15. Джама Омар. Собственно говоря, по названию, это и есть мечеть Омара, вернее, это небольшое помещение 5Х25 метров, составляющее юго-восточное крыло мечети аль-Акса, названо в честь халифа Омара (см. фото). Возможно, что это строение содержит в себе некоторые остатки от первой мечети, которую построил халиф Омар ибн Хаттаб в 640 году. Об исторической мечети Омара в 670 году свидетельствовал епископ Аркульф: “На том знаменитом месте, где некогда был выстроен великолепный храм, помещавшийся на востоке, по соседству со стеною, теперь саракины выстроили из дешевого материала четырехугольный молельный дом из приподнятых досок и больших бревен над некоторыми останками развалин; его они посещают, и дом этот, как говорят, может вместить за раз три тысячи человек” [25].
16. Бир эль-Верека. Кроме своих видимых достопримечательностей, Храмовая гора располагает еще многими чудесами, скрытыми от глаз посторонних, но тем не менее знать о них интересно. Это прежде всего уникальная система водоснабжения, насчитывающая сегодня 37 подземных водных цистерн. Возможно, что некоторые из них были высечены здесь еще а Ханаанский период и служили местом захоронения, другие были построены в эпоху Первого и Второго Храма как потайные подземные ходы и хранилища, переоборудованные затем в водоемы. С одной из таких цистерн связана легенда, рассказанная Муджир эд-Дином о том, как во времена халифа Омара один праведный шейх уронил ведро в цистерну и спустился за ним туда, и там он обнаружил дверь, ведущую в рай, и ему удалось даже вынести оттуда лист с Древа Жизни: “Колодезь листа. Внутри этой соборной мечети (Масджид аль-Аксы) слева, если войти через Большую дверь, есть колодезь, называемый колодезем Листа. Относительно этого Листа существует много различных рассказов, историй и преданий. К числу их принадлежит передаваемый Абу-Бекром ибн-абу-Марьямом рассказ, слышанный им от Атии ибн-Кайса. Посол Божий сказал: “в рай непременно войдет один из моего народа на своих ногах и будучи живым”. И вот во время правления халифа Омара в Иерусалиме прибыл караван на поклонение; один из каравана, некий темимит по имени Шерик ибн-Хайян, пошел достать воды для своих спутников. Его ведро упало в колодезь. Он спустился за ним и нашел в колодце дверь, которая вела в сады. Через эту дверь он вошел в сады, погулял в них и, сорвав лист с дерева, заткнул его за ухо. Затем он возвратился в колодезь, поднялся на верх, пошел к правителю Иерусалимскому и сообщил ему о виденных им садах и как он попал туда. Тот послал с ним людей в колодезь, он спустился с ними, но они двери найти не могли и в сады не попали. Об этом написали Омару. Омар ответил, подтверждая предание о том, что один из этого (т. е. арабского) народа войдет в рай на своих ногах живым, при чем написал: посмотрите на лист; если он высохнет и изменит цвет, то это не райский лист, потому что в раю ничто не увядает. И предание говорит, что лист остался неувядшим” [26].
Потому колодец и назван “Бир эль-Верека” – по имени чудо-растения из рая. Он расположен в открытом проходе, к западу от мечети аль-Акса, имеет глубину 13 метров и ширину 18 метров (см. фото).
Мечеть аль-Акса. Масджид аль-Акса (Отдаленнейшая мечеть). Как утверждает Насири-Хосрау: “Это та самая мечеть, куда Бог, Которому присущи могущество и величие, перенес в ночь Мираджа из Мекки Избранника Своего” [27].
Считается, что эта мечеть построена сыном Абд эль-Малика, халифом аль-Валидом в 705-715 годах, хотя самая первая, временная мечеть, на этом месте, как мы уже говорили, была построена еще халифом Омаром, а потому с большим правом может называться “мечетью Омара”, чем наш Купол над Скалой, который, собственно, к Омару не имеет никакого отношения (см. фото). Как бы там ни было, но и от строения аль-Валида также мало что осталось, в 746 году мечеть была разрушена землетрясением. Остатки пола омеядского периода, который залегает ниже настоящего на 80 см., были обнаружены в 1938 году во время ремонтных работ. По этим остаткам были определены границы прежней мечети, которая была на 20 метров короче настоящей. Аль-Мукаддаси в своем сочинении: “Лучшее из делений для познания климатов” в 985 году так описывает мечеть: “Масджид аль-Акса расположена в юго-восточном углу города. Ее основания относятся ко временам Давида и сложены из твердых, плотно пригнанных, выпусковых камней в десять локтей в длину и меньшего размера. На этом фундаменте Абд эль-Малик построил здание из небольших красивых камней; оно было снабжено зубцами и оказалось более красивым, чем дамасская джамия. Но при аббасидах случилось землетрясение, вследствие которого рухнула крытая часть храма, за исключением части около михраба. Когда халиф узнал об этом, то ему сказали: не хватит государственной казны, чтобы привести это здание в его прежний вид. Тогда он написал правителям областей и другим воеводам, предлагая каждому взять на себя расходы по постройке одного ривака (нефа), и они построили здание более прочное и более массивное, чем прежнее” [28].
В 1035 году, после очередного землетрясения, мечеть восстанавливается фатимидским халифом аз-Захиром, после чего здание приобретает свою настоящую форму.
Большим изменениям подверглась мечеть в период крестоносцев. Захватив власть в Иерусалиме в 1099 году, крестоносцы все мечети на Храмовой горе превратили в христианские церкви. Мечеть Омара стала называться церковью “Темплюм Домини” (Храм Господа) – в честь еврейского Храма, который стоял на этом месте, а мечеть аль-Акса стала сначала дворцом нового христианского короля Иерусалима Балдуина II, затем, в 1128 году, часть его была подарена последним ордену тампильеров (храмовников), которые превратили это здание в церковь под названием Темплюм Соломонис (Храм Соломона). От периода крестоносцев по сей день сохранились в мечети часовня Захарии (см. фото) и рыцарский зал.
Салах эд-Ддин, захватив власть в Иерусалиме, постарался стереть всякие следы присутствия крестоносцев, и мечеть снова была подвергнута различным перестройкам. На южной стене он построил михраб, который сохранился в том же виде до наших дней, но другой шедевр исламского искусства, подаренный Салах эд-Дином мечети, увы, навсегда утрачен. Рядом с михрабом он установил в мечете минбар – деревянную кафедру, в честь полководца и султана Нур эд-Дина (1146-1174). Сам минбар, как сообщала надпись на нем, был построен в 1168 году и имел волшебные свойства осуществления обетов. Тогда, за 20 лет до победы Салах эд-Дина, султану приснился вещий сон о скором возвращении Иерусалима мусульманам, и по пробуждении он дал обет поставить минбар в мечети аль-Акса. Нур эд-Дин не дожил до захвата Иерусалима. А уже в наше время погиб и его минбар. 21 августа 1969 года душевнобольной австралиец Майкл Роган поджег мечеть аль-Акса. Минбар Нур эд-Дина почти весь сгорел, его остатки хранятся в соседнем Музее исламского искусства (см. ниже).
Как свидетельствует надпись над входом, фасад мечети приобрел свою настоящую форму при аль-Мелике аль-Муаззам Исе в 1217 году. Значительные ремонтные работы были проведены в 1938-1942 годах, когда были заменены старые колонны на новые из белого карарского мрамора – царский подарок “дружественным” мусульманам от итальянского диктатора Муссолини. С 1948 года реставрация ведется уже на средства королевской семьи Иордании. Король Марокко Хасан II, посетивший мечеть в 1959 году, прислал ей в подарок десятки дорогих ковров, устилающих сегодня ее мраморный пол. В 1951 году, 20 июля, возле этой мечети был убит король Иордании Абдаллах ибн Хусейн мусульманским фанатиком, намеревавшимся таким образом сорвать назревавшие тогда мирные переговоры с Израилем; но наследником убитого короля стал внук Хусейн, который продолжил и мирный процесс, начатый дедом, и реставрационные работы в настоящей мечети.
