных, умственно отсталых и несоответствующих расовым стандартам", а также к принудительной стерилизации "генетически второсортных рас".
В 1925 г. Фонд Рокфеллера окончательно начал спонсировать Лигу контроля над рождаемостью.[33], тогда же, выступая на Международной конференции неомальтузианцев, Маргарет Зангер вынуждена была признать, что политика евгенианцев встречает активное сопротивление гражданских властей, общественности и церкви. В то время Европа, подвергшаяся обильному кровопусканию в Первую Мировую, не желала и слышать о каком-либо сокращении чьей бы то ни было рождаемости.
В апреле 1932 года Маргарет подробно изложила свой так называемый "Мирный план", согласно которому "неблагородный человеческий материал" следовало подвергнуть принудительной стерилизации, расселить по мандатной системе и, в конце концов, собрать в концентрационные лагеря, расширяя список "неполноценных рас": куда уже попали черные, испанцы, итальянцы... В своем «мирном плане» Маргарет остановилась лишь перечислив 70% населения земли. Политика гуманитарной помощи этническим меньшинствам и социально незащищенным приводила её в ярость, её, вместе с другими социалистами ожидавшую с нетерпением конца христианской “эры милосердия”, после которой должна была наконец наступить эпоха работы по улучшению “породы людей”.
Эту работу Маргарет представляла себе как тотальную стерилизацию “низших рас”, что привело бы в конце концов к их полному исчезновению...[24] В тридцатые годы появились первые жертвователи. Тогда она пользовалась поддержкой таких знаменитостей, как Элеонора Рузвельт и Кэтрин Хепберн. Документально подтверждено, сотрудничество Маргарет Зангер с немецкими фашистами, сотpyдник фюpеpа Эpнст Рyдин pаботал консyльтантом в Лиге по ее пpотекции. Эрнст Рудин получал финансирование из того же Рокфеллеровского фонда[38], оттуда же взялся немецкий закон о стерилизации и принудительные аборты на завоеванных территориях.
В 1934 г. Зангер опубликовала проект закона, призванного «остановить перепроизводство детей».[33]
«Статья 2. Клиники, контролирующие рождаемость, получают статус государственных органов здравоохранения...
Статья 3. Свидетельство о браке даёт супругам право лишь на совместное ведение хозяйства, но не на родительство.
Статья 4. Ни одна женщина не имеет права выносить ребёнка и ни один мужчина не имеет права стать отцом без разрешения на родительство.
Статья 5. Разрешения на родительство должны выдаваться государственными органами супругам по их просьбе при условии, что они способны материально обеспечить будущего ребёнка, обладают необходимым образованием для правильного воспитания и не имеют наследственных болезней.
Статья 6. Разрешение на родительство действует однократно.»[18].
В 1938 г. Швеция становится первой христианской страной, вернувшейся к дохристианскому узаконению абортов и утвердившей программы полового воспитания и ограничения численности семьи, разработанной Лигой. Сегодня шведская столица Стокгольм уже названа, на последнем Всемирном конгрессе семей, «первым постсемейным городом»[18].
В 1939 году в ответ на запрос чиновников от здравоохранения южных штатов Маргарет представила свой "Негритянский проект". В нем демографическая ситуация американского Юга оценивалась как нездоровая: численность "неполноценного" негритянского населения постоянно увеличивалась, создавая угрозу белой расе. Чтобы исправить положение, Маргарет предлагала отправить в турне по Южным штатам трех-четырех специально подготовленных священников, которые в своих проповедях проводили бы идеи контроля над рождаемостью. Успех превзошел ожидания. Так как стратегия Ассоциации базировалась на расовом, а не геополитическом принципе, после Юга пришел черед Севера и Запада. "Мы хотим уничтожить черное население"- сообщала Зангер в письме другу[1].
