Эта книга была опубликована без имени автора издательством "Penguin" в 1967 году. В предисловии (подписанном неким Леонардом Левиным) утверждалось, что книга представляет собой отчет секретной правительственной комиссии, созданной еще при президенте Кеннеди, которому решено было не "давать хода". Один из членов комиссии якобы решил передать книгу издателям вопреки этому решению.
Посвящена она проблемам войны и мира. Сама по себе анонимность публикации в одном из крупнейших англоязычных издательств - факт исключительный. Для анонимности были некоторые основания. Достаточно перечислить названия некоторых глав:
- Мир и война как социальные системы.
- Функции войны.
- Суррогаты функций войны,
или привести следующую цитату: "Длительный мир, если и не является теоретически невозможным, вероятно, недостижим; и даже если он может быть достигнут, он почти наверняка не будет в интересах общественной стабильности." Напомним, что в разгаре была Вьетнамская война, а в вопросах национальной безопасности, как известно, Соединенные Штаты шутить не любят.
Леонард Левин. Доклад из Айрoн-Маунтин о возможности и желательности мира
ОГЛАВЛЕНИЕ
Вступление........................................................................ 1
Предварительная информация.......................................... 6
Доклад Группы по специальным исследованиям…........... 13
Передаточное письмо...................................................... 13
Вступление....................................................................... 14
Секция 1. Область исследования..................................... 16
Секция 2. Разоружение и экономика................................ 18
Секция 3. Сценарии разоружения.................................... 20
Секция 4. Война и мир как социальные системы............... 22
Секция 5. Функции войны............................... 23
Экономические............................................... 24
Политические................................................. 26
Социологические............................................ 27
Экологические................................................ 30
Культурные и научные.................................... 32
Прочие............................................................ 33
Секция 6. Заменители функций войны............. 35
Экономические................................................ 35
Политические.................................................. 38
Социологические............................................. 39
Экологические................................................. 41
Культурные и научные..................................... 42
Секция 7. Выводы и заключение..................... 44
Природа войны............................................... 44
Функции войны................................................ 44
Заменители функций войны: критерии............. 45
Заменители функций войны: модели............... 46
Заменители функций войны: оценка................ 46
Общие заключения......................................... 48
Секция 8. Рекомендации................................. 51
Сноски............................................................ 53
Любезно прислано переводчиком - Желтов А.В.
(В узких кругах интеллектуальной элиты США - книга широко известная.
Собственно, это пародия на доклады фабрик мысли образца 60-х гг. Но такая, что с точки зрения современного читателя от настоящего доклада трудно отличить (я проверял на очень адекватных и толковых людях). Написана очень специальным языком, вязким и перегруженым, тоже пародирующим соответствующие языковые приемы отчетов RAND и т.п. Пытался передать это конструкциями из псевдоэкспертной и псевдонаучной лексики. Получилось так себе, но другого у нас нет - прим. переводчика)
Вступление.
Человек, которого я буду называть «Джон Доу» по причинам, которые станут понятными позже, - профессор в большом университете на Среднем Западе. Область его исследований - одна из социальных наук, и ничего, кроме этого, сообщать о нем я не намерен. Он позвонил мне однажды вечером прошлой зимой, что было весьма неожиданно, ведь мы не общались в течение нескольких лет. Он сказал, что приехал в Нью-Йорк на несколько дней, и что он хотел обсудить со мной нечто важное. Что именно – он не сообщил. На следующий день, мы встретились на завтраке в ресторане в центре города.
