Свастика на денежных купюрах в России
Герб России на деньгах Временного правительства
Советские «кредитки» со свастикой
Р. НИКОЛАЕВ
Не представляет большого труда обнаружить на рисунках кредитных билетов достоинством 5000 и 10000 рублей, выпущенных декретом Совета Народных Комиссаров от 21 октября 1919 года, изображения свастики. Она просматривается на лицевой стороне билетов в двух больших виньетках и между ними в центральной части поля. Об этом факте необычного оформления советских кредитных билетов известно всем бонистам-коллекционерам бумажных денежных знаков. Однако в литературе отсутствуют документально подтвержденные сведения о истории выпуска таких денег и причинах появления на них орнаментального рисунка со свастикой. Поэтому представилось целесообразным освещение этой малоизвестной страницы нашей истории, особенно в условиях, когда в периодической печати появилась некорректная трактовка факта изображения свастики на советских деньгах.
Прежде всего следует остановиться на условиях, в которых проходила подготовка к выпуску рассматриваемых кредитных билетов. А условия были крайне тяжелыми. Советская власть, получив в наследство денежные системы царского и Временного правительств, вынуждена была продолжать выпуск бумажных денег с символикой и геральдикой, соответсвующих идеологии этих правительств. Вместе с тем, практически сразу после завоевания власти, несмотря на огромные финансово-экономические трудности, был поставлен вопрос о выпуске новых советских денег, символика на которых отвечала бы содержанию этой власти.
Заключение Брестского мира и временная военная передышка создавали некоторые благоприятные условия для налаживания денежного обращения. Весной 1918 года началась подготовка денежной реформы, которая предусматривала на первом этапе замену всех старых денежных знаков на новые. Отдел изобразительных искусств Народного Комиссариата просвещения объявил конкурс на лучший рисунок денежных знаков. Пока проходил затянувшийся выбор рисунка, цвета и формы новых бумажных денег, рассказывает А. Мельникова в книге «Твердые деньги» (М, 1973), жизнь заставила в срочном порядке начинать печатание кредитных билетов со старых клише, которые были разработаны еще Временным правительством и которое собиралось, но не успело их выпустить в следующем, 1918 году. Поэтому на клише для лицевой стороны купюр была выгравирована дата «1918».
Очевидно не расчитывая в ближайшем будущем на улучшение денежного обращения и исходя из необходимости увеличения находящихся в обороте денег путем ускорения их изготовления, для оформления большинства готовившихся к выпуску кредитных билетов, а именно, от 1 до 1000 рублей был принят простой геометрический орнамент. Это уменьшало защиту кредитных билетов от подделок.
В отличие от этой серии купюры в 5000 и 10000 рублей должны были иметь более сложную структуру рисунка, которая достаточно надежно гарантировала бы их защиту. При изготовлении клише для напечатания этих купюр Временное правительство использовало с небольшими доработками ранее созданное клише для печатания «Государственного кредитного билета» 1000-рублевого достоинства. В этом легко убедиться, сравнив приведенные рисунки билетов достоинством в 1000 и 10000 рублей. Из сравнения рисунков следует, что наиболее крупной доработкой клише для подготавливаемых к выпуску купюр являлось применение вместо изображения Таврического дворца, где заседала Государственная дума, двуглавого орла, который к тому времени был принят в качестве герба Временного правительства.
Кредитные билеты 1000-рублевого достоинства были выпущены в мае 1917 года Временным правительством, которое возглавлял министр-председатель князь Г. Е. Львов. В описании лицевой стороны этого билета, помещенном в пункте № 128 постановления Сената от 6 июня 1917 года приведено следующее:
«Главный рисунок сетки состоит из двух крупных овальных гильоширных розеток — правой и левой... В центре каждой из обеих крупных розеток находится геометрический орнамент, образованный крестообразно-пересекающимися широкими полосами, загнутыми под прямым углом, на одном конце вправо, а на другом — влево... Промежуточный фон между обеими крупными розетками заполнен гильоширным узором, а центр этого фона занят геометрическим орнаментом такого же рисунка, как и в обеих розетках, но большей величины».
Из этого описания, а также из рисунка следует, что одним из элементов геометрического орнамента билета, выпущенного еще в начале 1917 года, была свастика, которое, как трактовала в соей книге А. Мельникова «...как бы гарантировала те жизненные блага, которые обещало Временное правительство». Свастика без каких—либо изменений вошла в клише подготавливаемых к выпуску в 1918 году Временным правительством кредитных билетов достоинством в 5000 и 10000 рублей.
Из-за ухудшения общей обстановки в стране «Государственные кредитные билеты» не были выпущены в 1918 году, хотя на них и проставлен этот год (Н. А. Мец «Наш рубль». М, 1960). Эти билеты вошли в оборот только в 1919 году по директиве Совета Народных комиссаров от 15 мая.
