http://cdn01.ru/files/users/images/25/8b/258b170fbabd8a870bf9d5a7583da94d.jpg

https://i.gyazo.com/f12a504560c16e41e7241a3cb6b54aea.png

Увлекаясь нумизматикой, изучая монеты, я наткнулся на описание и изображение необычного для России орла на монетах периода правления Николая I, которые чеканились в разных номиналах и из разных металлов с 1817 по 1843 годы. Нумизматы называют эти монеты «масонскими» потому что символы на этих монетах напоминают символы масонов. Даже в произведении Льва Толстого «Война и мир» часто встречается словосочетание «масонский пятак». Меня заинтересовало, действительно ли масонские символы оказались на российских монетах и как они могли там оказаться в правление антизападника Николая I? Поиск ответов на эти вопросы и стал предметом моего исследования.
Монеты – это памятники истории и культуры своего времени. Символы на монетах отображают исторические события в стране и мире, их изучение во взаимосвязях с экономикой, политикой, культурой и техникой позволяют лучше понимать ход исторических событий, чем и объясняется актуальность их изучения.

Работая над данной темой, я столкнулся с полным отсутствием информации. Американский нумизмат из семьи русских эмигрантов Г. М. Северин дал описание всех известных видов монетной чеканки Российской империи с 1701 до 1911 года. Его каталоги стали первыми действительно научными нумизматическими изданиями. Но в них нет объяснения значений изображенных символов. Василий Васильевич Уздеников, нумизмат с мировым именем, крупнейший специалист по русской нумизматике императорского периода констатирует, что отсутствие научно обработанной источниковой базы служит причиной того, что мы до сих пор не имеем полного представления об истории русского денежного обращения XVIII–XX вв.

Многие нумизматы называют эти монеты «масонскими», объясняя это наличием масонских знаков, но вот как эти знаки оказались на монетах, они объяснить не могут. В поисках информации обратились к известному на Кубани искусствоведу, художнику, заместителю директора Краснодарского краевого художественного музея имени Ф.А. Коваленко по научной работе Ващенко Ивану Ивановичу. Сам он не смог объяснить почему масонские символы появились на монетах Николая I, но обещал пообщаться с нумизматами города Краснодара и Краснодарского края, которые, могли бы нам помочь. Но таких людей не нашлось. Так как никто не пытался объяснить феномен появления масонских знаков на монетах Николая I, то этим и объясняется новизна нашего исследования.

Пытаясь понять, что делает масонский орел на монетах антизападника Николая I, мы написали письма в отдел нумизматике Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина и задавали вопросы нумизматам на форумах в Интернете, где они общаются. В ответе из музея нам порекомендовали обратить внимание на две книжки по истории российского герба – Г. В. Вилинбахова и В. А. Дурова. На монетах печатали государственные символы страны и мы обратились к истории этих символов, надеясь там найти ответы на наши вопросы. Вот только опять натолкнулись на то, что дается констатация фактов, без объяснения причин.

Собрав информацию о «масонских» монетах, мы составили таблицу, где указали: номинал, год, металл, который использовался для чекана, монетный двор и минцмейстера. Монет с 1818 – 1824 гг. было выпущено так мало, что они не сохранились, а есть только свидетельства в архивах, что они выпускались , поэтому имена минцмейстеров неизвестны и в таблице стоит пробел.

1. История выпуска монет
В первой трети XIX века в России появляются монеты, которые называют «масонскими». На реверсе этих монет изображен номинал, указывался металл и его содержание в монете в долях, например 5 руб. (полуимпериал) чеканился всегда в золоте, а на монете писали 1 золотник 39 долей. Под ним изображались обозначения монетного двора, например С.П.Б. (Санкт-Петербургский монетный двор), а по кругу монет – лавровый венок, увенчанный короной.

На аверсе этих монет изображен традиционный двуглавый орел, с опущенными крыльями. В лапах орла вместо самодержавных регалий скипетра и державы, располагаются символы, такие, как молнии Перуна (их называют «Зевесовы»), венок, фасции или ликторский пучок, не свойственные России ленты. Указывался год выпуска монеты и знак минцмейстера, например ФГ (Федор Гельман).