Он был явно встревожен. Он болтал со мной о пустяках в течение получаса, что было на него не похоже, а я не торопил его. Затем, ни к селу ни к городу, он упомянул спор между одним писателем и видным политическим семейством, который освещался в газетах. Каковы мои взгляды на «свободу информации», захотел узнать он. Как я квалифицировал бы их? И так далее. Мои ответы были не заслуживающими того, чтобы их запоминать, но они, казалось, удовлетворили его. Тогда он вдруг начал рассказывать мне следующую историю:
По его словам, в начале августа 1963 года, он нашел на своем столе сообщение, о том что ему звонила из Вашингтона некая "Миссис Поттс". Когда он перезвонил по указанному номеру, ему немедленно ответил мужской голос, и кроме всего прочего сообщил, что Джон Доу был отобран для службы в комиссии "самой высокой важности". Его задача состояла в том, чтобы точно и реалистично определить характер проблем, которые будут стоять перед Соединенными Штатами, если и когда наступит состояние «постоянного мира», и создать программу действий в случае наступления этого непредвиденного обстоятельства. Мужчина описал уникальные процедуры, которые должны были управлять работой комиссии, что, как ожидалось, расширит сферу ее деятельности далеко за пределы любой предыдущей экспертизы этих проблем.
Учитывая, что собеседник Джона Доу не назвал ни себя, ни свое агентство, он, должно быть, обладал огромной убеждающей силой. Джон Доу не испытал никаких серьезных сомнений в серьезности проекта, правда, в основном вследствие своего предыдущего опыта работы в условиях чрезмерной секретности, которая часто окружает околоправительственные действия. Кроме того, человек на другом конце линии демонстрировал поразительно полное и удивительно детальное знание работы и личной жизни Джона Доу. Он также упоминал имена других людей, которые должны были работать с группой; репутация большинства из них была хорошо известна. Джон Доу согласился принять назначение - он чувствовал, что особого выбора у него не было - и приехать в следующую субботу в городок Айрн-Маунтин, штат Нью-Йорке. Следующим утром ему по почте был прислан авиабилет.
Тон приглашения очень напоминал по духу деятельность рыцарей плаща и кинжала, а место встречи еще больше увеличивало это впечатление. Айрн-Маунтин, расположенный около города Гудзон, напоминал романы Яна Флеминга или Э.Филипса Оппенгейма. Он представляет собой подземное ядерное убежище для сотен больших американских корпораций. Большинство из них использует его как секретный склад для хранения важных документов. Но некоторые из них содержат в нем еще и свои запасные штаб-квартиры, для того, чтобы в случае нападения персонал мог выжить и продолжить работу. Эта последняя группа включает такие фирмы как Standard Oil of New Jersey, Manufacturers Hanover Trust и Shell.
Я пропущу большую часть истории деятельности Группы по специальным исследованиям, а именно таково было формальное название комиссии, чтобы Джон Доу рассказал об этом своими словами (см. Предварительная информация). Здесь необходимо только сказать, что группа встречалась и работала регулярно в течение более чем двух с половиной лет, после которых представила Доклад. Именно этот документ, а также что с ним делать, и хотел обсудить со мной Джон Доу.
По его словам, обнародованию доклада всячески препятствовала и сама Группа по специальным исследованиям, и правительственная межведомственная комиссия, которой был представлен сам доклад. После месяцев мучений, Джон Доу решил, что он больше не будет причастен к замалчиванию этого документа. От меня он хотел совета и помощи в его публикации. Он дал мне его копию для ознакомления, с условием, что если по какой-то причине, я не пожелаю принимать в этом участие, я сохраню материал в секрете.
Той же ночью я прочел Доклад. Я приведу свою реакцию на него; правда, необходимо отметить, что нежелание коллег Джона Доу предавать гласности результаты своей работы становится весьма понятным. Они столь строго руководствовались намерением всесторонне подойти к проблемам перехода к миру, что так и не смогли ответить на вопросы, заданные им в начале работы. Вместо этого, они пришли к следующему выводу:
Продолжительный мир, будучи теоретически невозможным, является, вероятно, недосягаемым; даже если бы он мог быть достигнут, его достижение почти наверняка не будет в интересах устойчивого общества.
Этот вывод – самая суть доклада. За их квалифицированным академическим языком скрывается следующий аргумент: война выполняет некоторые функции, необходимые для стабильности нашего общества; пока другие способы их выполнения не развиты, военная система должна сохраняться – и ее эффективность должна быть улучшена.