Кредитные билеты с изображением свастики достоинством в 5000 и 10000 рублей вошли в оборот в самом конце 1919 года, т. е. почти через три года после того, как свастика была введена в структуру «Государственного кредитного билета» 1917 года Временным правительством князя Львова.
Введенные в оборот «Государственные кредитные билеты» 1918 года были подписаны управляющим Госбанка РСФСР Г. Л. Пятаковым, за что в народе эти деньги были прозваны «пятаковками».
В заключение отметим, что кредитные билеты со свастикой, также как и другие бумажные денежные знаки первых выпусков, находились в денежном обороте страны до сентября 1922 года.
Р. НИКОЛАЕВ
© При использовании этих материалов ссылка на сайт "Бонистика" wwwbonistikaweb.ru обязательна
Погоны русских отрядов Унгерна и Семенова в Монголии
Свастика у коммунистов
ТРАДИЦИЯ: "Не обошлось без использования свастики и в Красной Армии. В ноябре 1919 года командующим Юго-Восточным фронтом В.И.Шориным был издан приказ № 213, который вводил новый нарукавный знак для калмыцких формирований. В приложении к приказу приводилось и описание нового знака: «Ромб размером 15x11 сантиметров из красного сукна. В верxнем углу пятиконечная звезда, в центре — венок, в середине которого „ЛЮНГТН“ с надписью „Р. С. Ф. С. Р.“ Диаметр звезды- 15 мм, венка 6 см, размер „ЛЮНГТН“ — 27 мм, буква- 6 мм. Знак для командного и административного состава вышит золотом и серебром и для красноармейцев трафаретный. Звезда, „люнгтн“ и лента венка вышиты золотом (для красноармейцев — желтой краской), самый венок и надпись — серебром (для красноармейцев — белой краской)». Загадочной аббревиатурой (если это, конечно, вообще аббревиатура) ЛЮНГТН как раз и обозначалась свастика".
Люнгтн», то есть буддийская «Лунгта», означающая — ВИХРЬ.
Герб царской России со свастикой
Достоверно, что в это время был Кризис Православия, Духовный Кризис в России. И царь Николай 2 и его жена были православные. До конца жизни были православные. Но были вопросы, на которые обычные священники уже не могли ответить. Отсюда интерес к тем знаниям, которые считались раньше тайными.
В христианстве все кресты – равноценны. Но сначала, во времена первых христиан, особо почиталась свастика - крест Иисуса Христа. Потом особо почитался крест, на котором распяли Иисуса Христа. И вот снова стала привлекать свастика как более сильный оберег, чем четырёхконечный, шестиконечный и восьмиконечный крест. Возникать стала духовная потребность снова дополнить Православие и Самодержавие свастикой.
Вопрос. Когда и почему царь Российской Империи Николай 2 задумал изменить государственную символику России - соединить орла со свастикой?
Каково было влияние Петра Багмаева?
Пётр Багмаев - бурят по национальности, принявший православие, специалист по тибетской медицине и дипломата. С 1902 года — действительный статский советник. Ещё в 1893 . после нескольких экспедиций в Монголию, Китай и Тибет, Бадмаев написал и подал императору Александру 3 памятную записку «О задачах русской политики на азиатском Востоке». План Бадмаева был грандиозным и предусматривал добровольное присоединение к России Монголии, Китая и Тибета. Он писал, что дни маньчжурской династии сочтены, если в Китай и Тибет не придут русские, туда придут англичане.
Александр 3 наложил на письмо резолюцию: «Все это так ново, необычайно и фантастично, что с трудом верится в возможность успеха». План Бадмаева не поддержали, но внимание на движение в сторону Монголии, Китая и Тибета усилилось. Но за представленный труд Бадмаев получил генеральский чин — действительного статского советника. Он продолжал давить и на царя Николая. «Неужели истинно русский человек не поймет, сколь опасно допущение англичан в Тибет; японский вопрос — нуль по сравнению с тибетским».
Отметим, что хотя Бадмаев и принял искренне православие, но он не отбросил с пренебрежением юго-восточную символику - свастику. И это было естественно, о каком движении на юго-восток, на юг может идти речь, если осуждать свастику. Ведь весь Тибет был и есть в свастике. Полно свастики в Монголии по сей день. Много свастики в Китае. Китайские следователи, прокуроры и судьи не сажают не только за старинную свастику, но и за современную. В Монголии даже не сажают за свастику на ремне и не объявляют нацистом. Одна из причин – там мало жидов и жидовствующих.
Каково было влияние Николая Рериха?
