https://vicious-ealing-council.co.uk/wp-content/uploads/2021/06/Hitler.jpg

Адольф Гитлер действительно был номинирован на Нобелевскую премию мира в 1939 году. В архивах Норвежского Нобелевского института мы находим рассказ о том, что произошло.

24 января 1939 года двенадцать членов шведского парламента выдвинули кандидатуру премьер-министра Великобритании Невилла Чемберлена на Нобелевскую премию мира. Аргументом для этого стало то, что Чемберлен спас мир во всем мире, заключив Мюнхенское соглашение с Гитлером в сентябре 1938 года, когда Чехословацкая область Судетенланд была передана Германии. Чемберлен был человеком, который "в это опасное время спас нашу часть мира от ужасной катастрофы", как было написано в письме о выдвижении.

Через три дня после выдвижения Чемберлена шведский парламентарий и социал-демократ Эрик Брандт направил в Норвежский Нобелевский комитет письмо, в котором выдвинул канцлера Германии Адольфа Гитлера на Нобелевскую премию мира:

Настоящим я смиренно предлагаю присудить премию мира за 1939 год канцлеру и фюреру Германии Адольфу Гитлеру, человеку, который, по мнению миллионов людей, более чем кто-либо в мире заслужил эту высокочтимую награду. Подлинные документы свидетельствуют о том, что в сентябре 1938 года мир во всем мире находился в большой опасности; до начала новой европейской войны оставались считанные часы. Человеком, который в это опасное время спас нашу часть мира от этой ужасной катастрофы, был, без сомнения, великий лидер немецкого народа. В критический момент он добровольно не пустил в ход оружие, хотя оно было способно развязать мировую войну.

Своим пылким миролюбием, ранее задокументированным в его знаменитой книге "Майн Кампф" - рядом с Библией, возможно, лучшей и самой популярной в мире литературой о мире - вместе со своим мирным достижением - аннексией Австрии - Адольф Гитлер избежал применения силы, освободив своих соотечественников в Судетской области и сделав свое отечество большим и могущественным. Возможно, Гитлер, если его не будут беспокоить и не оставят в покое разжигатели войны, умиротворит Европу, а возможно, и весь мир.

К сожалению, до сих пор существует огромное количество людей, которые не видят величия в борьбе Адольфа Гитлера за мир. Исходя из этого факта, я бы не счел нужным выдвигать Гитлера кандидатом на Нобелевскую премию мира, если бы не ряд шведских парламентариев, которые выдвинули другого кандидата, а именно премьер-министра Великобритании Невилла Чемберлена. Эта номинация представляется плохо продуманной. Хотя это правда, что Чемберлен своим великодушным пониманием борьбы Гитлера за умиротворение внес вклад в спасение мира во всем мире, последнее решение было за Гитлером, а не за Чемберленом! Гитлер, и никто другой, в первую очередь, должен быть благодарен за мир, который до сих пор царит в большей части Европы; и этот человек также является надеждой на мир в будущем.

Поскольку Чемберлен, очевидно, может претендовать на свою долю участия в установлении мира, он, возможно, мог бы получить меньшую часть Премии мира. Но правильнее всего было бы не ставить рядом с именем Адольфа Гитлера другое имя и тем самым бросать на него тень. Адольф Гитлер, безусловно, является подлинным, данным Богом борцом за мир, и миллионы людей во всем мире возлагают на него свои надежды как на Князя мира на земле.

Стокгольм, 27 января 1939 года
https://www.nobelpeacecenter.org/en/new … l-laureate

"ПОДРАЗУМЕВАЕТСЯ КАК ИРОНИЯ"
Это выдвижение вызвало волну протестов со стороны шведских коммунистов, социал-демократов и либеральных антифашистов. Эрика Брандта объявили сумасшедшим, неуклюжим и предателем ценностей рабочего класса. Все его лекции в различных ассоциациях и клубах были отменены. Брандт был удивлен бурной реакцией. Как же он тогда объяснил выдвижение Гитлера?

Эрик Брандт дал интервью шведской газете Svenska Morgonposten. Здесь он объяснил, что выдвижение Гитлера должно было быть ироничным. Выдвижение Чемберлена спровоцировало его на выдвижение Гитлера в качестве провокации против Гитлера и нацизма. Результатом Мюнхенского соглашения стало то, что западные державы нанесли удар в спину Чехословакии, передав ей Судетскую область для достижения мира. Ни Чемберлен, ни Гитлер не заслуживали премии мира. В письме редактору антинацистской газеты Trots Allt после начала Второй мировой войны осенью 1939 года Брандт написал, что, выдвигая Гитлера, он хотел: "с помощью иронии предложить Гитлеру премию мира и тем самым пригвоздить его к стене позора как врага номер один мира во всем мире...".

Но когда реакция на номинацию была столь бурной и большинство в Швеции, очевидно, не поняло иронии, скрывавшейся за номинацией Гитлера, Брант отозвал номинацию в письме норвежскому Нобелевскому комитету через несколько дней - первого февраля - последней даты для номинаций на 1939 год.

МОЖНО ЛИ ВЕРИТЬ ОБЪЯСНЕНИЮ БРАНДТА?
Объяснение Эрика Брандта, что номинация была задумана как иронический протест против Гитлера, скорее всего, верно. Но он не смог предвидеть реакцию общественности, когда речь зашла о том, как он формировал свое послание. Брандт проявил себя как антифашист уже вскоре после подписания Мюнхенского соглашения в сентябре 1938 года, когда он подписал петицию, которая привела к основанию антифашистской ассоциации в Швеции. В апреле 1939 года он обругал свою собственную партию, которая отказалась принять больше еврейских беженцев из Германии, а во время Второй мировой войны Брандт был одним из первых, кто начал расследовать и говорить о слухах о немецких лагерях уничтожения в Польше. В целом, на протяжении всей Второй мировой войны он выступал как явный антинацист (5).

История выдвижения Эриком Брандтом кандидатуры Адольфа Гитлера в полной мере показывает, как выдвижение противоречивых кандидатов может привести к жестким дебатам, и насколько опасным может быть использование иронии в острой политической обстановке.

Эта статья была впервые опубликована на сайте Nobeliana.