Не удивительно, что Группа, как сказано в Передаточном письме, не была намерена предоставлять свою работу "непрофессиональному читателю, незнакомому с требованиями более высокой политической или военной ответственности". Доклад был адресован несомненно, неназванным правительственным чиновникам высокого разряда; он подразумевал значительную искушенность аудитории в вопросах политики. Обычному читателю содержание документа могло показаться даже более тревожным, чем его заключения. Он может быть не готов к некоторым из предположений - например, что медицинские достижения рассматриваются больше как проблемы, чем как прогресс, или что бедность является необходимой и желательной, несмотря на публичные заявления политических деятелей; или что армии представляют собой социальные учреждения в том же самом смысле, как дома престарелых и психиатрические больницы. Ему может показаться странным, что в докладе походя в одном предложении дается объяснение явлений "летающих тарелок". Возможно, его несколько менее удивит, что космическая программа, программа создания противоракетной системы и программы строительства убежищ нацелены в первую очередь на расход крупных сумм денег, а не на развитие науки или национальную безопасность, а политика воинского призыва только отдаленно затрагивает вопросы обороны.
Он может быть оскорблен узнав, что в качестве возможных аспектов состояния мира во всем мире всерьез (и в целом, в положительном ключе) обсуждались организованные репрессии меньшинств и даже учреждение рабства. Он вряд ли благосклонно отнесется к понятию преднамеренной интенсификации воздушного и водного загрязнения (как часть программы, ведущей к миру), даже когда причина этого станут очевидны. То, что мир без войны скорее раньше, нежели чем позже, должен будет обратиться к всеобщему искусственному оплодотворению, может оказаться не сильно тревожащим, если не привлекательным выводом. Но лишь немногие из читателей не будут ошеломлены несколькими строчками в заключительной части доклада, повторенными в разделе формальных рекомендаций, в которых предлагается включить в приоритеты действий правительства долгосрочное планирование – и «бюджетирование» - «оптимального» числа жизней, которое должно быть ежегодно уничтожено при ведении военных действий.
Я привел эти несколько примеров, чтобы предупредить обычного читателя, чего он может ожидать. Государственные деятели и специалисты по стратегии, которым и предназначен Доклад, очевидно, не нуждаются в подобных предупреждениях.
Эта книга, конечно, является свидетельством моего ответа на просьбу Джона Доу. После осторожного рассмотрения проблем, с которыми мог бы столкнуться издатель Доклада, мы отнести его в издательство The Dial Press. Там его значение было немедленно оценено, и, что более важно, нам дали твердые гарантии того, что публикация будет предохранена от любого внешнего давления.
Необходимо четко сказать, что Джон Доу не спорит с содержанием Доклада, который представляет собой результат консенсуса по всем значимым вопросам. Он представляет особое мнение меньшинства из одного человека - но только по вопросу о предоставлении Доклада широкой публике. Взгляд на то, как Группа решала эту проблему, прольет свет на некоторые аспекты ее работы.
Обсуждение этой проблемы состоялось на последнем заседании Группы перед написанием Доклада, в конце марта 1966, в Айрн-Маунтин. При дальнейшем чтении, необходимо учитывать два факта. Первый - то, что от Группы по специальным исследованиям никогда явно не требовали секретности, ни во время работы, ни когда-либо по ее завершении. Второй - то, что Группа действовала так, как будто подобное требование существовало. Это предполагалось обстоятельствами начала их деятельности и тоном инструкций. (Выражение Группой благодарности за сотрудничество «многим людям, … которые оказали столь весомую помощь нашей работе», является несколько сомнительным; этим людям не сообщали характер проекта, для которого были задействованы их специальные ресурсы информации.).
Те, кто обсуждал проблему сохранения секретности Доклада, по общему признанию опасались взрыва политических последствий предания гласности Доклада. В качестве примера, они указали на сокрытие намного менее спорного доклада подкомиссии бывшего сенатора Хьюберта Хэмфри по разоружению, вышедшего в 1962 году. (По некоторым сообщениям, члены подкомиссии боялись, что он мог бы использоваться коммунистическими пропагандистами, как выразился сенатор Стюарт Симингтон, «поддержать марксистскую теорию того, что производство было причиной успеха капитализма».) Подобные политические предосторожности были предприняты в случае с более известным Докладом Гейтера 1957 года, и даже с так называемым Докладом Мойнихана 1965 г.
