http://se.uploads.ru/t/waKdi.jpg
Министр финансов Канады Джеймс Илсли, министр финансов США Генри Моргентау и заместитель министра внешней торговли СССР Михаил Степанов (слева направо) на Бреттон-Вудской конференции, 2 июля 1944 года. Фото: AP

Как доллар стал мировой валютой

Семьдесят лет назад появилась так называемая Бреттон-Вудская система, установившая на долгие десятилетия правила, по которым функционируют мировые финансы.

Банкор не прошел

Когда итоги Второй мировой войны перестали вызывать сомнения, один из главных вопросов, который встал перед странами-победителями: по каким финансовым законам будет развиваться мир дальше, особенно с учетом тех колоссальных экономических потерь, которые понесли многие государства.

Именно эта повестка дня и собрала в июле 1944 года на три недели в Бреттон-Вудсе, что в американском штате Нью-Гэмпшир, 730 делегатов из 44 государств — участников антигитлеровской коалиции.

Председательствовал на конференции министр финансов США Генри Моргентау. Делегацию его страны возглавлял представитель минфина Гарри Уайт, делегацию Великобритании – известный экономист Джон Кейнс, делегацию СССР – заместитель министра внешней торговли Михаил Степанов, делегацию Китая – председатель правительства Чан Кайши.

Среди основных мотивов проведения исторической конференции её участниками чаще всего назывались хаос в межвоенной финансовой системе в период с 1918 по 1939 годы, коллапс золотого стандарта, определявшего ценность валют, Великая депрессия в США и рост протекционизма по всему миру.

Тон дискуссиям в течение трёх недель Бреттон-Вудса задавали делегации США и Великобритании. У Уайта и Кейнса были заранее подготовленные предложения по послевоенному устройству мировой валютно-финансовой системы, которые содержали принципиальные различия.

Кейнс предлагал для проведения расчетов между странами создание Международной клиринговой палаты и введение наднациональной денежной единицы под названием «банкор», а от золота как мировых денег — отказаться.

Уайт со своей стороны рекомендовал в качестве мировых денег использовать американский доллар, эмиссией которого с 1914 года занималась Федеральная резервная система США. Для этого Америка готова была обеспечивать свободный размен долларов на «желтый металл» на основе фиксированного золотого паритета.

Кроме того, предлагалось создать два новых финансовых института: Международный валютный фонд (МВФ), для поддержания равновесия платежных балансов отдельных стран и стабильности курсов валют по отношению к доллару США, и Международный банк реконструкции и развития (МБРР) – для восстановления послевоенной экономики.

В конечном итоге победила позиция США. Не потому, что Уайт был более убедителен. Причиной была военная, политическая и экономическая мощь послевоенной Америки. Из всех передовых держав США в наименьшей степени пострадали от войны, а их экономика и вовсе выиграла.  Кроме того, к тому времени именно в казначействе США — в знаменитых подвалах Форт-Нокса – было сосредоточено около 70 процентов мировых резервов золота – свыше 20 тысяч тонн.

http://se.uploads.ru/t/Uxlyu.jpg
Делегации СССР и США на Бреттон-Вудской конференции, 1944 год. Источник: Leo Rosenthal / United Nations

Продавив собственный вариант финансового мироустройства, Соединенные Штаты на долгие десятилетия обеспечили себе валютную гегемонию, оттеснив ослабевшего конкурента — Великобританию.

СССР поддержал Америку

Историки до сих пор спорят о том, какова была роль в Бреттон-Вудской конференции Советского Союза, который безропотно согласился на американский вариант финансового устройства мира с доминирующей ролью доллара. Очевидно, что решения сначала об участии СССР, а затем о его согласии с результатами Бреттон-Вудса принимал не глава делегации Степанов, а глава государства Сталин. И вряд ли у него были какие-то иллюзии по поводу того, в чью пользу решения там будут в конце концов приняты. Было очевидно, что Вашингтон будет использовать конференцию для правового закрепления своего финансово-экономического доминирования в послевоенном мире.

Международная валютная система становилась доллароцентричной. СССР мог находиться в такой системе даже не в качестве младшего партнера Вашингтона, как Великобритания, а лишь в качестве второразрядной страны. Конкретным свидетельством этого стала раскладка квот и голосов по Международному валютному фонду, принятая на конференции под нажимом американской делегации. Общее количество голосов в результате равнялось 99 тысячам, из которых США получили 28 процентов, Великобритания – 13,4, СССР – 12, Китай - 5,8, Франция – 4,8 процентов. Таким образом, было совершенно понятно, кто будет играть ведущую роль в фонде.

