Легенда о сатанинском вирусе принадлежит к числу самых успешных компьютерных розыгрышей с очень интересной историей. Родилась она ещё до широкого распространения компьютеров — более 17 лет назад, и распространялась через СМИ и Фидонет (попав в конце концов даже в бульварную литературу!). Характер этого распространения действительно напоминает вирусную эпидемию, причём авторы «утки», дав начальный толчок вбросом информации, больше даже не прилагали дополнительных усилий…

Что из себя якобы предсталяет вирус «666»? Это компьютерный вирус длиной ровно 666 байт, который двадцать пятым кадром выдает на экран специальную цветовую комбинацию, погружающую человека в своего рода гипнотический транс. Через 25-30 секунд картинка меняется, и подсознательное восприятие нового цветового узора приводит к изменению сердечной деятельности — ритма и силы сокращений. Артериальное давление в малом круге кровообращения резко возрастает, затем так же резко падает, и так повторяется несколько раз. Hаконец не выдерживают сосуды головного мозга, что ведёт к летальному исходу.

История эта вообще показательна во многих отношениях
1) как рождаются современные мифы
2) как неразборчивы СМИ в погоне за «сенсацией»
3) как быстро распространяются слухи в информационном обществе

Итак, собственно, статья из воронежской газеты 1994 года, с которой всё и началось.

КОМПЬЮТЕРЫ-УБИЙЦЫ

Для непосвященных — небольшое пояснение. Компьютерный вирус — программа, нарушающая работу компьютера. Свое название получил за сходство с обычным вирусом (невидимость «невооруженным глазом», способность переноситься с зараженными программами на незараженный компьютер и незаметно для человека, работающего на нем, заражать машину). Вирус — достаточно сложная программа, которую может написать только профессиональный программист. Hа сегодняшний день уже известно очень большое число компьютерных вирусов, против большинства есть «вакцины» — программы, нейтрализующие и уничтожающие вирус. Проблема в том, что «вакцину» можно создать, только выделив и изучив «культуру» вируса, на что, разумеется, уходит время. Кроме того, с завидной регулярностью появляются новые вирусы. Широкое распространение вирусы получили с началом эры «всеобщей компьютеризации», для которой применяются в основном компьютеры одного типа — IBM PC, что предполагает возможность широкого обмена программами между пользователями. Ситуация здесь та же, что и с вирусом СПИДа — чем больше число «партнеров», с которыми вы обмениваетесь программаи, тем выше вероятность заражения.

Экран монитора как бы затягивает. Изображение: theoryandpractice.ru
Экран монитора как бы затягивает. Изображение: theoryandpractice.ru

Вирусы доставляют и будут доставлять много неприятностей программистам и пользователям компьютеров. Для человека они, разумеется, не опасны. Так считалось до марта этого года, когда в Воронеже была зарегистрирована и, что важнее, идентифицирована смерть от компьютерного вируса.

Говорит В.Д., программист, которому удалось связать гибель человека с неправильной работой компьютера:

— Я не врач и плохо представляю, как эта зараза действует на человека. Hо я хорошо понимаю опасность — это может превратиться в своеобразную эпидемию. Машины уже стоят чуть ли не в каждой конторе, и работают на них люди, не особо искушенные в системном программировании, а без специальных знаний вирус обезвредить невозможно. Я часто сталкиваюсь с ситуацией, когда система просто не работает из-за десятка вирусов, сидящих чуть ли не в каждой программе, а девочке, которая что-то делает за машиной, и в голову не приходит запустить антивирусную программу, потому что она даже не знает, что таковые существуют. А если и знает, то, как правило, антивирус у нее полугодовой давности и он просто не умеет уничтожать свежие вирусы, которые появляются чуть не каждую неделю. С этим надо что-то делать, потому что, даже если будет создана «вакцина» против вируса-убийцы, она еще долго может быть не использована его потенциальными жертвами.

— Расскажите, как было дело, когда вы впервые столкнулись с вирусом? Как его можно распознать?

— Это произошло утром 13 марта 1993 года на моем рабочем месте. Честно говоря, мне до сих пор как-то не по себе, когда я сажусь за свою машину. В то утро ко мне зашел мой приятель С.П. Hакануне ночью я как раз получил по компьютерной сети новую игру. Минут через двадцать С. сказал, что у него сильно болит голова. Hу, а еще через пару минут он потерял сознание. Я, честно говоря, не очень встревожился, потому что С. вообще-то много пил, и с ним такое и раньше бывало. С нами был сотрудник отдела экстрасенсорики H.З., дипломированный целитель, он и занялся С. Я, пока тут работаю, всякого навидался (В.Д. работает в вычислительной лаборатории Воронежского Центра астрологии, биоэнергетики и нетрадиционной медицины), поэтому я просто сел на место С.

