Актуальная политика сквозь призму истории, религии и оккультизма

Объявление

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Толкование народных сказок

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

Как известно, сказка ложь да в ней намек. Ряд сказок, подвергаясь анализу удивляют своим содержанием. Приведу для начала сказку из сборника Афанасьева, смысл которой не выходит у меня из головы.

Ведьма и солнцева сестра.

В некотором царстве, далеком государстве жил-был царь с царицей, у них был сын Иван-царевич, с роду немой. Было ему лет двенадцать, и пошел он раз в конюшню к любимому своему конюху. Конюх этот сказывал ему всегда сказки, и теперь Иван-царевич пришел послушать от него сказочки, да не то услышал.
Иван-царевич! — сказал конюх. — У твоей матери скоро родится дочь, а тебе сестра; будет она страшная ведьма, съест и отца, и мать, и всех подначальных людей; так ступай, попроси у отца что ни есть наилучшего коня — будто покататься, и поезжай отсюда куда глаза глядят, коли хочешь от беды избавиться.
Иван-царевич прибежал к отцу и с роду впервой заговорил с ним; царь так этому возрадовался, что не стал и спрашивать: зачем ему добрый конь надобен? Тотчас приказал что ни есть наилучшего коня из своих табунов оседлать для царевича.
Долго-долго он ехал; наезжает на двух старых швей и просит, чтоб они взяли его с собой жить. Старухи сказали:
— Мы бы рады тебя взять, Иван-царевич, да нам уж немного жить. Вот доломаем сундук иголок да изошьем сундук ниток — тотчас и смерть придет!
Иван-царевич заплакал и поехал дальше. Долго-долго ехал; подъезжает к Вертодубу и просит:
— Прими меня к себе!
— Рад бы тебя принять, Иван-царевич, да мне жить остается немного. Вот как повыдерну все эти дубы с кореньями — тотчас и смерть моя!
Пуще прежнего заплакал царевич и поехал все дальше да дальше. Подъезжает к Вертогору, стал его просить, а он в ответ:
— Рад бы тебя принять, Иван-царевич, да мне самому жить немного. Видишь, поставлен я горы ворочать; как справлюсь с этими последними — тут и смерть моя!
Залился Иван-царевич горькими слезами и поехал еще дальше.
Долго-долго ехал; приезжает наконец к Солнцевой сестрице. Она его приняла к себе, кормила-поила, как за родным сыном ходила. Хорошо было жить царевичу, а все нет-нет да и сгрустнется: захочется узнать, что в родном дому деется. Взойдет, бывало, на высокую гору, посмотрит на свой дворец и видит, что все съедено, только стены осталися! Вздохнет и заплачет.
Раз этак посмотрел да поплакал — воротился, а Солнцева сестра спрашивает:
— Отчего ты, Иван-царевич, нонче заплаканный?
Он говорит:
— Ветром в глаза надуло.
В другой раз опять то же; Солнцева сестра взяла да и запретила ветру дуть.
И в третий раз воротился Иван-царевич заплаканный; да уж делать нечего — пришлось во всем признаться, и стал он просить Солнцеву сестрицу, чтоб отпустила его, добра молодца, на родину понаведаться. Она его не пускает, а он ее упрашивает; наконец упросил-таки, отпустила его на родину понаведаться и дала ему на дорогу щетку, гребенку да два моложавых яблочка: какой бы ни был стар человек, а съест яблочко — вмиг помолодеет!
Приехал Иван-царевич к Вертогору, всего одна гора осталась; он взял свою щетку и бросил во чисто поле: откуда ни взялись — вдруг выросли из земли высокие-высокие горы, верхушками в небо упираются, и сколько тут их — видимо-невидимо! Вертогор обрадовался и весело принялся за работу.
Долго ли, коротко ли — приехал Иван-царевич к Вертодубу, всего три дуба осталося; он взял гребенку и кинул во чисто поле: откуда что — вдруг зашумели, поднялись из земли густые дубовые леса, дерево дерева толще! Вертодуб обрадовался, благодарствовал царевичу и пошел столетние дубы выворачивать.
Долго ли, коротко ли — приехал Иван-царевич к старухам, дал им по яблочку; они съели, вмиг помолодели и подарили ему платочек: как махнешь платочком — станет позади целое озеро!
Приезжает Иван-царевич домой. Сестра выбежала, встретила его, приголубила.
— Сядь, — говорит, — братец, поиграй на гуслях, а я пойду — обед приготовлю.
Царевич сел и бренчит на гуслях; выполз из норы мышонок и говорит ему человеческим голосом:
— Спасайся, царевич, беги скорее! Твоя сестра ушла зубы точить.
Иван-царевич вышел из горницы, сел на коня и поскакал назад; а мышонок по струнам бегает: гусли бренчат, а сестра и не ведает, что братец ушел. Наточила зубы, бросилась в горницу, глядь — нет ни души, только мышонок в нору скользнул. Разозлилась ведьма, так и скрипит зубами, и пустилась в погоню.
Иван-царевич услыхал шум, оглянулся — вот-вот нагонит сестра; махнул платочком — и стало глубокое озеро. Пока ведьма переплыла озеро, Иван-царевич далеко уехал.
Понеслась она еще быстрее... вот уж близко! Вертодуб угадал, что царевич от сестры спасается, и давай вырывать дубы да валить на дорогу — целую гору накидал! Нет ведьме проходу! Стала она путь прочищать, грызла, грызла, насилу продралась, а Иван-царевич уж далеко. Бросилась догонять, гнала, гнала, еще немножко... и уйти нельзя! Вертогор увидал ведьму, ухватился за самую высокую гору и повернул ее как раз на дорогу, а на ту гору поставил другую. Пока ведьма карабкалась да лезла, Иван-царевич ехал да ехал и далеко очутился.
Перебралась ведьма через горы и опять погнала за братом... Завидела его и говорит:
— Теперь не уйдешь от меня!
Вот близко, вот нагонит! В то самое время подскакал Иван-царевич к теремам Солнцевой сестрицы и закричал:
— Солнце, Солнце! Отвори оконце.
Солнцева сестрица отворила окно, и царевич вскочил в него вместе с конем.
Ведьма стала просить, чтоб ей выдали брата головою; Солнцева сестра ее не послушала и не выдала. Тогда говорит ведьма:
— Пусть Иван-царевич идет со мной на весы, кто кого перевесит! Если я перевешу — так я его съем, а если он перевесит — пусть меня убьет!
Пошли; сперва сел на весы Иван-царевич, а потом и ведьма полезла: только ступила ногой, так Ивана-царевича вверх и подбросило, да с такою силою, что он прямо попал к Солнцевой сестре в терема; а ведьма-змея осталась на земле.