5 рублей (полуимпериал) 1817 года – самая первая «масонская» монета.
На аверсе: собственно номинал – 5 рублей (полуимпериал), под номиналом не свойственный Российской империи орел (на груди которого герб Московского княжества), в лапах которого «масонские» символы – молнии Перуна («Зевесовы» молнии), фасции, венок, факел, впервые появившиеся такого плана ленты. Под этой символикой идут знаки минцмейстера – ФГ, т. е. Федор Гельман (минцмейстер отвечал за создание знаков и чеканку монет. В эту работу никто не мог вмешиваться, за исключением расходного казначея, поставлявшего металл на монеты и получающего из этого металла монеты, но за чеканку отвечал только минцмейстер). Под знаками минцмейстера расположен год – 1817 в данном случае.
На реверсе: по именному указу от 14 февраля 1817 года о начале чеканки 5 рублей из 1 фунта золота 88 пробы – 312 руб. 888/9 коп., после которого и началась чеканка данного империала 1817 года с пробой в 1 золотник 39 пробы, оные значения и отображены на реверсе. Под пробой монетный двор – в данном случае С.П.Б.

Первая такая золотая монета полуимпериал вышла в 1817 году в количестве всего 30 штук. Массовое производство монет с таким орлом началось с 1830 года. Сначала выпускали серебряные монеты достоинством в 5, 10, 20, 25 копеек и полтину, золотые – 5 рублей В 1826 году орел с расправленными крыльями появляется и на серебряных монетах всех номиналов: на груди у него московский герб, в лапах ликторский пучок, факелы и лавровый венок, перуны отсутствуют и остаются только на медных монетах.

Нумизматы причисляют к «масонским» монетам и платиновые, которые стали выпускать с 1840-х годах. «Масонскими» их называют потому, что они чеканились в одно время с другими монетами и также были необычны: крылья орла подняты, а на них размещены шесть местных гербов – казанский, астраханский, сибирский, польский, херсонесский и финляндский (фото 19). Вот только масонских знаков на них не было. Новое оформление монет должно было помочь населению отличать новый металл от гораздо более привычного серебра.

В январе 1830 года Николай дает министру финансов Е.Ф. Канкрину устное указание «о сделании на золотых и серебряных монетах орла как на платиновых». И с 1832 года серебряные и золотые монеты с «масонским орлом» перестают выпускать, этот орел остается только на медных, но в слегка измененном виде: на обеих головах орла теперь короны, а в когтях – перуны, символы верховной власти.
«Масонские» монеты печатались на двух монетных дворах: Санкт-Петербургском и Екатеринбургском. На Екатеринбургском чеканились только монеты из меди, здесь же были выпущен последние «масонские» монеты в 1839 г.

2. Объяснение символов на монетах
Итак, на монетах в лапах орла вместо привычных скипетра и державы, располагаются молнии Перуна (их называют «Зевесовы»), венок, фасции или ликторский пучок, не свойственные России ленты.
Фасция, именуемая также дикторским пучком, представляет собой перевязанную кожаными ремешками связку березовых или вязовых прутьев с выступающей из ее центра секиры на древке. Фасция была знаком властных полномочий высших лиц Римской республики, так как прутья применялись по их распоряжению для телесных наказаний, а вложенная в них секира – для исполнения смертных приговоров. Поэтому фасция стала символом исполнительной власти, правосудия, наказания, превосходства государства над личностью. Впрочем, консулы и преторы пользовались неограниченной властью только за пределами Рима, а перед вступлением в Вечный город секиры удалялись из дикторских пучков, так как внутри Рима высшей инстанцией для вынесения смертных приговоров признавался римский народ. У масонов фасции символизируют власть и полномочия, или «силу в единстве».

Лавровый венок обозначал победителя и олицетворял победу в греко-римской культуре, а молнии Зевса (перуны) – употреблялось, как символическое обозначение воинов, сражения, звуков сражения.
Эти символы Римской Империи стали использовать французские революционеры в конце XVIII века при зарождении и становлении Республики, как бы уподобляясь Римской Империи и их достижениям. Французские революционеры, например Мирабо, Робеспьер были масонами.

Масонство – это движение, которое возникло в XVIII веке в виде закрытой организации. Название «масон» или «франкмасон» переводится как вольный каменщик. Масонами были французские философы Вольтер, Кондорсэ, Дидро, Монтескье и Руссо, идеи которых и подготовили Великую французскую революцию 1789 г.

После подавления революции к власти приходит Наполеон, время правления которого было периодом настоящего процветания масонства. Молнии Перуна (их называют «Зевесовы»), венок, фасции или ликторский пучок – все эти символы использовались в масонских ложах рубежа начала XIX в. Эти символы использовались и при Французской монархии вплоть до Наполеона III.