17. Мечеть женщин. Джама ан-Ниса. Иначе она называется “Белая мечеть”, или в народе еще называют мечеть Абу Бакра – в честь ближайшего друга Мухаммада, первого принявшего ислам. Здание построено крестоносцами тамплиерами и находится между мечетью аль-Акса и нынешним Исламским музеем и когда-то составляло вместе с ними единый комплекс, вместе с дворцом, амбаром для зерна и служило складом оружия. Нижний этаж со времен крестоносцев не претерпел особых изменений, а верхний был разрушен и затем перестроен. Сегодня здесь находится студия по изучению ислама (см. фото).
18. Марокканская мечеть и Музей исламского искусства. Джама аль-Муграба. Построена в Омейядский период, возможно, является частью оригинальной мечети Омара. Отремонтирована при султане Абд эль-Азизе в 1871 году. Сегодня в ней расположился Музей исламского искусства – своего рода гениза (место сохранения священных предметов) для архитектурных деталей, снятых с мечетей Храмовой горы и замененных новыми при реставрации (см. фото). Это один из первых в стране музеев, основанный в 1923 году Высшим исламским советом (Вакф). Здесь можно увидеть также древние документы – книги Корана, фирманы, старинное оружие, монеты и много других интересных экспонатов.
19. Медресе аль-Пахария. Оно иногда называется не медресе, а Заавией – нечто вроде гостиницы для мусульманских духовных лиц. В этом качестве она открылась в 1330 году и названа по имени коптского кади (судьи) – Пахара эд-Дина Мухаммада, принявшего ислам и служившего надзирателем над финансами мамелюкского государства. Прежде это медресе называлось Дер Абу Сауд, что говорит о том, что здесь была обитель дервишей – заавия, или ханака. Сейчас здесь находится кабинет заведующего Исламским музеем. Над ним возвышается минарет эль-Пахария, построенный в 1278 году (см. фото).
Совершив круг по периметру Храмовой горы, мы вновь оказались у Ворот Муграби. Теперь нам нужно повернуть обратно и пойти по направлению к центру этой территории, где находится главная Святыня – так называемая мечеть Омара, но о ней несколько ниже.
Первый объект, открывающийся перед нашими глазами, когда мы повернем влево от мечети аль-Акса – это фонтан несколько необычной формы.
20. эль-Кас. Построенный мамелюкским эмиром правителем Дамаска Саиф эд-Дином Танкизом в 1320 году фонтан “Бокал”, или “Стакан” (на иврите – кос) по форме значительно отличается от традиционных мусульманских сабилей, он и действительно имеет форму стакана (см. фото). Его предназначение – умывание лица, рук и ног мусульман перед молитвой. Многие султаны и эмиры хотели увековечить свое имя, строив фонтаны (сабили), которых на Храмовой горе достаточно много. Но этот самый большой, он имеет в центре нечто вроде бассейна и вокруг него много кранов, что позволяет совершать ритуал омовения одновременно целой группе молящихся. Мозаика и краны вмонтированы в отоманский период, стулья, отлитые из бетон-мозаики – современная работа.
Центральная платформа (Мастаба дакка) представляет собой центральную площадь Храмовой горы, возвышающуюся на 4 метра над ее основным уровнем. Подняться на эту площадь можно со всех ее четырех сторон по одной из восьми лестниц, увенчанных великолепными одинаковой высоты арками – аркадами. Эти лестницы подробно описывает в 1052 году в своей “Книге путешествия” персидский писатель Насири-Хосрау: “На террасу можно подняться в шести местах, каждое из которых носит особое название. Со стороны киблы (южной) есть два входа со ступенями. Если встать в середине ребра террасы, то одна из этих лестниц будет направо, другая налево. Правый вход называется Макам-ан-Неби (местом Пророка) а левый – Макам-и-Гури (местом Гури). Первый получил свое имя от того, что Пророк в ночь Мираджа поднялся по этой лестнице на террасу и отсюда пошел к куполу Сахры. Дорога из Хиджаза действительно с этой стороны. В настоящее время ширина этой лестницы равняется двадцати арешам. Все ступени сделаны из тесаного, тщательно пригнанного камня, так что каждая ступень состоит из одного или двух четырехугольных каменных кусков. (Эта лестница) устроена так, что если бы пожелали, на нее можно было бы подняться верхом на лошади. На верху лестницы четыре столпа (ситун) зеленого мрамора, который походит на изумруд, но только испещрен разноцветными пятнышками. Вышина каждого столпа (амуд) – десять арешов, а толщина такова, что для обхвата каждого из них требуется два человека. На эти четыре столпа опираются три арки, одна из которых прямо против входа, а две других по бокам. Над арками прямой образ стены, украшенной карнизом и зубцами, а вся постройка имеет вид четырехугольника. Эти столпы (амуд) и арки сплошь украшены арабесками золотыми и мозаичными, красивее которых не найти. Перила террасы все сделаны из зеленого пятнистого мрамора, похожего на поле, усыпанное цветами. Макам-и-Гури состоит из трех лестниц вместе связанных так, что одна лицом к террасе, а две других боком к ней (с двух сторон первой лестницы); таким образом народ может подняться с трех сторон. И тут на верху трех лестниц поставлены столпы, а на них возведены арки, увенчанные карнизом. Ступени устроены, как было сказано выше, из тесаного камня; каждая состоит из двух или трех продолговатых кусков камня. На фронтоне колоннады написано изящными золотыми буквами: построено по распоряжению эмира Лейс-ад-Даулы Нуштекина Гурия. Говорят, что этот Лейс-ад-Даула был рабом султана египетского и сделал на свой счет эти входы и лестницы и вход, также тщательно отделанный, как и вышеописанный. И на восточной стороне есть вход, также тщательно отделанный, со столпами (амуд), аркадами и карнизом, называемый Макам-и-Шарки (Восточной стоянкой). На севере находится самый высокий и большой вход, также со столпами и арками. Его называют Макам-и-Шами (Сирийской стоянкой). По моей оценке устройство этих шести лестниц обошлось в сто тысяч динаров” [29].
По-арабски эти аркады называются Мавазин или аль-Мизан, что значит весы (на иврите меознаим). Об этих весах, по-видимому, свидетельствовал в 1582 году русский купец Трифон Коробейников, проникший на Храмовую гору за определенную мзду, подкупив ею кого надо: “Перед тою ж церковью вне церкви у врат стоит смурована (из мрамора) не велика церковь, а в ней стоит мерило праведное, сотворенно мудрым Соломоном, кабы скалы (как кадила) висят две чаши великие железные черные на железных чепях (цепях)...” [30]. В строительстве аркад использованы колонны и капители из различных строений древних эпох, возможно, что есть среди них и те, которые украшали когда-то еврейский Храм. Последние реставрационные работы аркад были произведены турецким султаном Абдул Хамидом в 1893 году. В это время на главной южной аркаде были установлены солнечные часы, которые показывают время от 5 утра и до 7 вечера (см. фото).
Поднявшись на площадку, мы становимся перед лицом главной Святыни Храмовой горы.
Мечеть Омара.
