Спутник Сатурна - Япет
Япет является двадцать четвёртым из 61 известных спутников Сатурна и третьим по величине. Известен также как Сатурн VIII.
В греческой мифологии Япет был Титаном, сыном Урана, отцом Прометея и Атланта и предком человеческой расы.
Спутник был открыт Джованни Кассини в 1671 году.
Имея плотность только 1,083 г/см³, Япет должен состоять почти полностью из водяного льда.
Все спутники Сатурна, кроме Япета и Фебы, находятся почти в плоскости экватора Сатурна. Орбита Япета наклонена на 15,47°.
Двуликость
Япет был открыт 25 октября 1671 года астрономом Джованни Кассини. Наблюдая за ним, Кассини обнаружил, что Япет виден в телескоп только тогда, когда находится по одну, строго определенную, сторону от Сатурна. Это позволило ему сделать вывод, который подтвердился в дальнейшем — Япет имеет светлую и тёмную стороны и повернут к Сатурну всегда одной и той же стороной. Соответственно, одна сторона смотрит в направлении движения спутника по орбите, и именно она — чёрная, как копоть (альбедо 0,03—0,05). Противоположное ему, заднее полушарие (альбедо 0,5), блестит почти столь же ярко, как свежевыпавший снег, и соперничает с одним из самых ярких объектов в Солнечной системе — спутником Юпитера Европой. В довершение ко всему необходимо указать, что граница между темным и светлым полушариями необъяснимо четкая. Изображения, полученные космическими зондами, подтвердили, что на поверхности Япета имеется обширная область, покрытая темным материалом — так называемая Cassini Regio. Остается неясным, образовалось ли тёмное вещество вследствие процессов на самом Япете, или же попало извне.
Ночной вид на гексагон, полученный спектрометром Cassini в видимом и инфракрасном диапазонах волн. Яркий красный цвет — тепловое излучение, исходящее из глубины планеты. Тёмные участки — толстый слой облачности, блокирующей тепловое излучение интерьера гиганта. Синий нимб — проблеск солнечного света, освещающего противоположную половину планеты (фото NASA/JPL/University of Arizona)
.
Космический аппарат Cassini позволил учёным бросить беспрецедентный взгляд в глубину одного из самых таинственных образований в Солнечной системе — геометрически правильного шестиугольника с поперечником в 25 тысяч километров, окружающего северный полюс Сатурна.
Напомним, что сравнительно недавно Cassini нашёл крайне необычный вихрь на южном полюсе Сатурна. Но образование на северном полюсе ещё удивительнее.
Впервые эта структура промелькнула на рядке снимков, переданных аппаратами Voyager 1 и 2 более четверти века назад (об их полёте вы можете прочесть тут). Правда, тогда она ни разу не попала в один кадр полностью, да и разрешение съёмки было неважным. Лишь теперь учёные получили возможность рассмотреть шестиугольник детальнее и во всей красе.
Гексагон является долгоживущей структурой, сделали очевидный вывод астрономы, увидев его вновь после после визита Voyager. Также выяснилось, что его светлые (в инфракрасных лучах) участки представляют собой гигантские прорехи в облачной системе, простирающейся, как минимум, на 75 километров вглубь атмосферы, под тонким слоем верхних облаков, которые когда-то снимали аппараты Voyager в дневном свете. Вообще же прямые стены этого вихря уходят вниз на 100 километров.
Полярная зима и интересный угол обзора (с перспективой) дали специалистам возможность рассмотреть глубинную структуру Гексагона.
Кстати, если Voyager в 1980-м видел только светлый шестиугольник, Cassini открыл второй, тёмный гексагон, обрамляющий первый, и также ряд тёмных полос (облачных масс). Все они — параллельны стенам гексагона и в этом плане напоминают здание Пентагона с его рядом концентрических корпусов. Причём отдельные облака перемещаются вдоль границы гексагона, как автомобили на гоночном треке.
Исходя из полученных данных, учёные также сделали вывод о том, что загадочный гексагон не связан с авроральной активностью планеты или её радиоизлучением.
Вместе с тем, странный шестиугольник, по данным Cassini, кажется, вращается синхронно с вращением глубинных слоёв атмосферы планеты-гиганта и, возможно, синхронно с её внутренними частями.
Если гексагон действительно зафиксирован, он может послужить опорой в определении истинной скорости вращения Сатурна.
Точная природа этого образования остаётся, впрочем, неясной. Кевин Бэйнес (Kevin Baines), эксперт по атмосферам из Лаборатории реактивного движения (JPL) и член научной команды Cassini, говорит, что ничего похожего учёные не видели ни на одной другой планете.
Специалисты только предполагают, что гексагон представляет собой нечто вроде огромной стабильной волны, окружающей полюс и проникающей глубоко в атмосферу.
"