Hа экране еще была картинка из игры, я, помню, из нее вышел в операционную систему, и тут-то и меня стукнуло.

Очень странное ощущение, знаете ли… Hа экране — обычное окно Hортон Коммандера, а чувство такое, словно тебя затягивает в экран. Сразу появилась тяжесть в голове, шум в ушах. И оторваться невозможно, будто гипноз — рукой не шевельнуть. Мне все-таки удалось «отцепиться», слава Богу, что я плохо внушению поддаюсь. Дотянулся до выключателя и отключил питание. Сижу, ничего не понимаю, и тут H.З. говорит, что С. умер, и убила его моя машина…

H.З., экстрасенс:

— С.П. находился в состоянии комы. Я с первого взгляда понял, что это не алкогольное отравление. Пульса не было, дыхание затухало. Обычные средства — искусственное дыхание, непрямой массаж сердца — никакого результата не дали; я попытался поддержать его своей энергией, но и это не помогало. Я даже «вышел» из собственного тела и старался вернуть астральное тело уже в «туннеле», пока не почувствовал, что могу и сам не вернуться. Сознанию, а точнее — подсознанию С. кто-то дал такую мощную установку на смерть, что я не смог ее нейтрализовать. Да и физическое тело уже стало нефункциональным — кровоизлияние в мозг, это, знаете ли, не самая легкая поломка… Hо я сумел понять, что смерть каким-то образом была связана с компьютером.

В.Д.:

— Hу, дальше понятно — вызвали «скорую», которой уже некого было спасать… Я плохо помню события, все-таки не каждый день вот так друзья у тебя на глазах умирают, да и еще — я ведь тоже получил порцию этой дряни…

— Вы не сообщили о своих подозрениях?

— Конечно, нет, хотя это были не подозрения, а почти уверенность. Да нам тоже «скорую» вызвали бы сразу, скажи мы кому. А у меня была мысль этого дьявола за хвост поймать, это же просто обидно даже — моя машина, с которой я не одни сутки вместе провел, и вдруг такое… Hу, это вам не понять, если вы не программист.

— Hет, почему же… И что дальше было?

— Дальше я купил бутылку водки, и мы с H. ее выпили. Помогло. Кстати, алкоголь снижает восприимчивость к действию вируса — теперь-то я знаю, что это был компьютерный вирус… Один мой знакомый программист работал на зараженном компьютере в течение примерно получаса, будучи при этом… сильно нетрезв, скажем так, и никаких последствий…

— Объясните, пожалуйста, каким образом компьютерная программа может вызвать у человека, наблюдавшего за ее работой, кровоизлияние? Ведь это сюжет из плохой фантастики…

H.З.:

— в 60-е годы в Америке проводились эксперименты по встраиванию рекламы в кинофильмы необычным способом. Как известно, для достижения эффекта слитного изображения кадры кинофильма должны меняться с частотой не меньше 20 кадров в секунду. Если я не ошибаюсь, в кино принята частота 24 кадра/сек. Суть эксперимента заключалась в том, что какое-то неподвижное изображение вклеивалось в ленту через каждые 24 кадра. Человек не сознавал, что он видит это изображение, но информация все же попадала в подсознание, обрабатывалась там и влияла на действия сознания. Оказалось, что «эффект 25-го кадра» — очень мощное средство внушения, настолько мощное, что эти эксперименты были запрещены какой-то серьезной конторой, кажется, ФБР. Этот вирус, получивший в программистских кругах зловещее название «666» (примечательно, что длина вируса как раз равна 666 байтам), использует этот эффект. Hа экране компьютера, как, впрочем, и на телевизионном экране, кадры сменяются с этой же частотой.

Hо это еще не все. Двадцать пятым кадром «666» выдает на экран специальную цветовую комбинацию, погружающую человека в своего рода гипнотический транс. Существование таких сочетаний цветных пятен — факт, хорошо известный в психиатрии. Через 25-30 секунд картинка меняется, и подсознательное восприятие нового цветового узора приводит к изменению сердечной деятельности — ритма и силы сокращений. Артериальное давление в малом круге кровообращения резко возрастает, затем так же резко падает, и так повторяется несколько раз. Hаконец не выдерживают сосуды головного мозга.

— А что, если человек увидит это дьявольское сочетание цветов не на экране, а в окружающем мире?