Это народное название прочно закрепилось за главной Святыней Храмовой горы, правильное название которой – “аль-Масджид Куббат ас-Сахра” (Купол над Скалой) (см. фото). Но “Мечетью Омара” называют ее почти все экскурсоводы, так она значится и во всех путеводителях, и мы, с вашего позволения, будем ее так именовать, хотя все знают, что это неправильно. Во-первых, это здание вовсе не мечеть в обычном понимании этого слова, подразумевая то место, где читаются проповеди, собираются общины и т. п., такого рода мечеть по-арабски называется джама, а слово “масджид” означает не только мечеть, но и всякое святилище, предназначенное для поклонения Святому месту. Когда в Коране говорится о ночном путешествии Мухаммада к отдаленнейшей мечети (аль-масджид аль-Акса), то, само собой разумеется, что никакого, собственно, здания мечети на Храмовой горе в то время еще не было, и под этим словом подразумевается Святое место [31]. Это же строение скорее напоминает мавзолей, по-арабски “кубба”, главная функция которого – выражение почтения Святыне – священному камню (Эвен а-Штия), и, чтобы сберечь и почтить его, было решено выстроить над ним большой купол. Таким образом, это купольное святилище можно определить как мечеть-мавзолей Камня, что по-арабски дословно и значит “аль-Масджид Куббат ас-Сахра. Во-вторых, как мы уже говорили, это строение не имеет никакого отношения к халифу Омару, так как было выстроено значительно позже его правления, но несет на себе память великого завоевателя Иерусалима, который открыл для арабов эту Святыню.
Легенда рассказывает, что когда халиф заключил мир с патриархом Софронием, и была достигнута договоренность о гарантии неприкосновенности христианских Святынь, тогда попросил Омар Софрония показать ему место еврейского Храма. Сначала патриарх отвел халифа на Голгофу и сказал: “Здесь алтарь Давидов”, но помолившись, Омар обвинил Софрония во лжи, тогда отвели его на Сион, и показав одну из церквей сказали: “Это Храм Соломонов”, но Омар опять не поверил, и тогда Омар обратился к одному старому еврею и тот отвел его на Храмовую гору, которая была полна мусора и терней, так что халиф вынужден был ползти на коленях, и вот тогда он почувствовал, что находится на Святыне. Рабби Петахия Регенсбургский, посетивший Иерусалим приблизительно в 1175-1180 годах, писал: “Пришли однажды к султану отступники из евреев и донесли ему: “Есть между нами один старец, которому известно, где именно стоял иудейский Храм, его святилище и преддверие”. Султан так застращал этого старца, что он вынужден был указать место. Но султан этот был очень расположен к евреям и сказал: “я желаю выстроить на этом месте храм, в котором приносили бы молитву одни только евреи”, и действительно выстроил мраморный храм – великолепное здание из мраморных камней, красного, зеленого и всех других цветов. Потом пришли сюда иноверцы и поставили в храме изображения своих богов, которые однако тотчас пали на землю; поэтому они вделали их глубоко в стену. На том месте, где была Святая Святых, они не могли поставить никаких изображений” [32]. Джемаль эд-Дин аль-Макдиси (1314-1364), преподаватель медресе аль-Танкизия, в своем сочинении “Возбудитель желания посетить Иерусалим и Сирию”, написанном в 1350 году, приводит еще несколько версий этого предания: “Рассказывают со слов Шеддада ибн-Ауса, что он находился при Омаре ибн-аль-Хаттабе, когда тот вошел в мечеть Иерусалима в тот день, когда Бог – велика слава Его! – предал его мирным путем. Омар с сопровождавшими его вошел через ворота Мухаммеда на четвереньках, пока не очутился во дворе ее. Затем он посмотрел направо и налево, произнес текбир и сказал: «это, клянусь Богом!» или «это, клянусь Тем, в Чьих руках душа моя, та мечеть Давида, о которой посол Божий сообщил нам, что был перенесен туда ночью». И он подошел к передней части двора, к стороне, прилегающей к западу, и сказал: здесь мы построим мечеть! Аль-Валид (ибн-Муслим) также говорит: Ибн-Шеддад (ибн-Аус) сообщил мне со слов своего отца, что Омар, заключив письменно мирный договор с жителями Иерусалима, сказал иерусалимскому патриарху: сведи меня к мечети Давидовой. – Хорошо, сказал патриарх. И пошел Омар, препоясанный мечем, во главе прибывших с ним четырех тысяч своих соподвижников, препоясанных мечами, и в сопровождении толпы наших, бывших под Иерусалимом, у которых не было другого оружия, кроме мечей. Патриарх шел перед Омаром с его соподвижниками, а мы за Омаром. Так мы вошли в город Иерусалим. Патриарх привел нас в ту церковь, которая называется церковью аль-Кумамы (Храм Гроба Господня С. Б.), и сказал: это мечеть Давидова. Тогда Омар внимательно посмотрел и сказал: ты солгал; посол Божий не так описал мне мечеть Давидову. Тогда патриарх пошел в церковь, которая называется Сихьюн (Сион), и сказал: это мечеть Давидова. Но Омар сказал: ты солгал. Тогда он повел его в мечеть Иерусалимскую и довел его до ворот, называемых Воротами Мухаммада, и оказалось, что подворотная лестница до самой улицы, на которую выходили ворота, завалена спустившимся из мечети мусором; его было так много, что он почти касался потолка лестницы. Тогда патриарх сказал: тебе нельзя войти иначе как на четвереньках. Омар ответил: хотя бы и на четвереньках! и патриарх пополз перед Омаром, а мы за Омаром и очутились во дворе мечети иерусалимской и там встали на ноги. Долго и внимательно смотрел Омар и затем сказал: клянусь Тем, в Чьих руках душа моя, это и есть то, что описал нам посол Божий”.
И тем не менее это святилище посвящено не бывшему Храму, а ночному путешествию и вознесению Мухаммада – “аль-Исра ва-аль-Мирадж”.
По традиционному воззрению, это ночное путешествие считается чудом, хотя сам Мухаммад своем учении ничего не говорит о чудесах. Вероятно, он хотел рассказать сон. Суфии считают, что путешествие было духовным. В средние века сложилось множество подробных рассказов о том, что видел Мухаммад во время этого турне с описаниями рая и ада. Арабский историк и знаток традиций Ибн аль-Асир (1160-1233) в своем сочинении “Полный свод истории” пишет историю о Мухаммаде: “И когда мы достигли Бейт аль-Макдис, святого города, мы подошли к воротам мечети, и здесь Джибрил велел мне слезть с коня, и он привязал аль-Бурака за кольцо, к которому прошлые пророки также привязывали своих лошадей”. Войдя на территорию Харама через ворота (Ворота Пророка), Мухаммад и Гавриил пошли к священному камню, который с древних времен стоял в центре Соломонова Храма. Встретив там группу пророков, Мухаммад распростерся в молитве перед этим сонмом его предшественников: Авраамом (Ибрагимом), Моисеем (Мусой), Аароном, Енохом (Идрисом), Иосифом (Юсупом), Иисусом (Исой), и Адамом. Со священной скалы Мухаммад, сопровождаемый Гавриилом, поднялся по лестнице света на небо и здесь он в ожидании был удостоен созерцать наслаждения рая. Пройдя через семь небес, Мухаммад наконец предстал пред Аллахом, от которого он получил предписания об исполнении молитв. Традиция говорит, что сначала Аллах повелел мусульманам ежедневно молиться 50 раз в день, но после переговоров, Мухаммаду удалось снизить число ежедневных молитв мусульманина до пяти. Оттуда, спускаясь снова на землю и сойдя с лестницы света, снова стоял на святой скале. Пророк таким же образом вернулся в Мекку до исхода ночи. По преданию, Мухаммад при встрече с Иисусом особенно долго смотрел на Него и старался как можно лучше запомнить Его облик, чтобы потом не спутать Его с антихристом.