Известен, прежде всего, как великий русский художник. Но он и философ, археолог, общественный деятель, путешественник. При Николае 1 он работал директором школы Императорского общества поощрения художеств, возглавлял художественное объединение «Мир искусства». В его составе были А. Бенуа, Л. Бакст, И. Грабарь, В. Серов, К. Петров-Водкин, Б. Кустодиев, А. Остроумова-Лебедева, З. Серебрякова и др. В 1909 году Рерих был избран академиком Российской Академии художеств и членом Реймской Академии во Франции. Участвует в археологических раскопках.. Считает важной задачей - расширение сознания русского народа вглубь и вширь. Надо изучать русский языческий мир. Надо изучать Индийскую культуру. Надо изучать общую древнюю культуру русского народа и народов Индии.
В 1915 году Николай Рерих делает доклад царю Николаю 2 и Великому князю Николаю Николаевичу (младшему) с призывом принять серьёзные государственные меры по всенародной охране культурных сокровищ.
Я не нашёл ни одного токового материала на тему «Царь, Рерих и свастика», не знаю мнения царя и царицы о Рерихе. Но внедрение свастики в сознание народа через творчество Рериха имело место. Он всё же расширял сознание русских.
Один пример. Есть в Володарском районе Кировской области село Пархомовка. Унылое село, каких тысячи. Но рядом гигантский храм. Построен сыновьями помещика Голубева в память об отце. И покойный глава семейства Виктор Федорович и его наследники Виктор и Лев увлекались восточными учениями, в частности искусством и книгами Николая Рериха.
Строительство началось в 1903. Проект церкви заказали архитектору В. А. Покровскому. Николай Рерих, хорошо знакомый с младшим Голубевым и Покровским, разработал в Петербурге 13 эскизов мозаик и внешнего декора храма. Были выполнены только две его мозаики «Покров Богоматери» и «Спас Нерукотворный». Коммунисты потом устроили в церкви клуб, а потом склад удобрений. Отчасти разобрали на стройматериалы. В 1979 церковь всё же получила статус памятника архитектуры.
Ныне в церкви отреставрированной под личным патронатом Раисы Горбачевой вместо крестного орнамента на стенах – свастика. /b]
http://nataman.narod.ru/gemchuginki_kul … ltyr4.html
Каково влияние Елены Блаватской – основательницы Теософского общества? Она хотела прибыть в Петербург на белом коне, это не получилось, но влияние её на «высшее общество» России было тогда огромным.
Каково было влияние старца Филиппа и Папюса на царя Николая 2 и царицу?
Настоящее имя Папюса — Жерар Анаклет Венсан Анкосс. Сын французского химика и испанской цыганки-гадалки. Французский оккультист, масон, розенкрейцер, маг и врач. Весьма известный и модный тогда оккультист. Основатель Ордена Мартинистов и член «Каббалистического Ордена Розы Креста». Он три раза приезжал в Петербург и организовал ложи мартинистов в Петербурге, Москве и Киеве и основал журнал «Изида». А старец Филипп Антельма Низье, провидец, гипнотизёр и врач - учитель Папюса, член Верховного совета Ордена Мартинистов.
Старался работать на пользу Ордена Мартинистов полковник, граф Муравьёв-Амурский В. В. (брат министра юстиции). Он был военным атташе во Франции, очень увлёкся оккультизмом, познакомился с Папюсом и старцем Филиппом. В 1895 Муравьёв-Амурский был принят в Орден самим Папюсом. В 1899 он создаёт первую в России мартинистскую ложу «Аполлония», которая подчинялась Верховному совету Ордена в Париже.
Царь и царица тоже весьма увлеклись идеями этого Ордена Мартинистов. Об этом немного в следующих книжках:
1. Брачев В. С. Масоны в России — от Петра I до наших дней.
2. Кандауров Л. Д. Записка по истории российского масонства, 1731—1936 // Российский центр хранения историко-документальных коллекций ф.730, оп.1, д.173
3. Олег Соловьёв. «Русские масоны. От Романовых до Березовского», глава 4. «В оппозиции царизму».