Почему же тогда Сталин согласился на участие СССР в работе конференции? Историки выделяют несколько тактических соображений, которыми мог руководствоваться советский лидер. Во-первых, он ждал, что Америка наконец-то откроет Второй фронт, что облегчит наступление советских войск. Во-вторых, рассчитывал на продолжение крайне важной для его страны американской программы ленд-лиза, в рамках которой в СССР поступало оружие, снаряжение, продовольствие и другие товары. В-третьих, он надеялся на экономическую помощь со стороны США и по окончании войны. Тем более что в конце 1943 года в Тегеране состоялась встреча Сталина и президента США Рузвельта, на которой последний пообещал, что Америка предоставит СССР кредит в шесть миллиардов долларов — по тем временам весьма солидная сумма.

Короче говоря, союзнические отношения обязывали Сталина отметиться в Бреттон-Вудсе. При этом на самой конференции советская делегация работала в достаточно пассивном режиме, по большей части наблюдая за англо-американской схваткой со стороны и проявляя некоторую заинтересованность лишь при обсуждении отдельных частных вопросов. Скажем, было принято решение, что та часть взноса МВФ каждой страны, которая делалась в золоте, должна размещаться в США. Советскому Союзу удалось добиться уступки: ему было разрешено хранить золотую часть взноса на своей территории.

Коммюнике конференции советская делегация подписала, со всеми решениями согласилась и тихо покинула Бреттон-Вудс.

http://se.uploads.ru/t/fgmOB.jpg
Иосиф Стали и Франклин Рузвельт на Тегеранской конференции, 1 декабря 1943 года. Фото: U.S. Signal Corps / AP

Правда, уже год спустя период союзнических отношений между СССР и США резко закончился. Новый президент США Гарри Трумэн объявил о прекращении действия программы ленд-лиза для нашей страны. О кредите в шесть миллиардов, обещанном покойным Рузвельтом, и речи не могло быть. Соответственно, в декабре 1945 года СССР отказался от ратификации документов Бреттон-Вудской конференции.

Звездный час доллара

В рамках Бреттон-Вудской системы обменные курсы всех валют были привязаны к доллару, а доллар, в свою очередь, к золоту. В результате для золота была установлена твердая цена: 35 долларов за тройскую унцию. Доллар стал мировой резервной валютой. А валюты разных стран стали товаром, получившим свою конкретную стоимость. Для валютных курсов предусматривалась возможность их изменения – девальвации или ревальвации.

Решения Бреттон-Вудской конференции быстро воплощались в жизнь. К концу 1945 года соглашение о создании МВФ было ратифицировано 29 государствами, а с 1 марта 1947 года фонд приступил к реализации своих операций. МБРР, позже преобразованный во Всемирный банк, начал функционировать в 1946 году.

Бреттон-Вудская система, надо отдать ей должное, в течение по крайней мере двух десятилетий обеспечивала быстрый экономический рост мировой экономики и помогла ей избежать каких-либо серьезных финансовых кризисов.

Но критики сразу увидели в ней слабое место: эта система могла успешно функционировать лишь до тех пор, пока золотые запасы США обеспечивали конвертацию зарубежных долларов в золото. А по мере послевоенного роста глобальной экономики и увеличения оборотов валютных операций, золотые запасы США таяли буквально на глазах: временами по три тонны в день. И это несмотря на все мыслимые меры, которые предпринимали США, чтобы остановить утечку золота. Возможности для обмена долларов на золото были всячески ограничены: он мог осуществляться только на официальном уровне и только в одном месте, в Казначействе США. Но с 1949 по 1970 год золотые запасы Форт-Нокса сократились с 21,8 до 9,8 тысячи тонн — более чем в два раза.

http://se.uploads.ru/t/jXQeT.jpg
Ричард Никсон и Шарль де Голль (слева направо) в Вашингтоне, 31 марта 1969 года. Фото: Henry Burroughs / AP

Последнюю точку в этом «бегстве от доллара» поставил французский президент Шарль де Голль — ярый противник тотального приоритета доллара. От критики он перешел к делу, предъявив во время своего официального визита в США к обмену на золото 750 миллионов долларов. И американские власти были вынуждены произвести этот обмен по твердому курсу, поскольку все необходимые формальности были соблюдены. А вслед за Францией к обмену на золото предъявили многомиллионные суммы долларов ФРГ, Канада, Япония. В результате подобного финансового давления Америке пришлось в одностороннем порядке отказаться от всех своих принятых ранее международных обязательств по золотому обеспечению доллара.