В 1942 году объединение "Общества расовой гигиены", "Союза контроля над рождаемостью", и комитетов "социальной евгеники" было наконец-то оформлено юридически: вместо несколько устрашающего "Лига контроля над рождаемостью" появилась новая, звучащая прогрессивно, научно и гуманистично: "Американская Федерация Планирования Семьи". Всё это время Маргарет металась от любовника к любовнику, иногда меняя их в течении одних суток. Но счастье ускользало от нее, невзирая на бесчисленные эротические эксперименты. Маргарет обратилась к оккультизму, стала посещать спиритические сеансы и прошла начальные степени посвящения розенкрейцерства и теософии. Она открыла новую клинику под закамуфлированным названием "Бюро исследований". Затем, упрочив свое личное влияние внутри империи МАПС, она повела атаку на медицину. Рокфеллер, Форд и Меллонс выделяли ей значительные суммы в виде грантов по "научным" проектам.
В 1948 г., получив подпитку из фонда Браша, вкладывавшего большие средства в евгенические исследования, основала Международную федерацию планирования семьи. Официально МФПС была зарегистрирована в 1953 году, и М. Зангер стала её почётным председателем. В новой организации Маргарет ввела строгую пирамиду подчиненности: сотни местных филиалов вводились в подчинение десяткам национальных отделений, которые, в свою очередь, управлялись из Международного Центра.
1949-1956. Под давлением МАПС аборты легализованы еще в 11 европейских странах. Саму Маргарет приступы безысходной тоски, следуя один за другим, слились в конце концов в патологическую депрессию. Несмотря на то, что с 1949 года она пристрастилась одновременно к наркотикам и алкоголю, рос список добровольных пожертвователей, к их числу прибавились Дж.Хаксли, Альберт Эйштейн, Неру, Дж.Д.Рокфеллер, японского императора Хирохито и Генри Форда. До самой смерти Маргарет привечали президенты США Трумен и Эйзенхауэр.
1958. ООН начинает финансировать программы МАПС в странах "третьего мира".
В 1966 году на пороге 87-летия Маргарет Зангер умерла
1967. Американская Медицинская Ассоциация отменяет свой, существовавший столетие, билль о защите жизни нерожденных младенцев и начинает пропаганду "некриминальных" и "безопасных" абортов.
1968. Великобритания легализует аборты. В том же году Папа Римский Павел VI издает энциклику "Humanae Vitae", где подтверждает церковное воззрение на святость человеческой жизни как дара Божьего.
1970. Четыре штата: Гавайи, Аляска, Вашингтон и Нью-Йорк - принимают закон о легализации "абортов по медицинским показаниям". Верхушка Организации также признала необходимость взаимодействия с властями на местах. Всем национальным филиалам приказывалось обратить особое внимание на отработку тактики "ограничения свободы выбора" при решении вопроса о рождении ребенка путем законодательного и экономического давления: "введения налога на лишнего ребенка", "сокращения или полного прекращения выплат пособий по беременности и родам", "сокращения или полного прекращения бесплатной медицинской помощи, среднего образования и прочих льгот для семей, имеющих больше дозволенного количества детей", или даже "принудительной стерилизации и абортов" ("Family Planning Perspectives", June 1970).
В 1982 году, в мартовском выпуске журнала "Сайенс", медицинский директор Американской Федерации Планирования Семьи писал: "Дело в том, что ни одна нация на земле не может регулировать рождаемость, не прибегая к абортам. В Соединенных Штатах совершается 1,5 млн. абортов ежегодно - почему же Индонезия должна отставать? В те же 1980-е годы Планирование семьи начало открывать абортарии на базе школ. В штатах Техас и Индиана «планировщики» разработали специальные программы для нацменьшинств. Чтобы заманить девушек и женщин в свои центры, они раздавали им талоны, дающие право на покупки товаров со скидкой, дарили модные диски и даже устраивали бесплатные танцы.[18] В других местах «примерных клиенток» за аборт или стерилизацию поощряли разными премиями – аборты должны были стать общечеловеческой нормой.
