Актуальная политика сквозь призму истории, религии и оккультизма

Объявление

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Предать за газ

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Русских в Туркмении вынуждают отречься от российского гражданства
http://ic1.static.km.ru/sites/default/files/imagecache/240x150/img/article/2013/4/1/tkmen.jpg

Туркмения изгоняет русских
10 июля истекает срок ультиматума, который поставили туркменские власти

Совсем немного времени остается до истечения срока ультиматума, который в 2008 году поставили гражданам РФ, проживающим в Туркмении, власти этой страны, обязав их к 10 июля 2013 года сделать окончательный выбор, гражданами какой страны они хотят быть. Именно с 10 июля жителям Туркмении будет запрещено иметь двойное гражданство.

Наши соотечественники в этой среднеазиатской стране, таким образом, поставлены перед очень трудным выбором. Либо они отказываются от российского гражданства, но тогда им фактически заказан путь возвращения на ПМЖ на историческую Родину. Либо они отказываются от туркменского гражданства, но тогда их жизнь в этой стране становится почти невыносимой: они, прожившие там многие годы, становятся иностранцами – со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Одновременно с 10 же июля прекратится и продажа авиабилетов по старым внутренним туркменским паспортам. С этого момента для граждан Туркмении билеты на самолет в Россию можно будет купить только по новым заграничным паспортам, которые Государственная миграционная служба Туркменистана не выдает имеющим двойное гражданство, требуя определиться.

Нынешняя тупиковая ситуация, в которой оказались россияне, имеющие двойное гражданство, напоминает «Регнум», является производной сложных межгосударственных отношений, которые строились сначала в формате Ельцин – Ниязов, потом – в формате Ниязов – Путин. И каждый раз главным на кону был туркменский газ и лишь потом, как производное, – судьба людей с двойным гражданством.

Ельцин и Ниязов подписали в декабре 1993 года Соглашение о двойном гражданстве, которое вступило в силу 18 мая 1995 года. Но в апреле 2003 года Путин и Ниязов подписали Протокол о прекращении его действия. Меджлис (парламент) Туркменистана вскоре ратифицировал этот документ, а вот российские законодатели делать этого не стали.

С приходом к власти в Туркмении Гурбангулы Бердымухаммедова и принятием «под него» в 2008 году новой конституции страны ситуация обострилась, так как в 7-й статье Основного закона появилось положение о том, что «за гражданином Туркменистана не признается гражданство другого государства». Именно после этого и был поставлен вышеприведенный ультиматум – до 10 июля 2013 года выбрать одно из гражданств.

Многие наши соотечественники тогда не придали этой статье конституции особого значения, понадеявшись в том числе на то, что к указанной дате, как говаривал Ходжа Насреддин, либо шах умрет, либо ишак сдохнет. Но время пролетело быстро, и вот 10 июля уже не за горами.

Следует заметить, отмечает далее «Регнум», что все эти годы посольство РФ в Ашхабаде придерживалось позиции нейтралитета и не только палец о палец не ударило для того, чтобы защитить интересы граждан России на территории Туркмении, но даже не информировало их о том, что предпринимается в отношении лиц с двойным гражданством.

А рассказать было о чем. Например, первый заместитель министра иностранных дел Туркменистана Вепа Хаджиев в начале 2012 года заявил, что российское гражданство сохранят те люди, которые получили его до 2003 года, то есть до прекращения действия соответствующего межгосударственного Соглашения. Туркменские СМИ, естественно, умолчали об этой немаловажной детали, но российское-то посольство могло донести эту ценную информацию до сведения российских соотечественников, успокоив тем самым хотя бы тех, которые встали на консульский учет до 2003 года. Увы, наши дипломаты посчитали это излишним.

Впрочем, считать слова г-на Хаджиева истиной в последней инстанции тоже нельзя, отмечает издание. Некоторые наблюдатели утверждают, что он, отбиваясь от неудобных вопросов, заданных ему в ООН, лишь озвучил собственное видение проблемы. В пользу этой версии говорит и тот факт, что ни туркменский МИД, ни местные СМИ, ни посольство России в Ашхабаде никак не прокомментировали слова замминистра. Другие же аналитики говорят, что Хаджиев прав и что закон обратной силы не имеет, и поэтому 7-я статья Конституции 2008 года не может распространяться на тех, кто приобрел второе гражданство до 2003 года.

Наших соотечественников, естественно, очень беспокоит приближение 10 июля. Чем ближе указанный срок, сообщает издание, тем сильнее обладатели двух паспортов ощущают на себе давление со стороны руководств предприятий, в которых они работают, со стороны представителей различных госучреждений по месту проживания. По словам учителя одной из школ Ашхабада, давление оказывается не открыто, а как бы исподволь: мол, скоро надо будет принимать решение, что будешь делать со вторым гражданством? Но от этой напускной мягкости на душе у «двойников» спокойнее не становится. Наоборот, тревога за будущее лишь нарастает.