3. Как появились масонские знаки на монетах?
На сайтах нумизматов нам подсказали, что чеканка «масонских» знаков на российских монетах может быть связанна с тем, что на монетных дворах работали иностранцы. Действительно в России долгое время у монетного производства были иностранцы, и только при Екатерине II в производстве становится много русских. Однако обучением минцмейстеров занимались иностранцы, и возможно, вместе с знаниями минцмейстеры впитывали прозападные мысли, включая масонские знания и идеи, что могло отразится на монетах.

Минцмейстер отвечал за создание знаков и чеканку монет. В это работу никтоне мог вмешиваться, за исключением расходного казначея, поставлявшего металл на монеты и получающего из этого металла монеты, но за чеканку отвечал минцмейстер.

25 копеек 1830 года.
На аверсе: орел тот же самый, что и на 5 рублях (полуимпериале). Под символами также знаки минцмейстера – это НГ,
т. е. Николай Грачев. Ниже идет год – 1830.
На реверсе: отличие медных и серебряных «масонских» монет от золотых в том, что номинал расположен на реверсе, в данном случае – 25 копеек. Далее монетный двор – С.П.Б.

Минцмейстерами Санкт-Петербургского монетного двора были: Федор Гельман, Павел Данилов, Николай Грачев, Павел Ступицын, а Екатеринбургского – Федор Хвощинский, Николай Алексеев, Константин Томсон. Монеты только одного номинала выпустили: Федор Гельман – 5 рублей золотом, Павел Ступицын – 1 копейку медью Константин Томсон – 5 копеек медью. Николай Грачев выпускал монеты только из серебра и из платины Павел Данилов – только полуимпериалы из золота. Федор Хвощинский и Николай Алексеев работали только с медью.

Судя по фамилиям их сложно отнести к иностранцам. Минцмейстер следил за работой монетного двора, на котором действительно могли работать иностранцы. Но простые рабочие вряд ли могли влиять на решение о том, какие знаки чеканить на монетах.

И потом, перед тем, как начиналась чеканка монет, выходил указ императора. В 1817 году вышел именной указ от 14 февраля о начале чеканки 5 рублей из 1 фунта золота 88 пробы – 312 руб. 888/9 коп., после которого началась чеканка данного империала 1817 года с пробой в 1 золотник 39 пробы.
В 1828, 1829, 1830-х годах выходили именные указы о чеканки монет из платины и после указа началась чеканка данных монет.

В 1832 году вышел именной указ от 1 июня для монет всех номиналов о чеканки 36 рублей из 1 пуда меди и после этого указа Федор Хвощинский начинает чекан медных монет в размере 36 рублей из 1 пуда меди на Екатеринбургском дворе.

Но не всегда император выпускал именные указы о выпуске монет, чаще всего подобные указы делал министр финансов. Когда выпускалась первая масонская монета в 1817 году, министром финансов был Гурьев Дмитрий Александрович, а сразу после него с 1823 года по 1844 год – Канкрин Егор Францевич. Сведения о том, что они состояли в масонских ложах у нас нет.

В первых десятилетиях XIX в. основным стилем архитектуры и декоративно-прикладного искусства был ампир. Он возник во Франции в период правления императора Наполеона I. Ориентируясь на образцы античного искусства, ампир преимущественно опирался на художественное наследие архаичной Греции и императорского Рима, черпая из него мотивы для воплощения величия и мощи государства: монументальные массивные портики (главным образом дорического и тосканского ордеров), военная эмблематика в архитектурных деталях и декоре (ликторские связки, воинские доспехи, лавровые венки, орлы, факелы, доспехи, жертвенники в виде треножников и т. п.).

Стиль ампир в российском искусстве под влиянием наполеоновской Франции развивается в годы правления Александра I. При нем приглашение архитекторов-иностранцев в Россию было частым и модным явлением, а в начале XIX в. в России существовало увлечение французской культурой. Так, для возведения Исаакиевского собора Александр I пригласил начинающего французского архитектора Анри Луи Огюста Рикар де Монферрана, впоследствии ставшего одним из основоположников «русского ампира». Распространению этого стиля способствовали и победы России над Наполеоном в войне 1812 – 1815 гг. На волне победы над наполеоновской Францией имперский стиль ампир стал олицетворять торжество государственности, монархической власти, должен был продемонстрировать властителям Европы, что теперь Россия является наследницей Рима (Москву называли третьим Римом, а Петербург – четвертым Римом). Победа над Наполеоном, доказала это право. Военные победы в Отечественной войне 1812 года находили выражение в сооружении триумфальных арок и мемориальных колонн: Казанский собор, Адмиралтейство, Александринский театр, ансамбли стрелки Васильевского острова и Дворцовой площади. Распространению стиля ампира могло способствовать и то, что Александр I увлекался масонскими идеями.