В 1983 году Руководство Ассоциации вменяло в обязанность всем филиалам разработку и внедрение в образовательные системы подопечных стран программ полового воспитания, впервые с блеском отработанных в США: использования откровенных рисунков в учебных пособиях, дискриминирующих своим содержанием традиционно нравственные ценности, подрывающих авторитет родителей и провоцирующих полную распущенность подростков. И в годовом отчете МАПС за 1983 год говорилось: "Только те, кто действительно допускают и принимают детское сексуальное образование и готовы способствовать на деле его развитию, могут рассчитывать на претворение его в жизнь в рамках государственной образовательной системы". Недвусмысленный намек для учителей, желающих найти работу.
В 1984 году выпущена одна из директив для внутреннего пользования: "Ассоциация Планирования Семьи и другие неправительственные организации не должны использовать законодательный вакуум или наличие неблагоприятных для нас законов как повод для бездействия. Действовать помимо закона, даже против закона - только так мы сможем добиться желательных перемен" (IPPF, A Strategy for Legal Change). Руководству филиалов Ассоциации было предписано преодолевать возможные законодательные препятствия при помощи специально организованных акций протеста и гражданского неповиновения, демонстраций и других проявлений "народного гнева". Борьба МАПС с законом принимает самые разнообразные формы. Иногда - просто вид обходного маневра, как на Филиппинах, где аборты запрещены, а населению в клиниках Ассоциации предлагается та же услуга под кодовым названием "оперативное восстановление менструальной активности".
В других случаях, как, например, в Бразилии, закон попирается открыто и прямо. В этой стране сетью спецклиник МАПС ежегодно совершается 20 тыс. стерилизаций - при том, что эта операция запрещена законом. Т. Вард, доктор медицины (Великобритания), опубликовал свои наблюдения над механизмом снижения рождаемости, который использует "Международная Федерация Планирования Семьи": "Одной из основных задач организации является проведение манипуляций в сфере законодательства, направленных на достижение ограничения рождаемости по всему миру". В материалах этой организации видна связь между методами ограничения рождаемости и использованием жупелов "прав женщин", "дискриминации женщин" и т.п. ...[25]
В 1997 году в Белом доме США и Сенате одобряется финансирование международных программ по народонаселению. «Мы подтверждаем, что США будут и впредь занимать руководящую роль в мире по предоставлению добровольной помощи в области планирования семьи... Планирование семьи является ключевым моментом нашей всеобъемлющей стратегии...» (Б.Клинтон). Америка вложила в разнообразные программы по снижению рождаемости в мире больше денег, чем все остальные страны вместе взятые. В "Меморандуме Международной федерации планирования семьи " еще в 1987г. указывалось, что все международные программы по контролю над народонаселением провалятся, если США перестанут их финансировать, и не будут ставить в зависимость от их выполнения выдачу кредитов.[13]
В настоящее время, работа Организации ведется в 134 странах всех континентов. Только в США в 922 спецклиниках и 167 филиалах, раскинувших свою сеть от побережья до побережья, трудится более 20 тыс. человек штатного персонала и добровольных помощников. Комфортабельная и оборудованная по последнему слову техники штаб-квартира в Нью-Йорке, центр правового обеспечения в Вашингтоне, пункты работы с общественным мнением в Атланте, Чикаго, Майами и Сан-Франциско, официальные международные центры в Лондоне, Найроби, Бангкоке, Нью-Дели; налоговая декларация 1992 года оглашала 192,9 млн.долл. основного капитала, 108,2 млн.долл. капитальных вложений и 23,5 млн.долл. чистой прибыли. Это только в США, а вместе с национальными отделениями всего мира годовой бюджет этой "некоммерческой организации" равен более чем миллиард долларов, с 1965 г.
