Украинские средства массовой информации всё чаще задаются вопросом: откуда у русского и русскоязычного населения Украины, откуда у российских граждан столько ненависти к «украинским патриотам» – к тем, кто марширует под чёрно-красными знамёнами, держа в руках портреты национальных украинских «героев» Степана Бандеры и Романа Шухевича. Мол, с чего такая «истерика», ведь люди, именующие себя «славным» именем «бандеровец», на сегодняшней Украине не собираются русских ни вырезать, ни избивать. Мол, если и говорят что-то «недоброе» в адрес русских, так русские сами заслужили…
Не раз приходилось говорить с людьми, которые продолжают свято верить в то, что «настоящий украинский патриот» ещё в годы Второй мировой стоял за обретение Украиной независимости, противостоя как Вермахту, так и бойцам Красной Армии. Мол, и сегодняшние люди, устраивающие факельные шествия в центре Киева – это классические украинские патриоты, которые просто ратуют за то, чтобы Украина была свободной и счастливой, и ничего больше. Ну и что, если на их рукавах нацистские символы… Ну, и что, если эти сборища из автоматического оружия расстреливают людей только за то, что у тех иная точка зрения, бьют битами и арматурой в голову человека только за то, что этот человек ответил им не по-украински…
Странно, что люди, придерживающие и в России, и на Украине точки зрения о бандеровском «патриотизме» упорно не замечают (ну, или делают вид, что не замечают) показательных исторических нюансов и параллелей.
А нюансов предостаточно…
Когда кто-то заявляет, что украинские «патриоты» из небезызвестной дивизии «Галичина» во время Второй мировой войны (Великой Отечественной войны) вели борьбу как с фашистской Германией, так и со сталинским режимом «за независимость Украинского государства», то у этого человека хочется спросить, читал ли он текст присяги для бойца «Галичины». Текст недвусмысленно даёт понять, чьей стороны решили придерживаться такие «патриоты», на которых сегодня западная часть Украины буквально молится как на героев, стараясь насадить героизацию и в других украинских регионах.
Из присяги бойцов дивизии СС «Галиция» («Галичина»):
Я, украинский доброволец, этой присягой добровольно отдаю себя в распоряжение Немецкой Армии. Я присягаю Немецкому Вождю и Верховному Командующему Немецкой Армии Адольфу Гитлеру в неизменной верности и послушании.
Я торжественно обязуюсь все приказы и распоряжения начальников исполнять, а также все военные, государственные и служебные дела строго держать в тайне и тем самым верно и преданно служить Немецкой Армии и одновременно своей родине.
Мне ясно, что я после своей присяги подвергаюсь всем немецким военным дисциплинарным взысканиям. Конец моей службы как украинского добровольца определяет Немецкая Армия.
Где бы здесь найти хотя бы один пункт о том, что эти люди собирались бороться за украинскую независимость или служить украинскому народу? Нет такого пункта. Зато он, благодаря стараниям гиперлиберальных историков, неожиданно появляется в некоторых учебниках, предназначенных для украинских образовательных учреждений. Все эти издания, в которых началась планомерная героизация нацистской нечисти под видом «национальных украинских патриотов», стала внедряться на Украине при активной поддержке так называемых фондов содействия развитию украинского образования, а также благодаря иностранным неправительственным организациям. Не последнюю роль здесь сыграли «дотации» хорошо известного по аналогичной деятельности в России господина Сороса. Пока Россия сама пыталась очнуться от потока лжи в СМИ и литературе, Украина, похоже, в эту ложь начинала свято верить… Не вся, слава богу.
Даже в относительно нейтральных украинских учебниках для старшей школы с начала 90-х стали появляться весьма неоднозначные замечания авторов, которые (замечания) не только сглаживали факт предательства интересов народа Украины со стороны тех, кто прислуживал гитлеровским оккупантам, но и давали школьникам пищу для размышления о том, что Украина ещё до 1941 года находилась под «гнётом многоликой оккупации».
