Необычный феномен: в самолет в Шереметьево уарил разряд статического электричества

Центр ФОБОС
http://www.meteovesti.ru/pictures/63559983382.jpg

Сегодня стало известно о происшествии в небе над Шереметьево, когда молниевый разряд ударил в самолет из Читы, заходивший на посадку. Лайнер получил незначительные повреждения, никто из пассажиров не пострадал. Но вы удивитесь – в случае с самолетом классическая молния ни при чем, а виноват разряд статического электричества. В чем разница? Давайте разбираться.
Молния, наблюдающаяся во время грозы, по сути – атмосферное короткое замыкание. Из-за мощных вертикальных движений в облаке трущиеся друг об друга капли воды и кристаллы льда электризуются. Когда напряженность электрического поля превышает пробойный порог слоя воздуха – происходит молниевый разряд. В холодный период года столь мощные облака развиваются крайне редко, в среднем, зимняя гроза на Русской равнине случается раз в 10 лет. Но интересно, что другие типы облачности тоже могут провоцировать похожие электрические явления. Даже самые, на первый взгляд, безобидные облака слоистых форм несут в себе электрический заряд. Конечно, он уступает возможностям грозовой тучи, и гораздо меньше пробойного порога слоя воздуха. Но в некоторых ситуациях и этого бывает достаточно, чтобы вызвать молниевую искру.
Речь идет о статическом электричестве. Из-за трения летящий самолет и частицы слоистообразного облака взаимно электризуются, это увеличивает напряженность электрического поля до пробойного уровня. Самый мощный потенциал формируется на выступающих частях лайнера: антеннах, концах крыльев и хвостовом оперении. Как раз сюда чаще всего и бьют разряды статического электричества. Они гораздо слабее, чем классические молнии, но, тем не менее, тоже опасны. Эти искры способны нарушить радиосвязь, а в некоторых случаях даже вызвать помпаж двигателей.
Кстати, сейчас к Москве как раз приближаются поля фронтальной облачности теплого атмосферного фронта. И все же такая ситуация – не самая благоприятная для разрядов статического электричества. За последние 20 лет чаще всего искрили облака холодных фронтов, здесь зафиксировали половину всех инцидентов. Кстати, именно в такой ситуации пострадал 15 февраля Боинг в Шереметьево. Вертикальные движения воздуха в зоне теплого фронта менее мощные, поэтому их облачные системы электризуются слабее, и только в 18% они вызывали разряды статического электричества.
Поэтому серьезные проблемы с воздушным движением в московском аэроузле маловероятны, а вот оттепель к нам идет почти рекордная. В четверг в столице будет сыпать небольшой снег, мокрый снег, а дневная температура около 0°. В пятницу-субботу в разрывах туч выглянет солнце, и столбики термометров дотянутся до +3°. С воскресенья станет немного прохладнее: после полудня 0...+1°, но и такой температурный режим окажется на 4-5° теплее климата.