Внук Маргарет Зангер, в настоящее время является председателем Международного совета по планированию размеров семьи, как представитель и поборник контроля над рождаемостью, он в 1995 году был назван «одним из 100 наиболее влиятельных людей на планете во все времена». Он принимал участие и выступал на Международной конференции Организации Объединенных Наций по народонаселению и развитию в Каире в и на четвертой Всемирной конференции
1994 году Организации Объединенных Наций по положению женщин в Пекине в 1995 году. ...[36]
В России Ассоциация заработала сразу после развала СССР как Российская Ассоциация Планирования семьи. Вот, как сформулировал её цели и задачи один из её ведущих идеологов Ф. Джаффе:
• обязательное сексуальное образование для детей;
• развитие гомосексуализма;
• изменение налоговой политики в пользу бездетных людей;
• уменьшение или ликвидация пособий на детей и семью;
• поощрение позднего вступления в брак и большей разницы в возрасте между детьми;
• ограничение или ликвидация бесплатного здравоохранения;
• сдерживание развития государственного жилья, приспособленного к нуждам семьи;
• финансовая поддержка стерилизации, контрацепции и абортов;
• проведение абортов и стерилизации по желанию;
• распространение контрацепции вне сети служб здравоохранения.[18]
А вот цитата из "Замечаний и предложений по генеральному плану "Ост": "Для того, чтобы избежать нежелательного для нас увеличения численности населения … мы должны сознательно проводить политику на сокращение населения...Средствами пропаганды, особенно через прессу, радио, кино, листовки, брошюры, доклады и т. п., мы должны постоянно внушать населению мысль о том, что вредно иметь много детей. Нужно показывать, каких больших средств стоит воспитание детей и что можно было бы приобрести на эти средства... "
"Аборты на остающейся площади должны быть свободны от запрета. Средства к абортам и контрацепции следует предлагать публично без политических ограничений. Гомосексуализм всегда надо объявлять легальным. Учреждениям и лицам, профессионально занимающимся абортами, политика не должна мешать". (Декреты Гитлера от 23 июля и 5 августа 1942 г.)[38]
Риторически ищем 10 отличий. Вот только избавиться от старой коричневой чумы с новым лицом будет не менее сложно, чем в прошлый раз, ибо одной из важнейших задач, стоявших перед ликвидаторами рождаемости в нашей стране, было создание многоканальной системы, которая могла бы успешно функционировать, даже если один или несколько каналов будут перекрыты.[18] Теперь, когда коррупция стала нормой обеспечить себе государственное лобби не представляет большого труда. Если кого не сильно шокирует выдержки из брошюры, выпущенной РАПС, то надо учитывать, что издатели рекомендуют её для младшего возраста – с 8 лет.
И все-таки: задаваясь вопросами, как могли, в общем-то, не совсем психически здоровые люди, вдохновлявших и консультировавших фашистских лидеров, создать мощнейшую организацию в мире, подключив к ней все известные мировые институты, и не подвергнуться не только уголовному преследованию, но даже и простому журналистскому разоблачению? Чьи листовки с пропагандой свободного секса распространяла «Красная Анархия» Эмма Гольдмэн? За счет журнала ли с говорящим названием "Мать сыра земля" она путешествовала по миру? И не могла же Эмма Гольдмэн, будучи еврейкой, научить Маргарет Зангер всех евреев записать в полностью неполноценные расы?[18] (кстати, в самом Израиле её организация открывает двери только для эмигрантов из России и Эфиопии, наверно эти евреи еще по-прежнему неполноценны). Как и не могла сама Маргарет «встать в позу покорной ученицы» к представителю «неполноценной» по её мнению расы.
Кто оплачивал и организовывал мировые турне психически нездоровой нимфоманки, с пристрастиями к наркомании и оккультизму, мечтавшей освободиться «от власти христианства и капитала»? Тот самый таинственный фактор «Х», проявляющий в своей настойчивости поистине дьявольское упорство?
