Племя польских легионеров или Затерянные на Гаити
Раф Юзар (Raf Uzar)
Польские легионы на Гаити
Обычно я такого не делаю, но нижеследующий пост оказался настолько популярным, что я решил выложить его ещё раз. Наслаждайтесь.
Возможно, самой интригующей группой среди огромной польской зарубежной диаспоры (так называемой Полонии -Polonia), являются «поляки Гаити». Я услышал об этом затерянном небольшом анклаве «польскости» по радио и, подобно Тезею, начал исследовать нити историй, которые могли бы привести меня к конечной точке в моем поиске правды в лабиринтообразных информационных дебрях, называемых Интернетом. К моему большому удивлению я смог связать эти нити и получить своего рода картину того, как же Польше удалось прикоснуться к культуре Гаити.
Бонапарт - отдающий приказ
В 1804 г. Гаити объявила о независимости от наполеоновской Франции. Наполеон отказался признать её и быстро прислал на остров войска - свыше 5200 польских легионеров, чтобы утвердить власть Франции среди островитян и подавить их стремление к независимости. Третья Полубригада Польских Легионов была чрезвычайно недовольна таким положением дел, поскольку Легионы были сосредоточены прежде всего на борьбе за польскую свободу в Европе. Идея (1) борьбы против свободы и (2) борьбы на расстоянии более чем восемь тысяч километров от родины, в другом полушарии, казалась этим солдатам и смешной и раздражающей. Но они были солдатами, и, что еще более важно, солдатами Наполеона и они должны были выполнить приказ.
Дессалин – Отец гаитянской свободы
Польские Легионы оказались втянутыми в гаитянскую революцию, погибло очень много солдат, правда большая часть их погибла не в боях, а от желтой лихорадки. Непривычные к климату и опасностям жизни на Карибских островах, 4 тысячи солдат умерли от этой болезни. Те, кто выжил, стали героями легенды, гаитянской легенды. Раздраженные тем, что им приходится воевать с теми, кто (как и они сами) борется за свободу, оставшиеся польские солдаты решили сбросить французское ярмо и присоединились к Жан-Жаку Дессалину в борьбе гаитянцев за независимость, за то чтобы видеть свободную Гаити. Аборигены были так восхищены своими польскими собратьями по оружию, что они даже включили в конституцию Гаити 1805 года, статьи 12 и 13, в которых указывалось, что никакой белый не может владеть землей на Гаити кроме немцев (у них там была немногочисленная община), и Polanders (поляков).
Это не Матка Боска, это - Erzulie Dantor
Эти натурализованные польские гаитяне оказали огромное влияние на неоперившуюся Империю Гаити, позже республику Гаити. Гаитяне были впечатлены большой любовью поляков к их Ченстоховской иконе Божией Матери (Matka Boska Częstochowska). Они заметили, как благоговели легионеры перед этой иконой. Процесс ассимиляции и преобразования привел к тому, что польская католическая Матка Боска Ченстоховска превратилась в богиню гаитянского культа Вуду - Erzulie Dantor (Эрзули ), воинственный дух, защитницу женщин и детей, связанную также с лесбиянками, гомосексуалистами, и женщинами подвергающимися насилию и оскорблениям. Интересно, что как и у Матки Боски Ченстоховски , у Erzulie Dantor также есть шрамы на правой стороне лица, которые она получила в борьбе с ее сестрой, когда та увела у неё мужа. Она довольно сильно отличается от Матки Боски Ченстоховски.
'Польский' гаитянин (c) Святослав Вайтковяк (Swiatoslaw Wojtkowiak)
Связи между двумя странами не заканчиваются на этом. В Cazale, в 70 километрах к северу от Порт-о-Пренса живет община, которую часто называют «белой» или «польской» (blanc, polone). Как бы там ни было, они - гаитяне, но вследствие того, что большая часть польских легионеров обосновалась именно там, община навсегда осталась «польской». Это очень просто, если вы из Cazale, то вы - поляк. Интересно, что среди местного населения очень высок процент голубоглазых людей. Ещё одна связь - Иржи Гротовский, который приехал в Гаити в поисках вдохновения в 1970-х. Справедливости ради стоит отметить, что его экспериментальный театр вобрал в себя многие духовные начала гаитянского культа Вуду (Vodou).
Гаити – не только землетрясения
Замечательно, как у двух на вид таких различных и отдаленных культур есть общие нити, соединяющие их вместе. С одной стороны, у нас есть Наполеон, борьба гаитянцев за свободу, польские легионеры, которые присоединились к гаитянам во время их Революции и все сложные последствия их присутствия на острове. Они включают в себя сильный генетический маркер в Cazale и окрестностях и воинственный дух Erzulie Dantor. С другой стороны, у нас есть Гротовский и его глубокая любовь к Гаити и ее духовности. Польша и Гаити – кто бы подумал …?
Это тоже не Матка Боска, а Erzulie Dantor