Кроме того, они настаивали на различии между серьезными исследованиями, которые обычно хранятся в секрете до тех пор, пока политики не примут решение об их распространении, и обычными «показными» проектами, созданными для демонстрации озабоченности политиков неким вопросом и отклонения давления тех, кто настаивает на действиях в этом направлении. (В качестве примера, поскольку некоторые члены Группы принимали в ней участие, использовалась «Конференция Белого дома» по вопросам сотрудничества, разоружения и т.д., которая была организована в конце 1965 года как противовес жалобам об эскалации войны во Вьетнаме.)
Джон Доу признает это разграничение, также как и серьезную возможность непонимания со стороны общественности. Но он чувствует, что, если руководящее агентство хотело бы сохранить секретность, оно бы сделало это в самом начале. Оно могло бы также отдать проект одной из правительственных «фабрик мысли», которые обычно работают в условиях секретности. Он насмехался над опасениями реакции общества, которая не могла оказать никакого продолжительного воздействия на долгосрочные меры, которые могли бы быть предприняты, чтобы осуществить предложения Группы, и высмеивал сложение Группой с себя полномочий и ответственности за свое мнение и выводы. Его интересовало только право общества знать то, что делалось от его лица; бремя доказательства должно лежать на тех, кто пойдет на такой шаг.
Если, несмотря на неудачные попытки Джона Доу переубедить своих коллег, мне удастся придать больший вес его аргументам, да будет так. Мое участие в этой книге свидетельствует, что я не нейтрален. По моему мнению, решение Группы по специальным исследованиям подвергнуть цензуре свои собственные результаты было не просто робким, но бесцеремонным. Но отказ агентств, для которых готовился Доклад, обнародовать его самостоятельно, поднимает более широкие вопросы публичной политики. Эти вопросы упираются в продолжающееся использование самодостаточных определений "безопасности" для того, чтобы избежать возможных политических затруднений. Ирония в том, как часто сама эта практика влечет за собой неприятные последствия.
Я должен формально заявить, что я не разделяю того отношения к войне и миру, жизни и смерти, и выживанию видов, которое демонстрируется в Докладе. Немногие читатели его разделят. С точки зрения человечности, это возмутительный документ. Но он действительно представляет собой серьезное и провокационное усилие определить огромную проблему. И он объясняет, или кажется, что объясняет, те аспекты американской политики, которые не могут быть поняты в рамках обычных представлений о здравом смысле. Что мы можем подумать об этих объяснениях – другой вопрос, но мне кажется, что мы имеем право знать не только их содержание, но и тех, кому они принадлежат.
Под фразой «тех, кому они принадлежат» я подразумеваю не просто имена авторов Доклада. Гораздо важнее, что мы имеем право знать, до какой степени их предположения о социальной необходимости разделяются лицами, принимающими решения в нашем правительстве. Какие из них они принимают, а какие - отклоняют? Но какими бы волнующими ни были ответы на эти вопросы, только полное и откровенное обсуждение дает потенциальную надежду на решение проблем, поднятых Группой по специальным исследованиям в их Докладе из Айрн-Маунтин.
Л.С.Л., Нью-Йорк, 1967
Флеминг, Ян – писатель, автор серии книг о приключениях супершпиона Джеймса Бонда. (здесь и далее – примечания переводчика, если не указано иначе)
Э. Филипс Оппенгейм, 1866-1946. Писатель, автор многочисленных детективов и триллеров.
Standard Oil принадлежит семейству Рокфеллеров, Manufacturers Hanover Trust и Shell - семье Ротшильдов.
Этим издательством была осуществлена первая публикация данной книги.