Еще статья:
Международная Федерация Семьи - это старейшая в мире, величайшая в мире лучшим образом организованная корпорация, внедряющая аборты и контроль над рождаемостью в мировом масштабе. Как гласит "Ежегодный отчет Американской Федерации Планирования Семьи за 1992 год", работа Организа-ции ведется 134 странах всех континентов. Только в США в 922 спецклиниках и 167 филиалах, раскинувших свою сеть от побережья до побережья, трудится более 20 тыс. человек штатного персонала и добровольных помощников. Комфортабельная и оборудованная по последнему слову техники штаб-квартира в Нью-Йорке, центр правового обеспечения в Вашингтоне, пункты работы с общественным мнением в Атланте, Чикаго, Майами и Сан-Франциско, официальные меж-дународные центры в Лондоне, Найроби, Бангкоке, Нью-Дели; налоговая декларация 1992 года оглашает 192,9 млн.долл. основного капитала, 108,2 млн.долл. капитальных вложений и 23,5 млн.долл. чистой прибыли. Это только в США, а вместе с национальными отделениями всего мира годовой бюджет этой "некоммерческой организации" равен более чем биллиону(?) долларов.
А началось все с крошечной подпольной клиники на бруклинской окраине, обслуживаемой энтузиастами социалистического и анархистского толка, возглавляемой Маргарет Зангер.
Каким образом удалось двадцатилетней медсестре-недоучке раскрутить эту гигантскую машину? И наоборот: не отразился ли характер и личная судьба основательницы на структуре и стратегии Ассоциации? Что это в конце концов за человек, умудрившийся всю жизнь - все тридцатые, сороковые, пятидесятые, шес-тидесятые годы - с высокой трибуны проповедовать слегка видоизмененные идеи Гитлера, Сталина и Мао и не подвергнуться не только уголовному преследованию, но даже и простому журналистскому разоблачению? Ответ на эти вопросы, возможно, подведет нас к ответу еще на один: каким образом в странах торжествующей демократии легально функционирует организация, унесшая, по самым приблизительным подсчетам, два с половиной биллиона(?) человеческих жизней?
ИСТОКИ
Маргарет Зангер родилась 14 сентября 1879 года в маленьком промышленном городке Корнинге под Нью-Йорком, в семье ирландских эмигрантов. В семье кроме Маргарет было пятеро детей; впоследствии родилось еще пятеро.
Жила семья бедно и как-то тускло. Отец, бывший некогда католиком, ра-ботал каменщиком - и пил, пил... В пьяном и полупьяном виде Майкл любил "вольнодумствовать" и поучать детей в цинично-атеистическом духе, разрушая скромные результаты педагогической работы матери. уже будучи взрослой, Маргарет не могла даже на поезде проехать мимо мест, где прошло ее безрадостное детство - у нее тотчас начинался приступ "корнингита".
Крестили Маргарет по католическому обряду в 1893 году, тайно от отца. Атмосфера тайны подхлестывала воображение, и Маргарет проявила в отрочестве горячий интерес к богослужению, отчасти даже к вопросам духовной жизни. Однако энтузиазм неофитки оказался хрупким: после смерти матери, которую Маргарет потеряла в возрасте семнадцати лет, он сменился стойким отвращением от всего церковного, сохранившимся уже до самого конца.
Как только представилась возможность, Маргарет покинула лоно семьи и поступила в колледж Клэйврэк - маленький, недорогой, уютный - мечта среднего американца.
Как ни демократичны были порядки в колледже и как ни низка была плата за обучение, Маргарет, вкусившая вольной жизни, то есть радикальной кружковщины и свободного секса, вскоре перестала выполнять даже эти умеренные требования. Клэйврэк пришлось оставить и вернуться домой. Но - только для того, чтобы, осмотревшись, снова пуститься в океан жизни.
Маргарет поступила на работу воспитательницей в детский сад. К счастью для детей и их родителей, она не задержалась на этом месте и через полгода перешла работать ученицей медсестры в одну из провинциальных больниц.