Отредактировано Целлофан Грек (21.08.2014 00:51)

0

2

Начну разбор, буду его дополнять когда будет время.

Действующие лица, образы и архетипы:

Иван-царевич
Царь и царица
Сестра-ведьма
Конюх-сказочник
Конь
Мышь
Старухи-пряхи
Вертодуб
Вертогор
Солнцева сестра

Мировое дерево
Мировая гора
Нить времени
Мышь - медиатор - проводник из мира мертвых в мир живых
Взвешивание души на весах
Молодильное яблоко

Зная архетипы и символику мифа индоевропейцев, анализ этой сказки представляется крайне интересным. Я понимаю примерно половину происходящего в сказке и надеюсь на помощь в разборе.

Начнем издалека, с модели мира.
В мифологии большинства народов Евразии встречается представление об острове-горе, возвышающемся над мировым океаном, часто молочным, на котором расположен мир. Это гора Меру, остров Буян и другие образы. На острове растет мировое дерево. Это дуб, лиственница, ясень. Это дерево представляет собой связь между миром мертвых, миром предков, из которого оно растет и в котором находятся его корни, и миром живых, который представлен надземной частью. Это тот самый дуб у лукоморья, и из сука этого дуба делает лук царевич. Дерево всегда стоит не одиноко. Рядом всегда есть медиатор. Чаще всего животное, бегающее по стволу.

Боянъ бо вещий, аще кому хотяше песнь творити, то растекашется мыслию по древу, серымъ вълкомъ по земли, шизымъ орломъ подъ облакы.

Как известно здесь речь идет не о мысли, а о мыши или белке, то есть Боян охватывал все мировое древо в своем рассказе. Ученый кот у Пушкина выполняет ту же функцию. Хорошо известно также представление о судьбе, реже о времени как о нити, которую ткут старухи-пряхи. В греческой мифологии это Мойры, аналогичные персонажи встречаются и в других культурах. Мотив взвешивания души на весах присутствует даже в раннем христианстве. Представляется, что грешная душа тяжела, поэтому ее тянет вниз, в то время как чистая душа легкая и устремляется вверх, на небо.

Продолжение следует. Буду рад дополнениям.