Такое психологическое напряжение выдерживает не каждый. Из приморского города Туркменбаши (бывший Красноводск) уже пришло сообщение о том, что в конце февраля – начале марта Туркменистан покинули порядка десяти семей. «Это те, которых я сам лично знаю, – сказал корреспонденту издания 37-летний Сергей, – а сколько их всего уехало в эти дни – один Аллах знает».

Есть и другие признаки начинающейся паники среди «двойных граждан». Так, в эти дни перед входом в здание российского посольства в Ашхабаде очереди больше обычных: люди спешат сняться с консульского учета. Длинные очереди наблюдаются и у авиакасс: «двойные граждане» по опыту переселенцев первой волны знают, что в самый разгар оттока будет невозможно достать авиабилеты, и поэтому заблаговременно бронируют места. По словам представителя железнодорожной станции Туркменабат, больше стало и тех, кто активно начал изучать правила отправки домашнего имущества контейнером.

В последнее время и в самом Туркменистане, и за его пределами, продолжает «Регнум», часто звучат заявления о том, что государство вправе само решать, сколько паспортов, один или более, могут иметь его граждане. Действительно, наличие двойного гражданства ставит людей в какое-то двусмысленное положение: непонятно, какую страну они считают своей Родиной. Но случай с нашими соотечественниками, осевшими в постсоветских странах Средней Азии, все же особый, а уж что касается Туркмении – особый вдвойне. Ведь когда-то, без малого 20 лет назад, сами руководители двух государств, России и Туркмении, подписали соглашение о двойном гражданстве, сподвигнув сотни тысяч людей – обладателей туркменского паспорта на получение еще и второго, российского. И чья это была ошибка? Людей?!

Сегодня уже нет в живых ни Ельцина, ни Ниязова, заключивших соглашение о двойном гражданстве, да и подавляющее большинство обладателей двух паспортов давно сделали выбор в пользу российского, навсегда покинув Туркмению. Но остались люди, которые не хотят или по разным причинам не могут уехать из ставших им родных мест, и отказываться от гражданства России тоже не хотят. Почему же сегодня эти люди должны расплачиваться за ошибки политиков? Почему не оставить их в покое? Почему нужно запрещать выдачу им новых туркменских паспортов, вопрошает издание?

При этом в случае с Туркменией позиция официальной России в отношении наших соотечественников выглядит как-то особо неприглядно. Да, соотечественники ущемляются практически во всех странах постсоветского пространства, за исключением разве лишь Белоруссии, да и то с некоторыми небольшими оговорками. И везде диаспора соотечественников рассматривается нашей дипломатией (при этом имеется в виду не только МИД, но и гораздо более высокие властные инстанции) не как ценность сама по себе, а как один из аспектов «пакета» взаимоотношений официальной Москвы с властями той или иной постсоветской республики. Наших соотечественников разменивают на российское геополитическое присутствие, на обещания тамошних властей отказаться от сближения с Западом, на всякого рода выгодные Москве экономические сделки.

В той или иной мере это касается абсолютно всех среднеазиатских постсоветских республик (по оценкам, за все годы советской власти Россия направила в Среднюю Азию для подъема тамошней экономики до 25 миллионов своих специалистов). Но от большинства из них официальная Москва имеет хоть какие-то дивиденды, хотя вкладывает она в эти страны гораздо больше, чем получает взамен, да к тому же местные элиты постоянно ее обманывают. А вот Туркмения сейчас стала для России более всего «убыточной».

В 2003 году, когда Путин подписывал с Ниязовым соглашение о прекращении двойного гражданства (делалось это, конечно, по инициативе туркменской стороны), в повестке дня еще стоял вопрос о прокладке из Туркмении газопровода вдоль Каспийского моря, а не поперек него, как лоббирует Запад. И наверняка наше руководство, предвкушая, что весь туркменский газ пойдет в Европу через российские трубопроводы, а не в Азербайджан по дну Каспия, «немного» сдало наших туркменских соотечественников.

Но разве все это помогло подключению Туркмении к лоббировавшемуся Москвой газопроводу? Отнюдь нет: Ашхабад сейчас спит и видит, как бы пустить свой газ в Европу, минуя российскую трубу, и активно заигрывает на этот предмет с Западом. А вот судьба десятков тысяч российских соотечественников была предрешена Ниязовым и Путиным. Да, сейчас Москва пытается немного отыграть ситуацию назад, твердя, что туркменских граждан, получивших российские паспорта до 2003 года, нельзя ставить перед дилеммой выбора лишь одного гражданства, но, как видим, Ашхабад гнет свою линию. А наши соотечественники, которых Москва тогда, можно сказать, предала, сейчас бронируют авиабилеты в Россию и наводят справки, во что им обойдется отправка на историческую Родину контейнеров с нехитрым скарбом, нажитым за долгие годы честного труда. И при этом никаких подъемных Россия им не обещает.

Читать полностью: http://www.km.ru/world/2013/04/01/situa … chsya-ot-r

0

2

Плохо это  конечно. Но туркмены хотя бы живут без помощи России, в отличии от большинства стран Средней Азии, так что имеют моральное право поступать, как хотят. Но, только потом пусть не жалуются, если что.

+1