Муджир эд-Дин пишет, что при византийцах, до прихода мусульман, Храмовая гора представляла собой свалку мусора: “Она (Елена) сравняла с землей находившееся в мечети святилище храма Иерусалимского и приказала свалить туда городские нечистоты и сор, так что место благородной ас-Сахры превратилось в кучу нечистот. Она оставалась в таком положении до прибытия Омара...” [33]. Но я думаю, что Иерусалимскому судье, хотя и жившему спустя тысячу лет с тех времен, следовало бы опираться более на показания живших тогда свидетелей, а не на ревностные чувства мусульман. О том, что было на Храмовой горе до пришествия мусульман и как она почиталась христианами, свидетельствует в 333 году пилигрим из Бордо: “Здесь же пещера, в которой Соломон мучил злых духов. Здесь же угол весьма высокой башни, на которую Господь взошел, и сказал ему искушавший Его: если Ты Сын Божий, бросься вниз. И отвечал ему Господь: Не искушай Господа Бога твоего и Ему одному служи. Здесь большой угловой камень, про который сказано: Камень, который отвергли строители, сделался главою угла. Под зубцами той же башни находятся многие комнаты, на месте дворца Соломона. Здесь даже сохранилась комната, в которой он сидел и излагал премудрость; потолок этой комнаты сделан из одного камня. Здесь же большие подземные водохранилища и водоемы, сооруженные с великим трудом. На самом месте, где был храм, построенный Соломоном, на мраморе перед жертвенником, где говорят некогда пролита была кровь Захарии, видны по всему помосту следы обуви убивших его воинов, отпечатанные точно в воске. Здесь же две статуи Адриана, а недалеко от него пробитый камень, к которому раз в год приходят иудеи, помазывают его, с воплем рыдают, разрывают свои одежды и затем удаляются. Здесь же дом Езеккии, царя иудейского” [34].
В эпоху крестоносцев здесь побывал русский игумен Даниил, в своем “Хождении” он так описывает Святыню: “Есть церкви Святая Святых дивно и хитро создана моисиею (мозаикой) издну (снаружи) и красота ея несказанна есть, кругла образом создана; извну (внутри) написана хитро и несказанна, стены ей избьены (обложены) досками мраморными другаго мрамора и помощена есть красно мраморными досками. Столпов же имать под верхом, кругом стоящих, облых (круглых) 12, а зданых (задних) столпов 8, двери же имать 4-рь; медию позлащеною покованы суть двери ты. И верх исписан издну мусиею хитро и несказанно, а звну, верх побиен есть был медию позлащеною. Под верхом же тем самем (под куполом) есть пещера, в камене изсечена (высеченная в скале), и в той пещере убиен есть Захария пророк; ту же и гроб его был и кровь его ту же есть была, ныне же несть ту. И есть ту камень вне пещеры тоя под верхом же, и на том камени Иаков сон видел: и се лествиця бяше (была лестница) до небеси и Ангели Божии восхожаху и низъхожаху по ней; и ту брался (боролся) с ангелом Иаков и, вста от сна, Иаков и рече: «се место дом Божий и се врата небеснаа суть». И на том же камени пророк Давид виде ангела, стояща с оружием нагим и секуща люди Израилевы, и влез в ту пещеру плакаше, моляся Богу и рече: «Господи, не овца согрешиша, но аз согреших»” (“И сказал Давид Богу: не я ли велел исчислить народ? я согрешил, я сделал зло; а эти овцы чтò сделали?” 1 Пар. 21:17) [35].
Настоящая мечеть построена при халифе Абд эль-Малике (685-705) в 686-691 годах. Об истории ее строительства пишет египетский ученый Шамс эд-Дин ас-Суюти в своем сочинении “Подарок друзьям относительно преимуществ Масджид Аль Аксы”, написанном в 1470 году: “Сооружение купола ас-Сахры и мечети Аль Аксы было окончено в 73 г. хиджры; в этом самом году был убит Абдулла-ибн-аз-Зубейр. Когда наступил 66 год, халиф начал строить купол благородной ас-Сахры и сооружать благородную мечеть Аль Аксу, и это потому, что он препятствовал людям совершать паломничество в Мекку, опасаясь, что они склонятся на сторону Ибн-аз-Зубейра и произведут смуту. Сооружая эту мечеть, его цель была отвлечь народ от совершения хаджа. За это Ибн-аз-Зубейр поносил Абд аль-Малика” [36]. Для правителей династии Омайя был политический интерес в возвышении Иерусалима в арабо-мусульманском мире, но причина возведения мечети, как полагают современные историки, была не столько создать противовес против исламских центров Хиджаза, сколько против христианских церквей самого Иерусалима. Интересно, что внутри мечети, по всей длине фриза над внутренней аркадой восьмигранника, идет мозаичная кораническая надпись с датой завершения постройки (72 г. х.). Имя Абд эль-Малика в этой надписи последующий халиф аль-Мамун заменил своим, но первоначальная дата – 72 год от хиджры, по мусульманскому летоисчислению (от 622 г. н. э.), по недосмотру осталась нетронутой.
Когда-то вся мечеть была покрыта стеклянной мозаикой, сделанной византийскими мастерами, но в 1552 году султан Сулейман Великолепный заменил ее персидской плиткой – знаменитой кашанской майоликой. Византийская мозаика сохранилась в Восточных воротах, и часть ее перенесена в Музей исламского искусства. Сегодня высота мечети от основания до купола составляет 43 метра. При последнем ремонте, который производился на средства короля Иордании Хусейна, прежний желтый анодированный аллюминий купола был заменен настоящим золотом, которого потребовалось 80 килограмм, стоимостью 1,5 миллиона $. Все же ремонтные работы, право подряда на которые по конкурсу приобрела северо-ирландская фирма, обошлись королю в 6,5 миллионов $.
Со всех четырех сторон мечеть имеет особые ворота.
Главный вход в мечеть – через Западные ворота – Баб аль-Гарби, которые иначе еще называются Ворота Женщин – Баб ан-Ниса.
Северные ворота имеют название Баб иль-Дженна (Ворота Рая). Для жителей знойной Аравии, прохладный Север ассоциировался с раем. Кроме того, причиной такого названия ворот послужила легенда о так называемом камне “Блатат э-Дженна” (Камне Рая) – каменной плите, когда-то находившейся в северной части мечети. Под этим камнем, как верили, начиналась тропа в Рай. Сам камень был продырявлен системой отверстий в более-менее симметричном порядке, а в некоторых из них оставались вставленными гвозди. Из порядка отверстий было видно, что к этой плите когда-то был прикреплен крест и что она сама является архитектурным фрагментом эпохи крестоносцев. Но люди верили, что из года в год, из этих отверстий изчезает один из гвоздей, их похищает дьявол. И когда ему удастся вытащить все гвозди из этого камня, мир обернется в хаос и наступит час воскресения мертвых. Историк Муджир эд-Дин называет этот камень “Блатат э-Сауда” (черная плита) и рассказывает несколько связанных с нею легенд: “Эта плита, которая находится с внутренней стороны одной из дверей ас-Сахры, двери Сирийской. Эта дверь известна под названием Баб аль-Дженна (Райская дверь). Рассказывают, что при этой двери видели молящегося Хидра (Илию). Бог знает, правда ли это. Говорят также, что при этой двери могила Соломона. Мы уже раньше, упоминая о его смерти, сообщили, что, по слухам, его гробница в Иерусалиме при аль-Джисмании, и что он и его отец, Давид, находятся в одной и той же гробнице” [37]. (Вот вам еще одна версия местоположения царских гробниц, см. описание могилы Давида, гл. Церковь). В Первую мировую войну Джамаль-паша забрал этот камень из мечети, и сейчас неизвестно его местонахождение.
Восточные ворота – Баб Дауд (Ворота Давида). Они выходят прямо на Кипат а-Шальшелет – капеллу, посвященную месту, где царь Давид вершил свой суд (см. ниже). Слева от ворот – надпись султана аль-Ашрафа Барсбая 1433 г. Справа, в фундаменте, видна плита византийского строения.
