Армия Польши вооружается словно страна, ведущая боевые действия. Бундесвер поставит еще 119 танков «Леопард-2», которые, как считается, имеют абсолютное превосходство над российскими моделями.
http://www.altair.com.pl/files/news/photos/11/11831/modleo1.jpg

В этом году немецкие танки продвинутся восточнее р. Нейсе. Правда, проделают это в железнодорожных вагонах. И не случайно, поскольку, когда в ноябре 2013 года министры обороны Томас де Мезьер и Томаш Симоняк подписали в Познани договор о поставке в польскую армию 119 танков «Леопард-2» и большого количества сопутствующего технического имущества к ним, у работников СМИ случился легкий приступ медвежьей болезни. Националистическая оппозиция обвинила правительство Туска в том, что именно при нынешнем кабинете на польской земле появились немецкие танки.
Многие ещё помнят слова оппозиционного лидера Ярослава Качинского, назвавшего Польшу «совместным владением России и Германии». Наверно именно поэтому в качестве средства перевозки выбран железнодорожный транспорт, хотя место постоянной дислокации ― город Жагань, находящийся недалеко от границы. Там уже стоит 120 устаревших «Леопардов», их Польша приобрела у Бундесвера в 2001 году за символическую плату в 1 Евро.
Стороны договорились о цене, по которой Польша выплатит по одному миллиону Евро за танк плюс ещё 60 миллионов на комплекты ЗИП, оснащение для горных условий и сопутствующее техническое имущество. В военных кругах договор назвали выгодной сделкой. По данным польского журнала «Magazin Polityka», были и другие заинтересованные лица, предлагавшие намного более высокую цену. Но, как узнали журналисты «Политики», польская сторона объявила немецкой, что «в случае вооруженного конфликта мы будем сдерживать противника, рвущегося к Берлину» и, самое главное, намекнули немцам о возможности возникновения войны в Восточной Европе. Разумеется, чистой случайностью является тот факт, что договор о поставке танков подписан в тот же день, когда началось открытое противостояние за геополитическое влияние у соседа Польши, связанное с отказом тогдашнего украинского президента Виктора Януковича от ассоциации с ЕС. И как бы невзначай выяснилось, что украинский кризис стал для НАТО веским поводом к наращиванию военного потенциала своего восточного фронта. При подписании договора оба министра подчеркивали, что танк «Леопард» сконструирован в годы Холодной войны, а теперь стал олицетворением польско-германских союзнических отношений в рамках НАТО. Другими словами: противник остался тот же, и, благодаря поставке немецких танков Польше, военная техника еще больше приблизится к потенциальному фронту. Польша не только граничит напрямую с российской Калининградской областью, но и с союзной России Беларусью.
Когда поставка танков завершится, польская армия будет иметь больше «Леопардов», чем Бундесвер. Хотя их поставляют еще с середины 90-х гг., они, как считается, абсолютно превосходят современные и нынешние российские модели. Польские танкисты взахлеб рассказывали прессе об «удобстве в эксплуатации» германских танков. По их словам, техника заводится также легко, как автомобиль, а ремонтируется ― двумя гаечными ключами, что не идет ни в какое сравнение с весьма сложным в обращении Т-72 советского производства. Дальнобойность пушек, по их словам, настолько превосходит российские аналоги, что можно даже обойтись без монтажа на башне дорогостоящей защитной брони.
Возможно, это что-то из разряда солдатских баек. Однако, факт остается фактом ― передача второй партии «Леопардов», состоящей из 119 танков для польской армии, представляет собой элемент масштабного усиления военного потенциала. При этом Польша самостоятельно разрабатывает легкий танк, который можно перевозить военно-транспортной авиацией, польский БМП «Росомак» вызвал в Афганистане зависть союзников и, кроме того, страна планирует покупку подводных лодок, чтобы сделать Балтийское море опасным для России. Судя по всему, учитывая кроме того и планируемое Варшавой размещение элементов американской ПРО, возникает впечатление, что Польшу превращают в страну, ведущую боевые действия. Польские военные затраты относительно валового продукта ― выше германских на одну треть. После недавних обещаний американского президента Обамы во время визита в Польшу в начале июня и его демонстративного заявления о том, что страна является «стратегическим союзником» США, стало понятно, что эти намерения уже однозначно вышли из стадии командно-штабных игр на карте. Германия, поставляя танки, содействует подобному усилению Восточного фланга НАТО.
Несмотря на удовлетворение сделкой, польские военные что-то привередничают. На их взгляд, танк изжил себя как оружие еще во времена Войн в Заливе и сейчас его роль взяли на себя БПЛА. Германия думает также и увеличивает количество дронов в своей системе вооружений. В прошлом ноябре в ответ на запрос Левой партии федеральное правительство сообщило, военные занимались в то время согласованием требований, предъявляемых к будущим немецким боевым беспилотникам. А в этом году должно быть решено, какую модель приобретет Бундесвер. И это после того, как в 2013 году провалился проект европейского дрона «Euro-Hawk». Сейчас, как писал в начале года «Шпигель», фаворитом стал американский БПЛА «Reaper» (Косарь).

Райнхард Лаутербах
http://perevodika.ru/articles/24878.html