Больничная работа оказалась еще утомительнее и однообразнее детсадовской. Маргарет так и не завершила курса стажировки. Все слова ее "Автобиографии" (Нью-Йорк, 1938), представляющие ее "хорошо обученной и опытной медсестрой" - чистая выдумка. На самом деле максимум на что она была способна как медик даже в пору расцвета своего профессионализма - сменить простыню, вынести судно и сходить позвать заведующую.
Естественно, все это ей мало подходило.
В те пуританские времена для бедной и не слишком работящей девушки достойный выход был один - она и вышла за мешок с деньгами.
ЗИМА РАЗОЧАРОВАНИЙ
Уильям Зангер не был тем, что называется "богач", но он был обеспечен, занимал престижное место в процветающей архитектурной фирме и успел даже сделать себе имя постройками в Нью-Йорке.
Зангеры поселились в симпатичной квартире на Манхэттене и зажили "семейной жизнью". Но роль "хранительницы домашнего очага" нагоняла на Маргарет еще большую хандру, чем работа воспитательницей или медсестрой. Несмотря на все попытки мужа разнообразить ее жизнь - включая такую неординарную, как постройка дома на Лонг-Айленде по оригинальному проекту, - она затосковала.
Вскоре и с небольшими перерывами у нее родились дети: два мальчика и девочка. Но так как выяснилось, что воспитание их совсем не похоже на собира-ние фарфора и требует от матери каких-то особых душевных качеств и значительных дополнительных усилий, дети были поручены теткам и воспитателям.
После десятилетия безуспешных попыток вжиться в роль домашней хозяйки Маргарет вынуждает мужа продать дом в пригороде вместе со всем скар-бом и переселиться обратно на Манхэттен, в сердце города.
Здесь Уильям возобновляет некоторые из радикальных знакомств своей юности.
В то время Нью-Йорк буквально кипел "левыми" идеями всех сортов, от пролетарской революции до суфражизма и анархизма. Маргарет с радостью окунулась в этот дотоле незнаемый мир.
Однажды она услышала ораторствовавшего Джона Рида - и он потряс ее, как девять дней - мир. Известные, в общем-то, вещи: факты бедственного положения рабочих, теоретическая марксистская база - в устах будущего пламенного пропагандиста большевистского режима звучали как поэма.
Судьба Маргарет была решена. Она объявила о разрыве со своим буржу-азным прошлым, превратила квартиру на Манхэттене в почти круглосуточно действующий клуб "левых", где за пивом с сосисками обсуждались проекты социально-политического переустройства мира.
И, кроме того, Маргарет впервые в жизни осмысленно взяла книгу в руки. Этой книгой стал "Капитал".
BОИТЕЛЬНИЦА
К началу десятых годов ХХ века под крылышком Социалистической партии Америки приютились практически все экстремистские силы: радикальные республиканцы, реформисты-унитарии, "Рыцари труда", анархисты, популисты, суфражистки, коммунисты и т.д. Когда Маргарет в 1912 году вступила в Социалистическую партию, это была мощная политическая сила, добившаяся на местных выборах значительной победы: 1200 государственных должностей в 33 штатах, 160 городов Америки занимали ставленники партии, насчитывавшей к этому времени более 116 тыс. членов.
Наряду с блестящей ораторской техникой отдельных деятелей, таких как Рид или Юджин Деббс, впоследствии с восторгом восклицавшего: "Я - большевик!", наряду с пафосом всеобщего разрушения, Маргарет привлекала в Социалистической партии и сексуальная программа: суфражизм, "свободная любовь", государственный контроль над рождаемостью - это было то, что надо.
Между тем, Билл Зангер начинал проявлять беспокойство. Поначалу он только радовался, что жена его нашла себе дело по душе и темпераменту, но вскоре постоянный разгром в квартире, вечное пребывание детей на дачах соседей и знакомых, а Маргарет - на митингах и заседаниях стали его утомлять.
В конце концов, когда его жена объявила себя сторонницей Эммы Гольд-мэн, Уильям решил дать задний ход, порвать с социалистами и вытащить Маргарет из радикального омута. Но было слишком поздно.