FIKfXmWUo-c

10 копеек 1833 года.
На аверсе: орел тот же самый, что и на 5 рублях (полуимпериале) и 25 копейках. Под символами также знаки минцмейстера – это ФХ, т. е. Федор Хвощинский. Ниже идет год – 1833.
На реверсе: номинал, у нас это 10 копеек. Далее монетный двор – Е.М. (Екатеринбургский монетный двор).

Ампир наложил свой отпечаток и на изображение герба. Наряду с традиционным изображением (крылья орла подняты, в лапах – скипетр и держава, над орлом три короны, на крыльях расположены гербы некоторых земель, вокруг щитка с Георгием орденская лента) возникло и другое. На нем двуглавый орел стал похож на французского орла. Вместо скипетра и державы он держал в правой лапе пучок стрел, факел и ленту, а в левой – венок и ленту. Щиток на груди орла приобрел необыкновенную форму, а орденская цепь исчезла и титульные гербы на крыльях также отсутствовали. Часто орел изображался с одной короной и, кроме того, его крылья были опущены вниз (распластаны). В стилистическом плане этот герб был итогом влияния французского ампира, а в плане гербоведческом – отражением прусской практики использования официальных знаков власти, вольно варьирующих элементы герба. Такого орла в России изображали на официальных документах, монетах и т. п., однако никогда на государственной печати – так что он имел, так сказать, полуофициальный статус.

Впервые «ампирный» орел появляется на золотых пятирублевых полуимпериалах 1817 года. Чеканка золотых монет возобновилась после 12-летнего перерыва в правление, и именно полуимпериал на долгое время становится единственным золотым номиналом.

Николай I начинает новую работу над гербом. При нем был приглашен в Россию известный нумизмат и знаток геральдики Бернгард Кене. Под конец царствования Николая I негербовая версия государственного орла постепенно вытеснялась гербовой, при этом на крыльях орла, как в свое время при Петре I, располагались шесть щитков с гербами важнейших владений.

Итак, необычный орел на российских монетах первой половины XIX в. свидетельствует об изменениях российского герба, о поиске того варианта который бы действительно отображал основные идеи российской государственности. Так, увлечение Павла I рыцарством привело к тому, что на российском гербе мальтийский крест и корона. Мистические настроения Александра I привели к тому, что в Петербург начали приезжать различного рода иностранные проповедники и мистики. Европейские мистические учения создавали благоприятную почву для развития масонской теософии и привели к тому, что при Александре I была разрешена деятельность масонских лож.

Масонские знаки появляются в символах новой республики, которую стали создавать победители Великой французской буржуазной революции. К примеру, ликторский пучок стал первой эмблемой Французской Республики после отмены французского королевского герба. Вместе с ветвями дуба и оливы, символами достоинства и славы государства, фасция (ликторский пучок) была помещена на синем овале герба Французской Республики. В наполеоновской Франции возник и получил распространение стиль ампир, вобравший в себя масонские знаки. А так как в России была мода на французскую культуру, то неудивительно, что у нас получает распространение этот стиль. И вот уже «ампирный» орел появляется на российских монетах.

Если в правление Александра I деятельность масонских лож была разрешена, то при Николае I – запрещена. Однако монеты с масонскими знаками в его правление выпускаются в большем количестве, чем при Александре. Я думаю, что Николай I просто следовал моде на ампир. Однако опущенные вниз крылья орла вызывало нарекание общества: «дескать, Россия не возвышается, а опускает крылья». Работа над гербом продолжается дальше, ведь не зря Николай I пригласил знатока геральдики – немца Бернгарда Кене. Под его руководством была проделана большая работа и в 1857 г. Александр II утвердил три новых государственных гербов – Большого, Среднего и Малого. На этих гербах масонских знаков уже не было.

На монетах печатали государственные символы страны и, следуя за изменениями герба России, мы и узнали, почему на российских монетах появились масонские знаки. Все в этом мире взаимосвязано и у любой загадки есть ответ.

Текст: Евгений Савойский
https://aftershock.news/?q=node/472964&full