Реально существующий документ. В докладе Комиссии Гейтера 1957 года (полное название "Deterrence and Survival in the Nuclear Age", «Сдерживание и выживание в Атомном веке»), созданной после запуска СССР первого спутника, говорилось об отставании США в области ракетных технологий и необходимости наращивать системы вооружений, в особенности оружия массового поражения. Доклад неявно отстаивал интересы ВПК США; был отклонен президентом Эйзенхауэром по совету госсекретаря Даллеса.
Реально существующий документ. Доклад Комиссии Мойнихана (полное название «The Negro Family: The Case for National Action») 1965 года вызвал огромное возмущение общественного мнения. В докладе говорилось, что в США наблюдается разрушение структуры семьи среди чернокожего населения, что ведет за собой ослабление общества, рост социальной напряженности и увеличение зависимости от социальных пособий.
В оригинале –игра слов: название книги “Report from Iron Mountain” – дословно «Доклад из Железной горы» - отсылает нас к «военно-стратегическому варианту» «башни из слоновой кости».
Предварительная информация.
[Приведенный ниже рассказ о работе Группы по специальным исследованиям представляет собой дословное воспроизведение фрагментов из серии записанных на пленку интервью с человеком, которого я называю «Джон Доу». Стенограмма была отредактирована, удалены мои дополнительные вопросы и комментарии, изменена последовательность фраз для большей читаемости текста. Л.С.Л.]
Как была сформирована группа?
…Общий замысел такого исследования появился еще по крайней мере в 1961 году. Его начали несколько человек, пришедших в Администрацию Кеннеди, в основном, я думаю, с Макнамарой, Банди и Раском. Их заботило множество вещей… Одна из них – что до сих пор не было проделано действительно серьезной работы по планированию для состояния мира – долгосрочного мира, т.е. соответствующего долгосрочного планирования.
Все, что было написано на эту тему [до 1961], было поверхностным. Неадекватно воспринимался масштаб проблемы. Главная причина этого, конечно, состояла в том, что идея реального мира в мире, общее разоружение и так далее, воспринималась как утопическая. Или даже как сумасшедшая. Это по-прежнему верно, и это достаточно легко понять, когда Вы смотрите то, что происходит в мире сегодня.... Именно так она отражалась в исследованиях, производимых до того времени. Они были нереалистическими...
Идея Группы по специальным исследованиям, в той форме, в которой она была потом создана, была выработана в 63-м. Некоторое отношение к этому имело урегулирование Карибского ракетного кризиса, но что помогло больше всего, так это большие планируемые изменения в военных расходах… Закрытие заводов, перераспределение ресурсов и так далее. Большинство их не было обнародовано до гораздо более позднего времени…
[Я понимаю], требовалось долгое время, чтобы выбрать людей для Группы. Запросы не поступали до лета ......
Кто осуществлял выбор?
Этого я не могу вам сказать. Я не был вовлечен в предварительное планирование. С первым из них я столкнулся, когда позвонил туда. Но трое из участников точно в нем участвовали, и все, что знали остальные из нас, мы узнали от них, и то, что было раньше, тоже. Я точно знаю, что это началось очень неофициально. Я не знаю, какое конкретно правительственное агентство одобрило проект.
Может, попробуете угадать?
Хорошо, я думаю, что это был комитет ad hoc, на уровне кабинета, или около того. Это должно было быть так. Я предполагаю, что они отдали организационную работу - координацию, оплату счетов, и так далее – кому-то из членов Совета по национальной безопасности от Госдепа или Минобороны. Только один из нас был в контакте с Вашингтоном, и это был не я. Но я могу сказать вам, что очень, очень немного людей знали о нас.... Например, был Комитет Экли. Он был создан сразу после нас. Если вы читали их доклад – там та же самая старая песня: экономическая конверсия, превратить заводы, кующие мечи, в фабрики, производящие орала… Я думаю, что вы задаетесь вопросом, знал ли даже Президент о нашей Группе. Комитет Экли конечно не знал.
Такое, правда, возможно? В смысле, даже президент не знал о вашей комиссии?