Отредактировано Целлофан Грек (21.08.2014 01:24)

0

3

Итак, чтобы сильно не затягивать, сюжет этой сказки, как и многих других описывает путешествие в другую реальность - в другой мир. Часто в сказках в главной роли выступают необычные дети. Либо очень маленькие, либо быстро растущие, либо рожденные из земли или иным способом, либо с золотыми частями тела. Эти атрибуты указывают на их причастность к миру предков. Успех героя часто обусловлен его способностью договориться с животным-медиатором-проводником. В рассматриваемой сказке главный герой сначала немой, но после очередной сказочки, услышанной от конюха получает возможность прочить отца о коне.
Очевидо, что такая особенность главного героя указывает на его необычность, как и тот факт, что он царевич. Конюх в сказке выполняет роль духовного учителя - он рассказывает сказки и занимается лошадьми. Именно конь даст возможность царевичу проделать свой путь. То есть конюх - специалист по духовным практикам. Он знает будущее и он направляет царевича, он учит его, как проделать путь. На ум моментально приходит конек горбунок. Надо сказать что всякая асиметричность также указывает на принадлежность к миру предков. Баба-яга – лучший пример. Так конек горбунок олицетворяет силы и мудрость предков, в отличие от двух других, обычных коней, доставшихся братьям Ивана.
Итак, царевич овладевает знанием будущего и способностью совершить путешествие. Что же это за путешествие? В сказке последовательно описан путь по иерархии организации мира. Сначала конь несет царевича мимо прях, которые ткут судьбы. Он хочет задержаться у них и узнает, что у них нет вечности - их век ограничен. Затем он доходит до Вертодуба - своеобразного аватара Шивы - того кто уничтожает миры, разрывая связь между жизнью и смертью, и тот также говорит ему, что и его век ограничен. Далее он поднимается на более высокий уровень организации и становится свидетелем смерти основ мира - встречается с Вертогором. И тот говорит ему, что не вечен. Тогда главный герой доходит до божественного уровня, по видимому достигая места, не затрагиваемого изменениями его мира. Там он находится вне времени, и вне влияния законов своего мира. Оттуда он наблюдает на смертью своей земли. По неясным мне причинам он возвращается на землю, судя по тому, что идет уже своим ходом, возвращается в другом качестве. Ему даны инструменты, позволяющие отсрочить конец времен, ведь за то время, пока он находился у Солнцевой сестрицы мир подошел к концу своего существования. Добравшись до дома он встречается со своей сестрой, которая обманом хочет его уничтожить. Далее архетипическая сцена игры на гуслях, позволяющая обойти злую силу, помощь животного медиатора-мыши и взвешивание на весах под занавес.
Очевидно что сказка рассказывает об апокалипсисе и о эволюции души в последний момент. Сестра напоминает хорошо извествую и горячо любимую на форуме Кали. В общем то любой образ женщины-разрушителя это она. Тот факт что брат с сестрой дети царя наводит на мысль о том, что они представляют человечество, часть которого успешно эволюционирует или спасается, а другая разрушает свой мир и остается на этом уровне снова.

Писал спешно, может быть дополню, и, конечно, буду рад комментариям и дополнениям

0

4

Я не очень со всем этим знаком.  Но очень интересно, сказки как носители информации для тех кто может ее понять.

0

5

Tesla ,
Могу порекомендовать лекции Софьи Аграновской. Есть на Ютубе. Просто и со вкусом)
Она расскажет что сказка про Курочку Рябу, особенно в оригинальном варианте, - сказка про конец света.

оригинальный сюжет курочки рябы

Жил-был старик со старушкою, у них была курочка-татарушка, снесла яичко в куте под окошком: пестро, востро, костяно, мудрено! Положила на полочку; мышка шла, хвостиком тряхнула, полочка упала, яичко разбилось. Старик плачет, старуха возрыдает, в печи пылает, верх на избе шатается, девочка-внучка с горя удавилась. Идет просвирня, спрашивает: что они так плачут? Старики начали пересказывать: «Как нам не плакать? Есть у нас курочка-татарушка, снесла яичко в куте под окошком: пестро, востро, костяно, мудрено! Положила на полочку; мышка шла, хвостиком тряхнула, полочка упала, яичко и разбилось! Я, старик, плачу, старуха возрыдает, в печи пылает, верх на избе шатается, девочка-внучка с горя удавилась». Просвирня как услыхала — все просвиры изломала и побросала. Подходит дьячок и спрашивает у просвирни: зачем она просвиры побросала?

Она пересказала ему все горе; дьячок побежал на колокольню и перебил все колокола. Идет поп, спрашивает у дьячка: зачем колокола перебил? Дьячок пересказал все горе попу, а поп побежал, все книги изорвал.

0

6

Целлофан Грек написал(а):

Жил-был старик со старушкою, у них была курочка-татарушка, снесла яичко в куте под окошком: пестро, востро, костяно, мудрено!

Не понятно что это значит.

А лекции послушаю в свободное время.

0

7

Tesla написал(а):

Не понятно что это значит.

А лекции послушаю в свободное время.

http://content.foto.mail.ru/mail/enigma247/_blogs/i-10425.jpg
http://matrix-jehova-ire.narod.ru/photo369.jpg

0