Южные ворота – Баб Исрафил (Ворота Ангела Исрафила). Именно с этой стороны ожидают, что в конце времен огненный Серафим возвестит о воскрешении мертвых. С правой стороны от ворот интересна отделка стены из облицовочного мрамора, где плиты подобраны парами, образуя симметричный рисунок. Про одну такую пару плит, линии которых напоминают двух птиц, даже сложилась народная легенда, согласно которой эти птицы окаменели по приказу царя Соломона (Сулеймана) за то, что они сплетничали между собой о нем, а Соломон был настолько мудр, что понимал даже язык птиц (см. фото).
Фриз – работа турецкого каллиграфа Мохаммеда Чафика 1876 год.
Перейдем к главной Святыне мечети – камню ас-Сахре, что на иврите называется “Эвен а-Штия” (Камень Основания). Чтобы пересказать все легенды и традиции, связанные с этим камнем, необходимо, пожалуй, написать несколько толстых томов, здесь же напомним только несколько основных преданий: считается, что с этого камня стал создаваться мир, потому он и называется “Камнем Основания”, т. е. краеугольным камнем Вселенной, из-под него взят прах для создания Адама, здесь же был и жертвенник нашего праотца и жертвенник его сыновей. На этот камень Авраам положил связанного Исаака, на нем стоял Архангел Михаил, истребляющий народ Израиля страшной эпидемией в наказание за перепись населения, после чего царь Давид устроил жертвенник, а царь Соломон построил Храм и т. д. Но ни одна из этих легенд не основана ни на Священном Писании, и ни на каком-либо другом древнем источнике; ни Библия, ни история нам ничего об этом камне не сообщают. До сих пор даже в точности не известно, в какой именно части Храма находился сей камень. Согласно многим преданиям, камень находился в Святая Святых, но, как нам известно, размеры этого сакрального помещения были: “длиною в двадцать локтей, шириною в двадцать локтей и вышиною в двадцать локтей” (3 Цар. 6:20) [38], т. е. по нашим меркам 10Х10 метров, а размеры камня на сегодняшний день, даже после всех вандалистских усечений, составляют 13Х17 метров. Есть предположение, что камень находился перед Храмом, с восточной стороны и на нем был установлен жертвенник, но пока это остается ничем не подтвержденной гипотезой.
На камне осталось множество следов: отверстий, ямок, трещинок, зазубринок и т. п.; о каждом из них есть целая серия легенд. Говорят, что в эпоху крестоносцев священники откалывали от камня кусочки и продавали их пилигримам по цене: вес камня – вес золота, но когда правители узнали об этом, то приказали покрыть камень мрамором и оградить доступ к нему железной решеткой, остатки которой хранятся в Музее исламского искусства. Наиболее почитаемое место на скале – это так называемый след Мухаммада, находящийся в настоящее время на отдельном камне, отсеченном от скалы и установленном в ее юго-западном конце. Сейчас здесь стоит небольшая башенка, через нее можно дотронуться и до самого “следа”. В ней есть также реликварий – серебряная коробка, в которой хранятся три волоса из бороды Мухаммада. В 1609 году султан Ахмед I передал его в дар мечети. 27 числа священного месяца Рамадан эту реликвию показывают молящимся. По преданию, в прошлом здесь хранилось также знамя и меч пророка. На скале показывают и другие следы: Джибрила (архангела Гавриила), отпечаток ноги Иисуса, следы еврейских пророков, след Идриса (Идрис – в Коране это пророк и праведник, отождествляемый с Библейским Енохом. Он обманул ангела смерти и проник в рай живым, и за свою верность Аллаху был оставлен там). По краям камня показывают четыре насечки – следы пальцев Джибрила, которые образовались при удержании скалы ангелом, когда она начала подниматься на небо вместе с Мухаммадом. Насири-Хосрау в своей “Книге путешествия” в 1052 году пишет: “Я слышал, что когда здесь был Авраам с Исааком, то этот последний, еще будучи ребенком, прошел по Сахре, и это следы его ног”.
Легенда, распространенная среди жителей Иерусалима, рассказывает, что камень в течение многих поколений парил в воздухе. Насири-Хосрау в своей “Книге путешествия” пишет: “Говорят, что в ночь Мираджа Пророк сперва сотворил намаз под куполом Сахры и положил на нее свою руку. Когда он стал выходить, Сахра встала в знак почтения к нему. Тогда пророк снова положил на нее свою руку, чтобы она вернулась на свое место и улеглась. До сих пор она осталась полуприподнятой. Оттуда Пророк пошел к тому куполу, который называется по его имени, и сел на Бурака. Вот причина почитания этого места. Под Сахрой есть большая пещера, в которой постоянно горят свечи. Говорят, что когда Сахра сделала движение, чтобы подняться, то под ней образовалось пустое пространство, которое осталось после того, как Сахра улеглась” [39].
Муджир эд-Дин в 1496 году писал: “Обходя пещеру со всех сторон, ты видишь, что Скала отделена от почвы, нигде не соприкасаясь с ней; в некоторых местах промежуток больше, в некоторых меньше. Автор Мусир аль-Гарама говорит: таковы его слова; это необыкновенно удивительно. Я прибавлю: вещь известная, что Скала повешена между небом и землей. Рассказывают, что она оставалась в таком положении, пока не вошла под нее беременная женщина; подойдя под середину она была поражена ужасом и выкинула. Тогда вокруг Скалы кругом возвели постройку, так чтобы людям не было видно, в каком положении она находится” [40].
Европейский паломник, посетивший Иерусалим в 1641 году, рассказывает: “Он (камень) стоит в воздухе между небом и землей, и в недавнее время построили с четырех сторон каменную стену, окружающую его, но камень не касается стены. Причина строительства стены – из-за беременных женщин, выкидывающих плод, увидев висящий камень”. И действительно, если постучать по мраморным стенкам, построенным в некоторых местах грота, то получается как бы звук пустоты.
С юго-западной стороны скалы четырнадцать ступеней ведут в небольшой грот, который выглядит как высеченая в скале комната. Колонны у входа в пещеру относятся к периоду крестоносцев. Справа от входа в грот в скале есть выступ, называемый по-арабски “Лисан ас-Сахра” (язык скалы). Легенда говорит, что Мухаммад, придя к скале сказал: “Мир тебе, Божья скала”, на что скала протянула из себя язык и сказала: “Мир тебе, Посланник Божий”. В этом гроте молился Мухаммад перед своим вознесением вместе с древними пророками, в честь которых в разных частях грота почитаются различные ниши, среди них: место молитвы пророка Илии, которого арабы называют аль-Хадр (Зеленый – священный цвет рая), место Авраама (Ибрагима), Давида (Дауда), Соломона (Сулеймана). Над гротом в скале есть сквозное отверстие, через которое, по легенде, вознесся Мухаммад, здесь, как полагают, первоначально находился и камень со следом Мухаммада, впоследствии отколотый от скалы и перенесенный в реликварий. Мусульмане также верят, что этот грот есть своего рода колодец душ, и в день суда, по преданию, там соберется весь народ. Суфийский мистик Али аль-Херави в 1191 году писал: “Под куполом скалы находится пещера, носящая название Магарат-аль-Арвах (пещера духов). Говорят, что Бог собрал в ней души истинно верующих; в нее ведут четырнадцать ступеней. Утверждают, что в ней находится гробница Захарии” [41].
Джемаль эд-Дин аль-Макдиси описывает, как скала натиралась благовониями, чтобы верующий мог чувствовать запах рая: “Ежедневно 52 человека толкли и мололи шафран, затем ночью его приготовляли с амбровым мускусом и розовой джурийской водой, и ночью смесь заквашивалась. ...(При Абд эль-Малеке) Сахра освящалась мидийским баном и жасминовым свинцового цвета маслом” [42].