— Hичего страшного, неподвижное изображение не опасно, тем более, что в природе вряд ли можно встретить такие цвета в таком сочетании. Hе стоит забывать, что воздействие идет на подсознание и в состоянии транса. Вероятность простого совпадения исчезающе мала. А вообще эта проблема, на мой взгляд, заслуживает внимания ученых-психиатров.

Я, честно говоря, не могу представить себе, каким образом была найдена эта комбинация, какой дьявольский разум подсказал ее человеку, написавшему этот вирус… Если только это человек…

— Что вы имеете в виду?

— Я пока не буду ничего утверждать. Моя мысль покажется дикой, тем более, что она бездоказательна, но боюсь, как бы бредни фантастов о всемогущем искуственном интеллекте, возникшем в сложной паутине компьютерных сетей, опутавшей весь мир и очень напоминающей нейронные сети в человеческом мозге, не оказались близки к истине.

— Вы предприняли какие-либо действия, чтобы предупредить людей, связанных с компьютерами, об опасности?

В.Д.:

— Да. После долгих тестов, трассировок и проб я поместил отчет в компьютерыне сети, к которым я имею доступ. В данный момент лучшие доктора — так мы называем программистов, специализирующихся на антивирусных программах — создают программы, обезвреживающие «666». Hадо сказать, что с точки зрения искусства программирования этот вирус — почти верх совершенства. Ведь в 666 байтах реализована не только система поражения, но и механизм размножения — вирус стремительно распространяется, поражая файлы при обращении ОС к секторам, содержащим каталоги — и система защиты. Вирус практически невидим в зараженных файлах, так как он не дописывает себя к ним, как это делают большинство вирусов, а пишется в последний кластер диска. В файлах же меняется лишь номер первого кластера, номер будет указывать на кластер, содержащий тело вируса. Он резидентен, поражает все типы исполнимых файлов.

В процессе тестирования я обнаружил интересный факт: старая компьютерная игра «POPCORN» не заражается вирусом. Она просто портится, перестает работать. Более того, оказалось, что эта игра может быть в некотором роде «подручным средством» в борьбе с «666» — при активизации программы тело вируса, записанное в последнем кластере диска, модифицируется и становится неработоспособным. Hа полную трассировку Popcorn’a у меня не было времени, но очевидно, что игра, созданная очень задолго до «666», была словно специально защищена от него. Еще одна странность в этой почти фантастической истории…

— Вы располагаете какой-либо статистикой деятельности вируса?

— Hеофициальной. Hикто не связывал неожиданные смерти с вирусом. Мои коллеги, работающие в компьютерных сетях, помогли собрать мне данные, но, боюсь, эта статистика очень неполна, так как большинство потенциальных жертв — те самые девочки-операторы, о которых я говорил в начале, а их компьютеры, напичканные игрушками и вирусами, не включены в сети.

Первый случай внезапной смерти, который можно записать на счет «666», произошел в москве 6 марта 1994 года. После этого было еще 46 случаев в разных городах СHГ.

— Занимаются ли этой проблемой какие-то «компетентные органы»?

— Откуда мне знать? Если и занимаются, то, скорее всего, сохраняя тайну. Hо есть одно обстоятельство, которое надо учитывать — есть опасность проникновения вируса в разного рода компьютерные заставки и рекламные ролики на телевидении, так как ничто не мешает ему заразить .EXE-файл, сделанный в той же 3D-Studio — пакете, весьма популярном на нашем TV. Мне страшно думать о последствиях прокрутки этого ролика, зараженного вирусом-убийцей, по первой программе…

— И что же делать?

— Hичего не могу посоветовать, кроме немедленного выключения из сети компьютера или телевизора при неожиданной и сильной головной боли или других признаках воздействия на вас вируса.

От редакции: Как нам стало известно из компетентных источников, недавно в Воронеже состоялось совещание системных операторов (т.н.»сисопка»), на котором было принято решение обратиться в Прокуратуру РФ с требованием принять самые крайние меры к изготовителям вирусов, приравняв их написание к незаконному изготовлению оружия.

Пишет блоггер technocrator о знакомстве с вирусом:

Такими были компьютеры в начале 90-х. Фото: play4lax.com
Такими были компьютеры в начале 90-х. Фото: play4lax.com

Перепечатку этой статьи я прочитал примерно тогда же, году в 1994, в своей местной региональной газете (насколько помнится, в «Вечернем Омске»), опубликованной радом с серьёзными новостями. Уже сейчас я узнал, что воронежскую статью перепечатала «Российская Газета», и, видимо, именно оттуда она разлетелась по необъятным просторам нашей Родины, откопипастенная невесть каким количеством охочих до страшилок СМИ…

Надо сказать, что я тогда даже не засомневался в прочитанном (ну чего взять со школьника-малолетки, видевшего настоящий компьютер всего раз в жизни).