Из «нейтрального» учебника истории Украины издательства «ОСВIТА» за авторством Е.Пометун и Н.Гупан для 11 класса:
Накануне Второй мировой войны этнические украинские земли находились в составе пяти государств с разным социально-политическим строем. Это было одним из дестабилизирующих факторов политической жизни тогдашней Европы и превращало «украинский вопрос» в клубок серьёзных противоречий, а украинскую карту – в серьёзный козырь в крупной дипломатической игре.
Интересно, что именно авторы подразумевают под фразой «этнические украинские земли», и о каком «украинском вопросе» вообще идёт речь?..
По понятным причинам, у знакомящегося с ходом украинской истории именно по этому учебнику (нужно признать, ещё далеко не самому радикальному из имевшихся в украинском образовательном процессе) среднестатистического школьника формируется мнение о том, что Вторая мировая война на Востоке была развязана именно вследствие разыгрывания некой «украинской карты», а украинская «этническая» территория до начала войны была во власти аж пяти государств. Кстати, интересно, что по поводу «этнической» территории (к началу мировой войны) сказали бы, например, евреи… цыгане…
В этом же учебнике на фоне графики с изображениями танков Т-34, советских бойцов, черпающих касками воду из Днепра (советский плакат) автор переходит к рассмотрению той самой темы, о которой говорилось в начале – тема коллаборационизма на Украине. Казалось бы, описание коллаборационизма вполне сносное, но только в середине такого описания авторский коллектив вставляет весьма двусмысленную фразу:
Должны ли мы считать всех этих людей предателями?
То есть авторы уже априори говорят школьнику, что ты, мол, можешь их предателями не считать, мы не настаиваем – полная свобода суждений.
И это же учебное издание о Степане Бандере:
С.Бандера – лидер ОУН (Б).
Из целей: курс на создание собственной армии. Бандеровцы считали целесообразным развернуть борьбу за независимость Украины и опирались на силы и возможности украинского народа.
Далее авторы информируют о том, что из отрядов ОУН формировалась Украинская повстанческая армия (УПА). И, что примечательно, о деятельности УПА в учебнике ровно одно предложение. Вот оно:
Формирования УПА действовали в Полесье, Волыни и Галичине.
Как говорится, информативнее не придумаешь… А вот о том, что именно эти формирования вырезали «неукраинцев» тысячами, включая стариков, женщин и детей, в учебнике нет ни слова. Видимо, это не входило в планы авторского коллектива, который решил извлечь из глубины времён «правильных» кумиров для молодого поколения.
В завершающей части размышлений о роли Бандеры в «освободительной украинской войне» ещё один замечательный перл в виде вопроса:
В чём была сила УПА?
Сегодня на улицах Киева и других украинских городов мы можем прекрасно видеть то, к чему привёл именно такой образовательный процесс, и то, как же именно было рекомендовано отвечать на поставленные в учебниках истории вопросы современной украинской молодёжи… Если школьники формировали своё мнение об истории Украины, исходя из того, что её «этническую территорию» оккупировали 5 государств (в том числе и СССР, составной частью которого вроде бы и была Украина…) ещё до войны, из того, что формирования УПА боролись исключительно за независимость, тогда не нужно удивляться тому, что даже 15-летние дети весело скачут под призывы «русских – на сук!» Дети, которых планомерно учили тому, что они живут рядом с русскими «оккупантами» и «угнетателями», вряд ли могут понимать то, что их умело используют.
И ведь целое украинское поколение научили философии раздора… Теперь потирают руки – дальше, мол, нужно только выждать момент, чтобы русские и украинцы столкнулись лбами, и чтобы упомянутый раздор окончательно ликвидировал историческую общность.
galich_starie
Не пора ли на международном уровне привлечь к ответственности тех, кто в течение более чем двух десятилетий на Украине насаждал идею героизации нацизма. Или на международном уровне уже не получится, так как само международное сообщество этому и поспособствовало?..