По христианской традиции, в этом гроте явился архангел Гавриил первосвященнику Захарии, будущему отцу Иоанна Крестителя и объявил ему о предстоящем рождении сына. Петр Диакон, составивший в XI веке “Книгу о Святых местах” цитирует анонимного пилигрима: “Посреди храма есть большая гора, обнесенная стенами, где была скиния, а в ней кивот завета, перенесенный, по разрушении храма Веспасианом в Рим. С левой стороны скинии Господь Иисус Христос поставил на камень ногу Свою, когда принял его в объятия Симеон, и так осталась там нога отпечатленною, как будто ею стали на воск” [43]. О традициях почитания Храмовой горы крестоносцами свидетельствует английский пилигрим Зевульф (1103 год): “Место, где Соломон построил Храм Господень, называлось в древние времена Бетель; туда отправился Иаков по повелению Божию, там жил он, там видел лестницу, конец которой достигал неба, и ангелов восходящих и нисходящих и сказал: “истинно это место свято”, как читаем в книге Бытия; там воздвиг он камень в виде памятника, соорудил алтарь и возлил на него масло. Там же впоследствии Соломон воздвиг по Божиему повелению храм Господу прекрасной и несравненной работы, и дивно украсил его всякими украшениями, как читаем в книге Царств; он возвышался над всеми соседними горами и превосходил все сооружения и здания великолепием и славою. В середине храма видна высокая, большая и снизу выдолбленная скала, в которой находилось Святое Святых; туда Соломон поставил ковчег завета, содержащий манну и ветвь Аарона, которая там зацвела, зазеленела и произвела миндаль, туда же поместил он и обе скрижали завета; там Господь наш Иисус Христос, утомленный поношениями иудеев, обыкновенно отдыхал; там место, где ученики признали Его; там ангел Гавриил явился священнику Захарии, говоря: “зачни сына в старости своей”. Там же между храмом и алтарем был убит Захария, сын Варахии; там был обрезан младенец Иисус на восьмой день, и был назван Иисусом, что значит Спаситель; туда был принесен Господь Иисус родственниками и матерью Девою Мариею в день очищения ее и встречен старцем Симеоном; там же, когда Иисус был двенадцати лет, нашли его сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их, как читаем в Евангелии; оттуда позже он выгнал волов, овец и голубей, говоря: “дом мой есть дом молитвы”(Лк. 19:46); там сказал он иудеям: “разрушьте храм сей, и я в три дня воздвигну его” (Ин. 2:19). Там на скале видны до сих пор следы Господа, когда он укрылся и вышел из храма, как сказано в Евангелии, чтобы иудеи не побили его камнями, которые схватили. Тут иудеи привели к Иисусу женщину, взятую в прелюбодеянии, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его” [44].
Немецкий пилигрим Иоанн Вюрцбургский, посетивший Иерусалим в 1165 году, также свидетельствует о вышеупомянутых традициях, но в то же время высказывает свои скептические сомнения относительно их достоверности: “...на этом самом камне изображен Иаков, приклонивший на него свою голову, когда он спал и видел лестницу, направленную на небо, по которой ангелы восходили и нисходили (но, при всем нашем почитании Храма, это не правда!)” [45]. Теодорик, посетивший эту мечеть через несколько лет после Иоанна, добавляет к показаниям своего предшественника еще одну неправду, утверждая, что: “...церковь сия, как говорят, была основана в честь нашего Господа Иисуса Христа блаженной царицей Еленой и ее сыном императором Константином” [46].
Сегодня священная Скала окружена двойным рядом колонн. В 1932-1942 годах разноцветные колонны замещены одностильными из каррарского мрамора. Сам купол мечети с внутренней стороны поражает красотой и высоким мастерством работы, сделан из стуко-отделочного штукатурного гипса.
Мечеть Омара является сугубо мусульманской Святыней, но несмотря на это, она стала для всех религий символом Иерусалима и Святой Земли. Как символ древнего Храма, ее изображения появляются в работах народного еврейского искусства. Ее формы заимствовала и христианская иконография при изображении Иерусалима.
21. Минбар ас-Саф. (Летняя кафедра) – построена, как полагают, при Салах эд-Дине (см. фото). Реставрирована верховным судьей Бухран эд-Дином (1325-1388) и названа его именем. Последний раз минбар был обновлен при турецком эмире Мухамеде Рашиде в 1843 году. Назначение этого минбара связано с особым культом молитв о дожде, поэтому когда-то он был передвижной, об этом писал Муджир эд-Дин: “...наверху этой лестницы мраморная кафедра (минбар), а рядом с ним михраб. Здесь молятся во время праздника и при молении о даровании дождя. Мне сообщили, что эту кафедру соорудил главный судья Бурхан эд-Дин ибн-Джама’а, о котором речь впереди, и что раньше кафедра была деревянная и перевозилась на колесах” [47]. Внешне это красивое произведение исламского искусства, хотя и отличается определенной эклектикой и смешением стилей.
22. эль-Куба ан-Нахавия. (Капелла грамматики) – построена, вероятно, еще в период крестоносцев и включает в себя три комнаты и подвал (см. фото). Для стиля архитектуры крестоносцев характерны вплетенные мраморные колонны (см. фото), похожие на те, что украшают с внешней стороны ворота Шальшелет. Предание говорит, что правитель Дамаска Муаззам Иса из дома Айюбов, требовал углубить знание арабского языка и приказал построить это здание в 1207 году. Об этом свидетельствует Муджир эд-Дин, он пишет: “По соседству с этой лестницей купол известный под названием ан-Нахавии. Его построил аль-Мелик аль-Муаззам Иса” [48].
23. Куббат Юсуф. Иначе называют Куббат Марьям (см. фото). Построена в конце XII века. Своим первым именем капелла названа в честь четырех Юсупов: 1. Юсуп ибн-Айюб – надзиратель трех Харамов и исполнитель приказа о строительстве, данного в 1191 году Испах-Саларом (генералом) Али ибн-Ахмадом, правителем Иерусалима от имени Салах эд-Дина. 2. Юсуп – также одно из имен самого Салах эд-Дина, его полное имя – аль-Малик ан-Наср ас-Султан Салах эд-Дин Юсуп. 3. Юсуф-Ага, министр Константинопольского султана (Ага – турецкое звание у высокопоставленных должностных лиц), его имя присвоено в благодарность за произведенные им реставрационные работы в 1681 году. 4. Юсуф – это, наконец, Библейский Иосиф Праведный, один из сыновей Иакова (Якуба), которого, по преданию, встретил Мухаммад во время своего вознесения.
24. Куббат аль-Мирадж. Капелла Вознесения. Настоящая капелла построена крестоносцами и служила им баптистерием, но, судя по всему, и до нее здесь, как и на месте ее соседки, настоящей капеллы Пророка (см. №25), стояли капеллы, о которых свидетельствует в 985 году Мукаддаси: “На этой террасе четыре купола: три изящных, покрытых свинцом на мраморных колоннах без стен, а именно: купол Цепи, купол Мир’аджа и купол Пророка, а в середине купол ас-Сахры на осьмигранном здании с четырьмя вратами. Каждые врата против одной из лестниц (ведущих на террасу), а именно: Баб-аль-Кыблий (Южные ворота), Баб Исрафил (Ворота Исрафила), Баб ас-Сур (ворота трубы, в которую вострубят в день воскресения мертвых) и Баб-ан-Ниса (Ворота женщин) эти последние открываются на запад” [49]. Муджир эд-Дин сообщает: “Куббет аль-Мирадж. Эту существующую (теперь) постройку соорудил эмир Исфехсалар Изз-ад-дин Саид-ас-Суада Абу-Амр Осман ибн-Али ибн-Абдулла аз-Зенджили, правитель благородного Иерусалима в 597 году (1200-1201 г. н. э.). До этого времени там был старый купол, который обветшал и тогда, в указанное время, был сооружен новый” [50]. По архитектурному строению капеллы видно, что первоначально она выглядела открытой беседкой, затем мусульмане, по-видимому, при эмире Исфах-саларе Азиз эд-Дине аз-Занджили, в 1200 году, восстановили ее из почти полностью разрушенного состояния, они сделали ее закрытым помещением, пристроив мраморные стенки. Они посвятили капеллу вознесению Мухаммада на небо, ибо на этом месте, по преданию, молился пророк перед тем как совершить свой Мирадж. Купол капеллы увенчан фонарем и над ним нечто вроде короны (см. фото).