Граф Муравьёв-Амурский познакомил Филиппа с супругой великого князя Николая Николаевича Милицей. Сестра её Анастасия Николаевна стала женой другого великого князя. После знакомства с Филиппом Милица пришла в восторг и поведала ему интимные тайны царской семьи, где рождались одни девочки, а надо было обязательно обзавестись наследником. По возвращении домой Милица при помощи сестры Анастасии начала обхаживать царя и царицу, ярко расписывая достоинства старца Филиппа. В начале 1900 года герцогиня Лейхтенбергская Анастасия Николаевна по поручению царя посетила во Франции старца Филиппа. 20 сентября 1901 года произошла личная встреча Николая 2 со старцем Филиппом в Компьене (город на севере Франции). По личному приглашению царя почтенный старец, а также Папюс прибыли в Петербург. Потом Филипп консультировал царскую семью как медицинский и оккультный советник. Ему был выдан диплом врача. Филипп умер в 1905 году. Царская семья упоминала Филиппа как «одного из двух друзей, посланных нам Богом». http://statehistory.ru/books/Oleg-Solov … zovskogo/5
Подробности о посвящении царя России в Орден мартинистов не опубликованы. Но выяснено историками, что уже весной 1901 года в присутствии Папюса и месье Филиппа Николай председательствовал в ложе, получившей название "Крест и звезда". В ложу помимо царской четы вступили также вдовствующая императрица Мария Федоровна, великие князья Николай Николаевич и Петр Николаевич, а также многие представители высшей аристократии. Полагали, что мартинизм полезная добавка к православию. Царица была в восторге от месье Филиппа. В Петербурге к нему была очередь на приём. «Как-то за ужином царица восторженно рассказывала Папюсу, как "бесподобный, неподражаемый месье Филипп" вылечил одну из ее дочерей от оспы, а саму Александру Федоровну избавил от почечных камней. Не отставал и библиотекарь Зимнего дворца господин Леман (тоже мартинист), поведавший, что его племяннику собирались ампутировать ногу, а месье Филипп навестил беднягу накануне операции, посидел рядом, посмотрел на него и сказал: "Не горюй, операции не будет". На следующий день лечащий врач с изумлением обнаружил, что гангрена пошла на спад».
Способности Филиппа и Папюса проверяла Комиссия ведущих петербургских врачей (в их число, например, вошел известный психиатр Бехтерев, тоже мартинист). Все отправились вместе с гостями в петербургский военный госпиталь. Там Папюсу и Филиппу показали двадцать тяжелобольных пациентов и предложили для начала поставить им диагноз. Месье Филипп своей подпрыгивающей походкой приближался к каждому, секунду-другую пристально смотрел на пациента и оглашал диагноз. После каждого вердикта месье Филиппа русские профессора, сверяясь с историей болезни, восхищенно ахали: он не допустил ни единой ошибки.Более того, Филипп заявил, что из осмотренных им больных шестнадцать человек выздоровеют, а четверо умрут. Его предсказание в точности сбылось. Папюс же ошибся ровно в половине случаев. После экзамена Императорская военно-медицинская академия присвоила Филиппу степень доктора медицины.
Цитирую: «2 августа 1905 года месье Филипп умер. На похороны собралось невиданное количество народа, были присланы соболезнования из разных стран, в том числе и от русского двора. А в октябре 1905 Папюс получил приглашение от Николая 2 безотлагательно приехать в Россию. Санкт-Петербург встретил Жерара выстрелами и озлобленными голодными толпами.
В Царском Селе, напротив, стояла какая-то гнетущая тишина. Семья Николая и его приближенные сновали по огромному темному дворцу, подобно теням. В удаленных покоях Царскосельского дворца собрались четверо: Николай II с супругой, капитан Мандрыка - адъютант императора и Папюс. По просьбе государя французский маг должен был вызвать дух Александра 3, чтобы император спросил у отца совета. В звенящей тишине Папюс начертил на полу магические знаки и произнес заклинания. В этот момент глаза его закатились, и он обмяк, словно тряпичная кукла. Какое-то время медиум находился в трансе, когда же сознание вернулось к нему, собравшиеся услышали следующее:
"Ты должен во что бы то ни стало подавить начинающуюся революцию. Но, увы, она еще возродится, и катастрофа неминуема. Что бы ни случилось, бодрись, сын мой. Не прекращай борьбы". Остекленевший взгляд Николая сверлил Папюса. "Что еще он говорит? Значит, не давать конституции?" - "Значит, не давать"... Сеанс окончился, и все четверо долго сидели в полном молчании. Первой его нарушила императрица, спросив, возможно ли предотвратить предсказанное.
Папюс задумался. "Возможно, пожалуй... "
Несколько суток он провел взаперти, изучая каббалистические таблицы, и вскоре сообщил царской чете, что выполнил просьбу. Однако заклинание, защищающее Романовых от катастрофы, будет иметь силу лишь до тех пор, пока сам Папюс "не исчезнет с физического плана". В благодарность царица преподнесла доктору Жерару массивный золотой ковш, украшенный драгоценными камнями.
В 1906 году он в третий раз посетил Россию с коротким визитом и, по слухам, гадал Николаю (скорее всего, на таро), убеждая его готовиться к войне с Германией.
В некоторых статьях указано, что царь и царица всё же потом охладели к Мартинизму. Может, так и было, но отметим, что императорская чета переписывалась с Папюсом до самой его смерти. Узнав о кончине Папюса в 1916 году от туберкулеза, Александра Федоровна написала мужу на фронт: "Папюс умер, а значит, мы обречены". 25 октября 1916 года.
http://astra-beryl.livejournal.com/54592.html