Ну, я не думаю, что можно найти что-нибудь странное в правительстве, нападающем на проблему на двух различных уровнях. Или даже в двух или трех [правительственных] агентствах, занимающихся пересекающимися вопросами. Такое всегда случается. Возможно, Президент знал. И я не хотел бы клеветать на комитет Экли, но именно от такой узости подхода мы и должны были уйти .......
Вы должны помнить – ведь вы читали Доклад – что они хотели от нас именно другого типа мышления. Это был вопрос подхода. Герман Кан называет его "византийским" – никакого мучения над культурными и религиозными ценностями. Никакого морализаторства. Именно этот вид мышления принесли в военное планирование RAND, Hudson Institute и I.D.A. (Institute for Defense Analysis) … То, чего от нас просили, и с чем, я думаю, мы справились, было применить те же методики к гипотетической ядерной войне... Мы, возможно, ушли дальше, чем они ожидали, но как только вы выбираете основания и логику рассуждений, вы не можете вернуться назад....
Книги Кана, например, неправильно истолкованы, по крайней мере, непрофессионалами. Они потрясают людей. Но вы видите, что самое важное в них - не его заключения, или его мнения. Самое важное - это метод. Он сделал больше чем кто-либо из тех, кого я могу вспомнить, чтобы приучить широкую публику к стилю современного военного мышления... Сегодня колумнист в газете может писать о «стратегии силового противодействия», и «минимальном сдерживании», и «значительной возможности первого удара» без необходимости объяснять каждое слово. Он может писать о войне и стратегии, не срываясь в вопросы этики...
Другое большое отличие нашей работы – ее широта. Доклад говорит сам за себя. Я не могу сказать, что мы приняли во внимание каждый значимый аспект жизни и общества, но я не думаю, что мы пропустили что-нибудь важное…
Почему этот проект отдали внешней комиссии? Почему его не поручили соответствующему правительственному агентству?
Я думаю, что это очевидно, или должно быть очевидно. Тот вид мышления, который требовали от нашей Группы, не может существовать в формализованной правительственной деятельности. Слишком много ограничений. Слишком много запрещений. Это не новая проблема. Почему еще существуют организации, такие как RAND и Hudson? Любое сложное задание почти всегда отдается внешней группе. Это верно даже для Государственного департамента, для "серых" операций, которые, как предполагается, являются неофициальными, но в действительности настолько официальны, насколько это возможно. Верно это и для ЦРУ…
Для нашего исследования даже частные исследовательские центры были слишком институционализованными... Потребовалось много усилий, чтобы убедиться, что наше мышление не будет ограниченным. Все мелочи. То, как нас вызывали в Группу, места, где мы встречались, все тонкости. Например, даже наше название, Группа по специальным исследованиям. Вы знаете правительственные названия. Разве вам не пришло бы в голову, что нас следует назвать «Операция Ветвь оливы» или «Проект Пасифика» или что-то наподобие этого? Ничто подобное для нас не подходит – слишком много намеков, слишком наводит на размышления. И никаких стенограмм наших встреч – это слишком ограничивает.… Да и кто мог бы их читать. Конечно, мы вели записи для нашего собственного использования. И среди своих, мы обычно называли себя «Пацаны из Айрн-Маунтин» или «Группа», или как придется ........
Что вы можете рассказать мне об участниках вашей группы?
Я должен буду придерживаться общих моментов... Нас было пятнадцать. Важно было, что мы представляли очень широкий диапазон дисциплин. И не только академических. Люди от естествознания, социальных наук, даже гуманитарных. У нас были адвокат и бизнесмен. И специалист по военному планированию. Также, вы должны знать, что каждый в Группе занимался различной работой, по крайней мере, в двух различных областях. Своего рода междисциплинарный элемент.....
Верно, что в Группе не было никаких женщин, но я не думаю, что это было существенно... Мы все, конечно, были американскими гражданами. И все, я могу сказать, имели очень хорошее здоровье, по крайней мере, когда начинали работу... Видите ли, первое, чем мы занялись на первой нашей встрече, было чтение досье. Они были очень детализированы, и были не только профессиональными, но также и личными. Они включали в себя медицинские карты. Я помню одну очень любопытную вещь, что бы это ни значило. Большинство из нас, включая меня, имели запись о ненормально высоком уровне мочевины в крови.… Ни один из нас никогда не имел подобного опыта, публичного прочтения досье или медицинских карт. Это очень настораживало...