25. Куббат ан-Неби. Капелла Пророка (см. фото). Построена в 1538 году турецким правителем округа Иерусалима и Газы Мухамедом Беком. Ее называют также Куббат Фатима, по имени дочери Мухаммада Фатимы, которая находилась здесь среди других пророков-посланцев, чудесным образом прибывших сюда, чтобы созерцать священный момент вознесения “аль-Мирадж аш-Шараф”. Называют ее также и “Микам Джибрил” (место архангела Гавриила, сопровождавшего пророка).
26. Куббат аль-Арвах. Капелла духов. Капелла стоит непосредственно на материнской скале, которая выступает в этом месте на поверхность (см. фото). По легенде, в этой точке, на обнаженной скале под куполом, собираются души умерщих для молитвы. По мнению некоторых профессоров, именно на этом месте стоял Соломонов Храм, Багатти же, наоборот, считает, что Храм стоял с южной стороны от мечети Омара. Относительно локализации Храма до сих пор нет единого мнения среди ученых, но я думаю, пусть они себе считают что хотят, на то они и профессора, только вот их мнение еще не делает место Святым, и для верующих больше значения будет всегда иметь традиция, чем самая компетентная экспертиза. Но в данном случае оснований для такого заключения у археолога не больше, чем у любого неспециалиста, ведь за всю историю на Храмовой горе ни разу не были проведены археологические раскопки. Поэтому то, что мы видим своими глазами, не более видит и любой другой корифей.
27. Куббат аль-Хаддар. Хаддар – по-арабски значит зеленый, священный цвет Рая, прозвище пророка Илии. Для суфиев – мусульманских мистиков, Илия, бессмертный праведник, так же как и Идрис (Енох), считаются своего рода родоначальниками суфизма, который появился задолго до ислама, только после прихода Мухаммада, получил благодатную почву для своего развития. Другая традиция говорит, что здесь царь Соломон (Сулейман) содержал духов и чертей, которые были у него в повиновении. Поэтому дервиши – мусульманские монахи, собираются здесь на свои церемонии. Эта капелла установлена над комнатой молитвы и складом. Некоторые традиции связывают ее также и со святым Георгием, которого чтут мусульмане (см. фото).
Куббат ас-Силсила. Капелла цепи (на иврите Кипат а-Шальшелет). По одной из версий, здесь, в период Второго Храма, находилась резиденция высшего религиозного суда – синедриона – так называемый Бейт а-Газит, или Лишкат а-Газит (помещение высеченного камня). Возможно, поэтому и возникло предание, что на этом месте царь Давид любил вершить суд над подчиненными. Исследуя их хитрые и запутанные дела, он прибегал к помощи волшебной цепи, которая висела перед ним, прикрепленная к потолку. Царь предлагал свидетелю при даче показаний дотронуться до цепи, и если же он лгал, то цепь или отклонялась от него, или из нее выпадал один позвонок, но если же свидетель говорил правду, цепь легко давалась ему в руки.
Арабский писатель Ибн Факих, в своей “Книге стран” (903 год) пишет: “Цепь, решающая споры, была сооружена Соломоном”. Другое предание приписывает изобретение цепи Давиду. Насири-Хосрау в своей “Книге путешествия” в 1052 году пишет: “Это та цепь, которую повесил тут Давид. Только человек правый мог достать рукой до этой цепи; неправый и обидчик не могли достать до нее”. Муджир эд-Дин в связи с этой цепью приводит интересную легенду, он пишет: “К числу диковинок, бывших в Иерусалиме, была цепь, повешанная Соломоном, сыном Давидовым, от неба до земли, на восток от ас-Сахры, на том месте, где теперь находится Купол Цепи. О ней поэт говорит:
Исчезло откровение, умерло величие
И щедрость была унесена вместе с цепью.
Когда к этой цепи подходили двое, то правый мог схватить ее. Сущность ее истории, которая рассказывается различно, такова: один человек отдал еврею на хранение двести динаров; когда он потребовал их обратно, еврей отперся. Тогда они оба вызвали друг друга на суд к этой цепи. Еврей прибегнул к коварству и хитрости: он расплавил эти динары, выдолбил свою палку и влил их в нее. Прийдя на место, он вручил эту палку человеку, которому принадлежали эти динары, взялся за цепь и поклялся именем Бога, что уже возвратил эти деньги. Затем обиженный отдал ему палку, подошел, взялся за цепь и поклялся, что он не получил от него денег, так что они оба прикоснулись к цепи. Это привело народ в изумление. С этого дня цепь исчезла вследствие испорченности человеческих сердец” [51].
Есть предание, объясняющее строительство этой одиннадцатигранной капеллы с той целью, чтобы она служила моделью архитекторам для строительства восьмигранной ротонды мечети Омара. Шамс эд-Дин ас-Суюти так пишет об этом: “Тогда он собрал мастеров областей своих и назначил для этого сооружения большую сумму, говорят харадж Египта за семь лет, и поместил ее под зданием с куполом, которое приказал выстроить и которое находится против ас-Сахры, с восточной стороны, со стороны Масличной горы; это здание он сделал казнохранилищем и наполнил его казной. ...И говорят, что Абд аль-Малик объяснил мастерам, на каком устройстве и на какой архитектуре остановился его выбор, и они выстроили ему в то время, когда он еще был в Иерусалиме, малый купол, находящийся на востоке от купола ас-Сахры и называемый Куполом Цепи. Его архитектура восхитила его, и он приказал построить купол ас-Сахры на подобие этого” [52].
Хотя в общих чертах сходство между двумя этими строениями усмотреть нетрудно, но, кроме этого внешнего сходства и близости расположения, нет никаких оснований считать, что строительство этой капеллы предшествовало строительству мечети Омара. Ближе к истине другая версия, повествующая, что во время строительства мечети, на этом месте было другое строение, где, согласно преданию, хранились сокровища, собранные для финансирования строительных работ и склад ценных стройматериалов. Вряд ли это строение могло быть открытым и даже вообще без стен, как настоящая капелла (см. фото).
Так или иначе, строительство капеллы относят ко времени правления халифа Абд эль-Малика (685-705) – строителя мечети Омара. Не очень ясно, какую роль она играла тогда в культовых церемониях мусульман, известно только то, что в период крестоносцев строение было обращено в капеллу св. Иакова, брата Господня, который, как известно, дни и ночи проводил в Храме, вымаливая у Бога прощение за свои грехи и грехи своего заблудшего народа. Немецкий пилигрим Иоанн Вюрцбургский (1165 год) пишет: “С этой стороны он был свержен с крыши Храма и убит суконоваляльной скалкой” [53], а следовавший за ним в 1170 году монах Теодорик добавляет, что после захоронения в Иосафатовой долине, его тело было перенесено сюда, и он даже видел эпитафию на его могиле.