КУМИР
Эмма Гольдмэн была пламенной революционеркой со связями по всему миру: с большевиками - в России, с фабианцами - в Англии, с немецкими анархистами и французскими мальтузианцами. Она выступала с лекциям по всей Америке, собирая восторженные толпы и обсуждая абсолютно все: от необходимости "свободной любви" до "благородного провокаторства", от язв капитализма до высокой добродетели насилия, от опасностей демократии до контроля над рождаемостью.
Жила она продажей своего анархического журнала "Мать сыра земля" и распространением листовок, пропагандировавших контрацепцию и свободу секса. Известная под прозвищем "Красная Анархиня", Эмма по стилю поведения была резкой и грубой, но блестящей настолько, чтобы успешно делать политиче-скую карьеру.
Маргарет сразу стала по отношению к Гольдмэн в позу покорной ученицы. Она буквально впитывала каждое слово, под руководством Эммы штудиро-вала тома из ее библиотеки - Кропоткин, Ленин, Нечаев, Бабеф... И более глубоко - Руссо, Вольтер, Толстой... И в то же время - семитомные "Исследования по сексуальной психологии" Хэйврока Эллиса (запомним это имя!).
Маргарет изучила тактику революционной борьбы на конкретных примерах России, Австрии, Франции и Польши.
Если социалистические ораторы в свое время пробудили ее энтузиазм и научили пробуждать его в других, то Эмма Гольдмэн познакомила начинающую активистку с философией борьбы и приемами "научного обоснования" тех или иных действий.
Однако что всегда отличало Маргарет, так это стремление к практической - причем немедленной - реализации радикальных идей. Осознав себя революционеркой, она заявила мужу, что порывает со всеми установлениями "христианского капитализма", в том числе - с ярмом супружеской верности, и предложила Биллу поэкспериментировать в области свободного секса. Уильям был убит. В отчаянной попытке спасти семью он нанял коттедж в деревне и увез туда Маргарет и детей - проветриться от социалистического угара.
Когда они вернулись в Нью-Йорк, Эммы уже не было на месте: она со-вершала очередное лекционное турне, и Маргарет с сексуальной революции в действии переключилась на стачечную борьбу.
Как раз в это время началась грандиозная забастовка ткачей в Лоуренсе, штат Массачуссетс, финансировавшаяся Союзом Марксистов и Всемирной Федерацией Промышленных Рабочих. Стачка приобретала желаемый размах. Организаторам ее уже виделись красные флаги на улицах Америки. Не хватало лишь талантливых организаторов работы на местах. Тут и подвернулась Зангер.
Ее участие в руководстве стачкой имело гибельные последствия для революции: забастовка стала такой популярной, что весь истэблишмент по ту сторону баррикад проникся симпатией к ткачам. Финансисты и бизнесмены, журналисты и правительство во главе с президентом Тафтом открыто сочувствовали забастовщикам и спешили удовлетворить их требования. Стачка была выиграна, но революционная ситуация рассосалась. Маргарет вернулась в семью.
Но, как обычно, затишье было коротким.
Вскоре она стала завсегдатаем вечеринок Мэйбл Додж, молодой разведенной особы, только что вернувшейся из Парижа.
На этих вечеринках "левые" интеллектуалы собирались обменяться мнениями, поспорить и просто изысканно поужинать. Темой выступлений Маргарет всегда был секс. Для нее сама социальная революция была лишь продолжением революции сексуальной, а объединение пролетариев всех стран в единую семью должно было создать условия для раскрепощения ранее подавляемых естествен-ных чувств.
Правда, путь к этой всеобщей радости лежал через человеческие жертво-приношения, но на этом внимание не акцентировалось.
ПРЕРВАННЫЙ ПОЛЕТ
Пока завороженная общественность внимала речам и пророчествам Маргарет, ее муж, решивший, наконец, что социалистическая революция не может быть ничем иным, как только "оправданием сексуального разгула", отважился на последнюю попытку сбить Маргарет с избранного ею курса. Несчастный архитектор увез семью в Париж.