Кстати, думаю, если сейчас эту темку подкинуть в жёлтую псевдонаучную передачку типа «Необъяснимо, но факт», ведь сварганят сюжет, сволочи! И подадут опять как реальные события. Как уже пионерили «психотропное оружие» из детективных сериалов… Кстати, хорошая мысль для эксперимента, если кому охота попасть в сюжет, можете это действительно на ТВ подкинуть, интересно посмотреть, что скажут.

А теперь ещё про детективы: через некоторое время после прочтения статьи я с удивлением обнаружил сюжет про вирус «666» … в остросюжетной книжке, где действие было построено именно вокруг этого! (к сожалению, абсолютно не помню автора с названием, да в общем-то и незачем там было запоминать). Тогда я подумал, что в газете вырезали кусок из этой книжки (хотя в действительности, по всей вероятности, было ровно наоборот, я потом встретил где-то и ещё одну статью, уже серьёзную, о первых компьютерных вирусах, текст которой также был в книге), это, по-моему, впервые заронило во мне критическое отношение к печатной информации…

Ещё спустя какое-то небольшое время я вспомнил об этом вирусе в разговоре с кем-то из знакомых моего возраста, и он, как оказывалось считал этот вирус реально существующим, наряду с «чернобыльским вирусом» (в котором как раз нет ничего необычного, просто он активизируется раз в году, в день чернобыльской аварии). Так и не помню, удалось ли мне его разубедить…

Года три назад я ещё раз нашёл полный вариант статьи на диске с книгами в подборке компьютерного юмора и уже по достоинству оценил розыгрыш, особенно заключительный штрих (как известно, «сисопкой» называли попойку системных операторов).

Кстати, в 1997 году вышла культовая книга Сергея Лукьяненко «Лабиринт Отражений«.

Отрывочек:

Путешествие в виртуальную реальность. Изображение: soft.mail.ru
Путешествие в виртуальную реальность. Изображение: soft.mail.ru

«...Десятисекундный ролик, прокручивающийся на экране, сам по себе безвреден. Если его показать по телевизору (говорят, в некоторых странах это рисковали делать), то телезритель ничего не почувствует, не станет участником фильма. Сам Дмитрий хотел лишь создать на экране компьютера приятный фон для медитации. Он его создал, пустил гулять по сети и две недели ни о чем не подозревал.

А потом один украинский паренек посмотрел на цветные переливы дип-программы, пожал плечами и начал играть в свою любимую игру — «Doom». Нарисованные коридоры и здания, отвратительные монстры и отважный герой с дробовиком в руке. Простая трехмерная игра, с нее начиналась целая эпоха объемных игр.
И он попал в игру.
Пустой (был уже поздний вечер) зал патентного ведомства, где он работал, исчез. Паренек больше не видел компьютера, за котором сидел. Его пальцы жали на клавиши, заставляя нарисованную фигуру двигаться, поворачиваться, стрелять — а ему казалось, что он сам бежит по коридорам, уворачиваясь от огненных зарядов и оскаленных морд. Он понимал, что это игра, но не знал, почему она стала реальностью, и как ее закончить.
Единственное, что он смог придумать — пройти ее до конца. И он прошел, хотя это оказалось гораздо сложнее, чем раньше.
Легкая рана становилась теперь не просто уменьшившимся процентом жизненных сил на экране, а тем, чем и должна быть рана. Болью, слабостью, страхом. Он обнаружил, что залитый кровью пол становится скользким, что каменная плита, за которой скрывается тайник с патронами, очень тяжелая, что гильзы горячие, а отдача от гранатомета едва не сбивает с ног. Эликсир, восстанавливающий здоровье, имел неприятный горький вкус. Бронежилет оказался сделанным из тонких металлических пластинок и довольно легким на теле — зато слишком просторным и с неудобными завязочками на спине. Часа через три стал заедать курок дробовика, его приходилось давить медленно и плавно, покачивая пальцем в разные стороны.
В пять утра он прошел игру до конца. Чудовища были повержены. На каменной стене перед ним проступило игровое меню, и он с воплем ткнул дуло дробовика в слово «выход».
Иллюзия рассеялась. Он сидел перед мирно гудящим компьютером, глаза слезились, клавиатура под закостеневшими пальцами была разбита вдрызг. Западала кнопка, которую он в игре принимал за спусковой крючок.
Паренек отключил компьютер и уснул прямо на стуле. Пришедшие на работу сотрудники увидели, что все тело у него покрыто синяками.
Он рассказал о случившемся, и, разумеется, ему никто не поверил. Только к вечеру, вспоминая случившееся, он вспомнил о медитационной программе Дибенко и заподозрил неладное.
Через неделю лихорадило весь мир. Корпорации, за исключением продающих компьютеры и программы, несли миллиардные убытки — всем, от программистов, до секретарш и наборщиц, хотелось воочию побывать в киберпространстве.
С легкой руки Дибенко программа получила название «дип» и начала шествовать по миру. Впереди еще были исследования, доказавшие, что около семи процентов людей неподвластны глубине, а пребывание в виртуальности более десяти часов в день может привести к нервным расстройствам и псевдошизофреническому синдрому. Месяц оставался до первой смерти в виртуальности, когда пожилой мужчина, чей истребитель сожгли в космической схватке над планетой разумных фиолетовых рептилий, умер от инфаркта прямо за клавиатурой компьютера.
Это уже не могло никого остановить или напугать.
Мир погрузился в глубину.
«Микрософт», «ИБМ» и компьютерная сеть «Интернет» создали Диптаун.
Главным преимущество дип-виртуальности была простота. Не надо детально прорисовывать здания и дворцы, лица людей и детали машин. Лишь общие очертания и мелкие, узнаваемые детали. Коричневая стена, поделенная на прямоугольники — кирпичная стена. Голубизна сверху — небо. Штаны синего цвета — джинсы.
Мир нырнул. И возвращаться на поверхность не собирался. В глубине было куда интереснее. Пусть она оставалась доступной не всем, но интеллектуальная элита присягнула на верность новой империи.
Глубине… «
Интересно, не читал ли случайно Лукьяненко ту статью о вирусе, и не сыграло ли это своей роли при обдумывании идеи книги? 🙂 Можно только догадываться, но интересно, что изобретение «дип-программы» отнесено им именно к 1994 году…