Местом же молитвы мусульман капелла стала, по-видимому, лишь при мамелюках, когда султан Байбарс (1260-1277) построил в ней михраб. Капелла, судя по всему, несколько раз перестраивалась, так как среди колонн есть как древние, предшествующие арабскому завоеванию Иерусалима в 638 году, так и более поздние – периода крестоносцев (XII век). Султан Сулейман Великолепный покрыл михраб израсцовой плиткой.
28. Куббат Муса. Иначе называют ее Куббат ас-сагара (капелла дерева) – имеется в виду мистическое древо изобилия, во всяком случае, ни одной деревянной детали в строении нет (см. фото). Арабские историки отрицают какую-либо связь этой капеллы с Библейским Моисеем, но связывают ее с именем молодого эмира Малика Ашрафа Мусы, который правил два года (1250-1252) совместно с Айбаком. Капелла построена султаном аль-Малик ас-Салех Наджим эд-Дином Айюбом в 1249 году. В этом же году султан умер. Его вдова Шагир эд-Дур, женщина довольно-таки крутого нрава, своего рода леди Макбет Востока, вышла замуж за султана Айбака (князь Луны) и в 1250 году убила его в ванне, а сама взошла на престол вместо него.
29. Мастабат ат-Тейн. Площадка смоковницы. Построена в 1760 году Ахмедом Куль-Лари (что значит по-турецки – из моих рабов), т. е. некто из людей гвардии султана, имеется в виду султан Мустафа III (1757-1774). Мастаба, или дакка – это также особое культовое мусульманское сооружение. Обычно это небольшие площадки-платформы, с южной стороны имеющие михраб, представляют собой как бы открытую летнюю мечеть. (Такова, например, Летняя мечеть слева от входа в цитадель Давида). Здесь, на Храмовой горе, таких площадок достаточно много, но все они расположены внизу, под главной “платформой”, поднимающейся на высоту 4 метра – Мастабой дакка, на которой расположена главная Святыня – мечеть Омара (см. фото).
30. Сабиль Касим-паша. Паша – это правитель на правах наместника, и назван этот фонтан, видимо, в честь Касима Гизали (1522-1523), египетского везиря султана Сулеймана Великолепного, с 1526 года наместник Иерусалима. Водная емкость в сабиле питает маленький бассейн 757 метров (см. фото).
31. Сабиль Кайтбай. Установлен в северо-западном углу площадки “Мусалля”, с южной стороны которой находится открытый михраб, граничащий с бассейном “Биркет Раранадж” (см. фото). Вверху надпись сообщает, что сабиль построен в 1455 году мамелюкским султаном аль-Ашрафом Иналем (1453-1460), отремонтирован Кайтбаем в 1482 году и обновлен турецким султаном Абдул Хамидом в 1883 году. Тут же приведена цитата из Корана: “Ведь праведники пьют из сосуда, смесь в котором с кафуром” (Коран. 76:5). Кафур – это название священного источника, вода которого напоминает по запаху камфору, и даже под этим словом может подразумеваться и сама камфора, которой мусульмане нередко ароматизируют источники. Эта надпись – турецкое подражание предшествующей надписи. В южной части фонтана установлен древний саркофаг, взятый из гробниц царей, который теперь служит в качестве умывальника.
32. Сабиль ас-шейх Будейр. Построен в 1740 году и назван именем шейха, похороненного рядом (Будейр – значит маленькая Луна, так сказать, светило религии) (см. фото).
33. Сабиль Шаалан. Находится в 5 метрах от северо-западного угла Храмового двора, рядом с бассейном (см. фото).
34. Сабиль Ала эд-Дин аль-Буцери. Построен в XII веке и реставрирован в 1435 году мамелюкским султаном аль-Ашрафом Барсбаем, о чем сообщает арабская надпись: “для использования бедняками и нуждающимися”. Сабиль находится над большим подземным водохранилищем, поэтому его называют также Бир Ибрагим эр-Роми (см. фото).
35. Куббат Сулейман. Иначе это строение называют “Малая Куббат ас-Сахра”, так как под его куполом находится небольшая скала, выступающая из-под пола (см. фото). Легенда рассказывает, что евреи, отправляясь в Вавилонское изгнание, взяли с собой (на память) глыбу камня, отколотого от Эвен а-Штия, на котором стоял их Храм, а сейчас стоит мечеть Омара. И когда евреи вернулись из галута, то привезли обратно и камень и положили его на это место. Здесь, по преданию, на которое в 1496 году ссылался Муджир эд-Дин, царь Соломон произнес молитвы по завершению строительства Храма: “Передают, что когда пророк Божий, Соломон, окончил построение храма, то принес в жертву три тысячи быков и семь тысяч овец, затем пришел в то место, которое находится в задней части мечети, близ ворот Баб аль-Асбат, и которое называется Соломоновым Троном, и сказал: «Боже мой! если прийдет сюда грешник, прости его, или если прийдет бедствующий, помоги ему!» (С тех пор) кто бы не пришел сюда получает то, о чем просил Соломон. Это место, известное под названием Соломонова Трона, одно из мест, славящихся тем, что просьбы, обращенные в нем к Богу, исполняются; оно находится внутри здания с куполом, известного под названием Купола Соломона, около ворот Баб ад-Давидария...” [54].
Но некоторые историки оспаривают связь этой капеллы с царем Соломоном и утверждают, что она названа именем омейядского халифа Сулеймана (715-717), при содействии которого была построена капелла. По христианской традиции, на этом камне сидел Иисус и судил женщину, взятую фарисеями в прелюбодеянии (Ин. 8:2-11). Несмотря на свидетельство Иоанна, относящее этот эпизод к территории Храмовой горы, франкскому иноку Бернарду и его товарищам (его называют также Бернард Мудрый) в 870 году место суда Господня было показано на Елеонской горе, о чем он пишет в своем “Итинерарии”: “На стороне этой горы показывают место, где фарисеи привели к Господу женщину, взятую в прелюбодеянии, оно имеет церковь в честь св. Иоанна, в которой показывают писание на мраморе, которое Господь написал на земле” [55].
Капелла была построена крестоносцами в XII веке и выглядела изначально открытой, она подобна капелле куббат аль-Мирадж и капелле Вознесения на Елеонской горе, стены между колоннами были позже выстроены уже мусульманами.
36. Куббат аль-Гушак. Куббат Сулейман-паша (кипат а-охавим). Две надписи свтдетельствуют, что капелла построена Сулейманом-пашой, правителем Сидона и Триполи при султане Махмуд-хане II (1808-1839), под присмотром Мустафы-али Эфенди в 1817 году (см. фото).
37. Сабиль ас-Султан Сулейман. Небольшой фонтан (напротив куббат аль-Гушак, виден на том же (см. фото), предназначенный для питья и умывания рук поклонников, приходящих на Храмовую гору. Назван в честь турецкого султана Сулеймана Великолепного.
Другие мусульманские достопримечательности Старого города
Мечеть эль-Ханака. Ханака – это своего рода мусульманский монастырь, обитель дервишей, была построена во дни правления Салах эд-Дина, поэтому ее иначе называют Ханкет Салахия. При мамелюкском правителе аль-Малике э-Насере Мухаммаде ибн-Калауне, в 1341 году, Ханака была значительно увеличена и улучшена, о чем сообщается в надписи над михрабом. Каменные скамейки по обе стороны от входа весьма характерны для раннемамелюкского стиля мусульманской архитектуры. Ханака находится с северной стороны от Храма Гроба Господня, и ее минарет достигает высоты главного купола Анастазиса (см. фото).
Мечеть Омара (джама Умари). С другой стороны от Храма Гроба Господня Салах эд-Дином была построена мечеть Омара (джама Умари) в память о молитве халифа перед Гробом Господнем (см. фото), имеющая минарет такой же высоты. Таким образом, Храм Христова Воскресения находится между ними как бы между двумя часовыми (см. фото).