Однако "самый романтичный в мире город" не оказал ожидавшегося дей-ствия на душу пламенной революционерки: прожив там некоторое время, она забрала детей и вернулась в Нью-Йорк - без настаивавшего на своем мужа.
С узами брака было покончено, однако и со средствами к существованию тоже; Маргарет решила зарабатывать на жизнь журналистикой. Восмиполосная газета "Воительница" с девизом "Без богов и хозяев" - ее новое детище - была заявлена как "газета воинствующей мысли". И что касается воинственности, обещание было сдержано: "дегенеративный институт брака", "грабительская эксплуатация" и "борьба женщины за свое право: право не работать, право быть матерью-одиночкой, право на разрушение и на любовь" - восемь боевых полос пестрели знакомой уже нам фразеологией.
Но перченые статьи Маргарет, в которых контрацепция и свобода секса чередовались с необходимостью социальных потрясений и революционного тер-рора, в конце концов обратили на себя внимание властей. партизанка получила в суд, где отмечалось трикратное нарушение федерального закона о печати, касающегося запрета открытой пропаганды эротизма и распространения порногра-фической продукции. Так как обвинительный приговор означал пять лет колонии, а оправдательного не предполагалось, Маргарет решила бежать из страны под чужим именем.
Друзья-социалисты снабдили революционерку паспортом - теперь она была и подпольщицей. Завещав боевым товарищам заботу о детях и стотысячном тираже свежеотпечатанных листовок, пропагандирующих контрацептивы, Маргарет Зангер покинула Соединенные Штаты.
"В ЗЕМЛИ ЧУЖДЕЙ"
Более года прожила Маргарет в Англии, скрываясь от правосудия. Но времени она даром не теряла: здесь она подробно ознакомилась с учением Мальтуса и сблизилась с неомальтузианскими кругами.
Профессор политической экономики Томас Мальтус прославился своим "Опытом о законе населения" (1798). в нем с очевидным сейчас схематизмом доказывалось, что численность населения планеты растет в геометрической прогрессии, в то время как мировое производство - только в арифметической. Выход из неизбежного кризиса голода и перенаселения Мальтус видел в мерах, которые сдерживали бы рост человеческой популяции: отмене благотворительности, поощрении преступности и войн, запрете на развитие медицины и борьбу с эпиде-миями и т.п.
В ХХ веке пещерные методы Мальтуса уже никого бы не устроили. Его последователи, сохранив в неприкосновенности исходную аксиому учителя, разработали новое, гораздо более утонченное и "научное" учение о половом воспитании, контрацепции, абортах и стерилизации, сокращая численность населения гораздо успешнее чумы или войны.
На Западе учение мальтузианцев получило огромное распространение благодаря изощренной демагогии, псевдонаучному изложению, завораживавшему поверхностных интеллектуалов, и очевидному соответствию этих идей учению о "прогрессе мировой цивилизации".
Для Маргарет мальтузианство было находкой. Ее не привлекали отвлеченные экономические, философские и социально-политические идеи ее новых друзей, она всегда была человеком действия; но действие без теоретической базы могло иметь успех разве что среди лоуренсских ткачей. А то, что дух идей Мальтуса родственен делу ее жизни, Маргарет поняла сразу.
В начале ХХ века в Англии существовало множество неомальтузианских группировок. Познакомившись со всеми, Маргарет с особенным вниманием отнеслась к евгеникам - течению наиболее радикальному. Евгеники видели решение всех социальных проблем человечества (масштаб планов непременно всемирен) в постепенном, но неуклонном "улучшении человеческой породы", в обеспечении "восхождения человечества по лестнице прогресса" путем направленного снижения рождаемости "неполноценных" рас. Само собой разумеется, что элитными сортами рода человеческого признавалась порода Северо-Запада Европы.