Но это было преднамеренно. Причина состояла в том, чтобы подчеркнуть, что мы должны были сами принять ВСЕ решения относительно процедуры работы, без всяких внешних правил. Это включало оценку квалификации друг друга и учет возможных предубеждений. Я не думаю, что это непосредственно повлияло на нашу работу, но главное мы усвоили.… То, что мы не должны игнорировать абсолютно ничто, что могло бы явно затронуть нашу объективность.
[В этом месте я убедил Доу, что краткое профессиональное описание индивидуальных членов Группы окажется полезным для читателей Доклада. Список, который представлен ниже, был составлен на бумаге. (Было бы более точно сказать, что этот список стал продуктом переговоров). Проблема состояла в том, чтобы дать настолько много уместной информации насколько возможно, не нарушая обязательство Доу защитить анонимность его коллег. Это оказалось очень трудным, особенно в случаях тех участников, которые являются очень известными. По этой причине, вторичные области деятельности или репутации обычно не указаны.
Простые буквенные "имена" были придуманы Доу для удобства; они не имеют никакого отношения к фактическим именам. "Эйбл" был контактом Группы в Вашингтоне. Именно он принес и читал досье, и наиболее часто исполнял функции председателя. Он, "Бейкер", и "Кокс" были теми тремя, кто был вовлечен в предварительное планирование. Порядок имен в списке не имеет никакого другого значения.
"Артус Эйбл" - историк и политический теоретик, который служил в правительстве.
«Бернард Бейкер - профессор международного права и консультант в области деятельности правительства.
"Чарльз Кокс" - экономист, социальный критик, и биограф.
"Джон Доу"
"Эдвард Эллис" - социолог, часто вовлеченный в общественные дела.
"Френк Фокс" - культурный антрополог.
"Джордж Грин" - психолог, педагог, и разработчик систем тестирования персонала.
"Гарольд Хилл" - психиатр, который провел обширные исследования связи между индивидуальным и групповым поведением.
"Джон Джоунс" - ученый и литературный критик.
"Мартин Миллер" - химик, работа которого получила межнациональное признание на самом высоком уровне.
"Пауль Петерс" - биохимик, который сделал важные открытия в области репродуктивных процессов.
"Ричард Ро" - математик, сотрудничающий с независимым исследовательским центром Западного побережья.
"Сэмюэль Смит" - астроном, физик и теоретик коммуникаций.
"Томас Тэйлор" – системный аналитик, специалист по военному планированию, который много писал о войне, мире и международных отношениях.
"Уильям Уайт" - промышленник, который выполнял много специальных правительственных заказов.]
Как работала Группа? Я хочу сказать, где и когда вы встречались, и так далее?
Мы встречались в среднем один раз в месяц. Обычно это было по уикэндам, и обычно в течение двух дней. У нас было несколько более длинных сессий, и одна, которая продолжалась только четыре часа..... Мы встречались по все стране, всегда в разных местах, за исключением первого и последнего раза, которые были в Айрн-Маунтин. Это походило на выездной семинар.... Иногда в гостиницах, иногда в университетах. Дважды мы встретились в летних лагерях, и однажды в частном особняке, в Вирджинии. Мы использовали деловое помещение в Питсбурге, и еще одно в Пукиипси, [Нью-Йорк].... Мы никогда не встречались в Вашингтоне, или где-либо на правительственной территории.... Эйбл заранее объявлял время и место встречи на две встречи вперед. Они никогда не изменялись…
Мы не делились на подкомиссии или что-либо столь же формальное. Но все мы получали индивидуальные задания на время между встречами. Многие из них включали в себя получение информации от других людей.... Для пятнадцати из нас, я думаю не было никого в академическом или профессиональном мире, кому мы не могли бы обратиться, если мы хотели, и мы использовали это в своих интересах... Нам платили очень скромные суточные. Все называлось "расходами" по ваучерам. Нам говорили не сообщить о них в налоговых декларациях.... Чеки выписывались на специальный счет Эйбла в Нью-йоркском банке. Он подписывал их.... Я не знаю, сколько стоило исследование. Что касается наших путешествий и времени, сумма вряд ли сильно превышала шестизначный порог. Но большой статьей расходов должно быть компьютерное время, и я понятия не имею, во сколько оно выливалось ......