К началу 1970-х годов окончательно произошло перераспределение золотых запасов в пользу Европы, а в международном обороте участвовало все больше наличных и безналичных долларов США. Появились значительные проблемы с международной ликвидностью, так как добыча золота была невелика по сравнению с ростом объемов международной торговли. Доверие к доллару как резервной валюте дополнительно падало из-за гигантского дефицита платежного баланса США. В мире образовались новые финансовые центры — Западная Европа, Япония, их национальные валюты также начали постепенно использоваться в качестве резервных. Это привело к утрате США своего абсолютного доминирующего положения в финансовом мире.

В самом начале 1970-х Федеральная резервная система США вынуждена была дважды снижать золотое содержание доллара, то есть фактически проводить его девальвацию. А в августе 1971 года администрация президента Ричарда Никсона официально отменила конвертацию доллара в золото по твердому курсу. Система фиксированного обменного курса осталась в прошлом. На смену ей пришла так называемая ямайская система, основанная на свободной конвертации валют.

Жизнь после смерти

Тем не менее остальные ключевые параметры Бреттон-Вудской системы благополучно функционируют до сих пор. В частности, МВФ и Всемирный банк и сегодня считаются крупнейшими кредитными учреждениями в мире. Хотя деятельность этих организаций все чаще подвергается критике, которая усилилась после глобального финансового кризиса 2008 года. В частности, МВФ жестоко критикуют за то, что в нем по-прежнему доминируют страны «большой семерки», хотя в сегодняшних реалиях особый вес приобретают динамично развивающиеся экономики, прежде всего, стран БРИКС. Последние требуют для себя больше квот и голосов в управлении фондом. Многие недовольны также и тем, что кредиты МВФ выдаются на жестких условиях, которые требуют масштабного сокращения расходов в «кризисных» странах, тормозящих их экономический рост.

Несмотря на все политические и экономические удары, сохранил свою ключевую роль мировой резервной валюты и американский доллар, который на сегодня по-прежнему является главным средством расчетов в международной торговле.

Это позволяет американским денежным властям, практически не опасаясь инфляции, вводить в обращение все новые партии ничем не обеспеченных долларов: их все равно поглотит мировая экономика.

http://se.uploads.ru/t/bCU3G.jpg
Демонстрация в Маниле против деятельности Международного валютного фонда, 16 ноября 2012 года. Фото: Bullit Marquez / AP

Политики и экономисты, создав в 1944 году Бреттон-Вудскую систему, хотели вдохнуть новую жизнь в истощенную войной мировую экономику. Во многом им это удалось. Система успешно проработала около 30 лет. За это время оборот мировой торговли увеличился почти в пять раз. А вторую половину прошлого столетия эксперты вообще называют «золотым веком рыночной экономики». Но в последнее время все больше современных аналитиков склонны считать Бреттон-Вудскую систему пережитком прошлого. Что не удивительно: структура мировой экономики за прошедшие семь десятков лет сильно поменялась. Появились новые страны, на чьи валюты начали ориентироваться инвесторы, и совершенно новые финансовые инструменты. Очень сильно изменились функции центральных банков, условия перетекания капитала из одной экономики в другую. Ну а главное — большинство экспертов сходится во мнении, что одна валюта больше не в состоянии доминировать над всеми остальными. Доллар, сохраняя за собой титул мировой резервной валюты, де-факто перестал быть вселенским мерилом, все больше торговых операций на международном рынке проводится в других денежных единицах.

По мнению директора Института стратегического анализа ФБК Игоря Николаева, в обозримом будущем ключевые позиции на глобальном финансовом рынке займут три валюты: доллар, евро и юань.

Подобная точка зрения, хотя и весьма распространена в финансовых кругах, отнюдь не является единственной. Строя свои прогнозы о будущем, многие эксперты предполагают, что может быть создана искусственная валюта подобная евро, но не с континентальным, а с глобальным охватом.

Есть и другое мнение, которое, в частности, исповедуют либертарианские партии: вскоре какие-либо валютные союзы окончательно себя изживут и распадутся, каждая страна снова будет сама за себя, а валютным мерилом вновь станет золото. Если этот прогноз сбудется, мир вернется в «добреттон-вудскую» эпоху – назад, к золотому стандарту.

Подробнее http://rusplt.ru/world/zaveschanie-bret … 12687.html