“Bloomberg.com”, США - 14 августа 2014 г.
"Putin’s Pipeline Bypassing Ukraine at Risk Amid Conflict "
Путинский трубопровод в обход Украины под угрозой из-за конфликта
http://www.bloomberg.com/image/iGUI8LZ7makE.jpg

Ладка Бауэрова

Мечта Владимира Путина о новом трубопроводе по доставке российского природного газа в Европейский Союз в обход Украины испаряется на фоне усиливающихся взаимных экономических санкций.

Проект "Южный поток" стоимостью 46 миллиардов долларов, инициированный ОАО "Газпром", приостановлен и, вероятно, останется в подвешенном состоянии на годы вперед, так как Россия продолжает раздувать конфликт в восточной Украине, а ЕС отвечает на это запретами, сказала группа "Евразия". 
Это означает, что раздираемая войной страна останется ключевым транзитным пунктом для около половины поставок "Газпрома" в Европу, согласно базирующейся в Нью-Йорке группе по изучению факторов риска. ЕС ранее занимал неоднозначную позицию по "Южному потоку". Теперь, когда российские войска концентрируются рядом с украинской границей, у блока нет особого выбора, кроме как единодушно противодействовать проекту. 
"Европа ни за что не возобновит теперь переговоры по "Южному потоку", учитывая более широкий геополитический контекст украинского кризиса", - сказала в интервью Эмили Стромквист, аналитик "Евразии" в Лондоне.

"Это в сочетании с рядом регламентирующих споров в связи с трубопроводом и поставками газа отложит график проекта на несколько лет".
Предложенный трубопровод протяженностью 2446 км (1520 миль) должен пройти по Черному морю и попасть в ЕС через Болгарию. Это покончит с зависимостью "Газпрома" от украинской газотранспортной системы.

Фотограф: Винсент Манди/Блумберг

Сотрудник компании идет между газовыми трубами в районе подземного хранилища газа в Дашава, которым управляет "УкрТрансГаз", подразделение НАК "Нафтогаз Украины", во Львове, Украина. В 2009 году весь поток российского газа через Украину был остановлен на 13 дней, оставив юго-восточную Европу без поставок газа.

В то время как Еврокомиссия ранее выражала обеспокоенность, что проект нарушает правила ЕС о свободном доступе, некоторые страны-члены ЕС, особенно на юге, открыто поддержали его. Эта ситуация меняется, так как поддержка Путиным вооруженных сепаратистов в восточной Украине и ответные запреты на европейские продукты укрепляют решимость блока из 28 стран остановить проект.   

Политическое влияние

"Политически Еврокомиссии очень трудно поддерживать "Южный поток", так как это могут воспринять как лишение Украины ее влияния в отношении России", - сказала в интервью Катя Яфимава, старший аналитик Оксфордского Института энергетических исследований. "Но в равной степени ЕС очень трудно заблокировать "Южный поток" до тех пор, пока он не может обеспечить безопасность поставок для своих стран-членов в юго-восточной Европе другими способами". 
Еврокомиссия отказалась напрямую прокомментировать перспективы трубопровода и заявила в электронном письме, что все новые инвестиции в энергетическую инфраструктуру должны соблюдать законы ЕС.
Газовые споры

У Украины и России долгая история споров по поводу цен на газ и задолженности. В 2009 году все потоки российского газа через Украину были остановлены на 13 дней, оставив юго-восточную Европу без поставок газа. В то время как Россия диверсифицировала маршруты, которые она использует, чтобы доставлять газ в ЕС, "Газпром" все еще поставлял в прошлом году 89 миллиардов кубометров газа через Украину, что составляет около 55% всего его экспорта в Европу. 
Имея потенциальную мощность в 63 миллиарда кубометров в год, "Южный поток" остается важной частью российской мечты избавиться от Украины как от транзитной страны.
"Газпром" первоначально надеялся ввести "Южный поток" в эксплуатацию к концу 2015 года с начальной годовой мощностью в 15,75 миллиардов кубометров. Связаться с представителями "Газпрома" для получения комментариев не удалось. 
Компании по обе стороны Черного моря недовольны. "Газпром" потратил около 3,1 миллиардов долларов на российскую внутреннюю сеть в рамках подготовки к "Южному потоку", и планирует инвестировать по крайней мере еще 18,4 миллиардов долларов. 
Европейские партнеры
В Европе итальянская Saipem SpA заключила контракт на 2 миллиарда евро (2,68 миллиардов долларов) по прокладке первой подводной линии. Компании Electricité de France SA, немецкая Wintershall AG и итальянская Eni SpA имеют миноритарные пакеты акций в морском участке проекта трубопровода и для них на кон поставлены миллиарды долларов будущих прибылей.
"Газпром" контролирует 50% подводного участка протяженностью 930 км, который по оценкам будет стоить 10 миллиардов евро. Наземные участки трубопровода в Европе, которые должны быть построены "Газпромом" вместе с местными энергетическими компаниями, будет стоить около 6 миллиардов евро по оценке российской компании.   
Saipem и EDF заявили, что проект идет по графику, а Wintershall не видит непосредственного воздействия на свою работу. 

"Мы не можем сказать, как санкции повлияют в конечном итоге на деловой климат, который может затронуть нашу деятельность в среднесрочном и долгосрочном плане", - сказала представительница Wintershall Анна Бунгартен в электронном сообщении 6 августа.
"Центральный вопрос"
Учитывая ценность проекта "Южный поток" для России, ЕС может использовать его как рычаг давления на переговорах по поставкам российского газа Украине, сказала Стромквист из "Евразии".
"Проект является центральным вопросом повестки дня, как для президента Путина, так и для "Газпрома", - сказала она. "Это важный политический инструмент для Европы, особенно в плане возобновления переговоров по газу с Украиной".
Некоторые страны, такие как Болгария, рассчитывали на "Южный поток", чтобы значительно улучшить безопасность своего снабжения газом. Они приостановили строительство только под большим давлением со стороны Брюсселя и США. 
Болгарское правительство сдалось только после того, как выяснилось, что контракт на строительство был предоставлен ОАО "Стройтрансгаз", российской компании, контролируемой союзником Путина Геннадием Тимченко, который внесен в список санкций США.   
"Эти страны крайне зависимы от украинского маршрута", - сказала Яфимава. "Особенно на Балканах, они очень сильно пострадали во время газового кризиса 2009 года. Для них проблема не в зависимости от российского газа, а в ненадежном транзите через Украину".
http://perevodika.ru/articles/25246.html