Вы говорите, что не думаете, что на вашу работу оказали влияние профессиональные предубеждения. А как насчет политических и философских? Можно ли иметь дело с вопросами войны и мира без рефлексии личных ценностей?
Да, можно. Я могу понять ваш скептицизм. Но если бы вы были на любой из наших встреч, вы с трудом бы выяснили, кто из нас был либералом, а кто был консерватором, или кто был «ястребом», а кто был «голубем». СУЩЕСТВУЕТ такая вещь как объективность, и я думаю, что у нас она была... Я не говорю, что никто из нас не имел никакой эмоциональной реакции на то, что мы делали. У всех нас она до некоторой степени была. Фактически, два участника имели сердечные приступы после того, как мы закончили работу, и я буду первым, кто признает, что это, вероятно, не было совпадением.
Вы сказали, что вы создали свои собственные процедурные правила. В чем заключались эти правила?
Наиболее важными были неформальность и единодушие. Под неформальностью я подразумеваю, что наши обсуждения были открыты. Мы шли так далеко, как любой из нас считал нужным. Например, мы потратили много времени на отношения между военной политикой призыва и занятостью в промышленности. Прежде, чем мы закончили с этим, мы прошли через историю западных уголовных кодексов и огромное число сравнительных психиатрических исследований [призывников и добровольцев]. Мы просмотрели организацию империи Инков. Мы выделили эффекты автоматизации на слаборазвитые общества... Все это имело значение....
Под единодушием я не подразумеваю, что мы устраивали непрерывные голосования подобно жюри. Я имею в виду, что мы работали с каждой проблемой до тех пор, пока мы не приобретали то, что квакеры называют "атмосферой встречи". Это отнимало много времени. Но, в конечном счете, это экономило время. В конечном итоге, все мы вошли, так сказать, в одну частоту.....
Конечно, у нас были и разногласия, и большие, особенно в начале... Например, в Секции I вы можете подумать, что мы просто разъясняли наши инструкции. Не совсем так; потребовалось долгое время прежде чем все мы согласились на строгую интерпретацию.... В этом большая заслуга Ро и Тэйлора... В Докладе есть множество вещей, которые теперь кажутся очевидными, но тогда они не казались настолько очевидными. Например, отношение войны к социальным системам. Первоначальная предпосылка была обычной, позаимствованной у Клаузевица..... Та война была "инструментом" более широких политических ценностей. Эйбл был единственный, кто бросил этому вызов. Фокс назвал его позицию "извращенной". Но все же именно Фокс представил большинство данных, которые, в конечном итоге, заставили нас согласиться с Эйблом. Я упомянул его, потому что думаю, что это - хороший пример пути нашей работы. Триумф метода над клише... Я конечно не намереваюсь сообщать подробности о том, кто когда чью сторону принял и по какому вопросу. Но я скажу, отдавая дань уважения, что только Ро, Эйбл, Хилл и Тэйлор могли с самого начала видеть, куда вел нас наш метод.
Но, в конечном счете, вы всегда приходили к согласию?
Да. Это единодушный доклад… Я не хочу сказать, что наши сессии были всегда гармоничными. Некоторые из них были грубы. Последние шесть месяцев было много споров о различных мелочах…. Мы находились под давлением в течение долгого времени, мы слишком долго работали вместе. То, что мы давили на нервы друг другу …. было естественно. Некоторое время Эйбл и Тэйлор не разговаривали друг с другом. Миллер угрожал покинуть нас. Но все это осталось в прошлом. Серьезных различий не осталось...