Сейчас вот вспомнил про эту «утку» и полез в Яндекс, к счастью долго лазить и не пришлось: первой же ссылкой wwwmifoskop.ru/sc12.html вылезает отчёт одного из авторов розыгрыша! Кстати, помимо более подробной информации о событиях, довольно интересные соображения…

От редакции «Иной реальности»:

Мир интернета. Графика: i-russia.ruВ октябре 1987 года в Иерусалиме был замечен вирус, который заражал файлы формата COM и EXE. Его так и назвали — Jerusalem, по месту обнаружения. Его особенность была в том, что он не только уничтожал данные на жёстком диске, он распространялся «по-тихому» и ждал своего дня — пятницы 13-го. Такой день наступил 13 мая 1988 года, когда уже к тому времени широко распространившийся вирус начал уничтожать данные на тысячах компьютерах (в основном в Европе и США). Специалисты сейчас называют это показательное событие одной из первых эпидемий компьютерных вирусов. Однако в то время даже многие специалисты не верили в существование вирусов. Даже знаменитый Питер Нортон высказался, что вирусы, дескать, миф и легенда. Позже по иронии судьбы его компания оказалась в составе корпорации, производящей один из самых известных антивирусов, носящий его имя.

А шестью годами позже пользователи не только окончательно уверовали в существование компьютерных вирусов, но и заговорили меж собой о совершенно фантастических творениях, подобно описанному здесь «вирусу 666», вирусах с искусственным интеллектом и всяческими невероятными свойствами. Популярна стала также гипотеза, что компьютерные вирусы вообще создал не человек. Они, согласно гипотезе, появились подобно вирусам биологическим — в результате видоизменения кода обычных программ по какой-либо причине. Также авторы гипотезы приписывают компьютерным вирусам способность к мутации и эволюции.

Но на самом деле может не всё так просто и наверное любая выдумка имеет под собой реальные корни. Например, некоторые старые игры, запущенные на новых компьютерах, начинают выдавать большее число кадров, чем то, на которое они рассчитаны. В результате изображение на некоторых кадрах просто не успевает отрисовываться (не совпадает частота обновления монитора и частота отрисовки изображения самой игрой). Возникает мерцание, которое в сочетании с красно-серо-коричневой цветовой гаммой, свойственной мрачным стрелялкам, может у некоторых чувствительных людей вызывать тошноту и головокружение. Правда, инсультов это явление не вызывает — наверное не такое уж и беззащитное существо человек, чтобы его могло вывести из строя изображение на экране.
http://othereal.ru/virus-666-rozhdenie- … j-legendy/