Бытие 4:4 | Быт 4:4
а Авель пожертвовал жирные части первородных своего стада. Авель и его дар были угодны Господу,
Каин и Авель. Почему Бог принял дар Авеля, а не Каина?
В книге Бытие, 4-ой главе мы читаем всем хорошо знакомую историю о том, как Каин и Авель принесли Богу дары.
«Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу. И Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его; а на Каина и на дар его не призрел (не посмотрел, не принял)» (Быт. 4:3-5)
Чтобы лучше разобраться, почему Бог призрел, то есть принял жертву Авеля, но не оценил дар Каина, давайте посмотрим другие тексты Библии, где говорится о Каине, Авеле и их дарах.
«Верою Авель принес Богу ЖЕРТВУ ЛУЧШУЮ, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его» (Евр. 11:4).
Здесь мы видим, что Авель верою принес ЖЕРТВУ ЛУЧШЕ, чем его брат Каин. Посмотрим теперь другой текст
«Но вы (христиане) приступили … к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови КРОПЛЕНИЯ, говорящей лучше, нежели Авелева» (Евр.12:22,24)
В данном тексте сравнивается кровь КРОПЛЕНИЯ Иисуса и Авеля.
Что такое кровь кропления? Некоторые христиане считают, что здесь сравнивается насильственная смерть Авеля с убийством Иисуса. Однако, в Библии нигде кровь убитых и пострадавших за правду людей не называется кровью КРОПЛЕНИЯ. Но в книге Левит 1 главе мы можем прочитать:
«Если жертва его есть всесожжение из крупного скота, пусть принесет ее мужеского пола, ... и возложит руку свою на голову [жертвы] всесожжения - и приобретет он благоволение, ВО ОЧИЩЕНИЕ ГРЕХОВ ЕГО; и заколет тельца пред Господом; сыны же Аароновы, священники, принесут кровь и ПОКРОПЯТ КРОВЬЮ со всех сторон на жертвенник, который у входа скинии собрания» (Лев. 1:3-5)
Термин КРОВЬ КРОПЛЕНИЯ очень часто употребляется в Библии, когда Бог дает инструкции по принесению жертв в святилище. То есть в прочитанном нами тексте Библии из послания Евреям 12 главы, где упомянута кровь кропления Авеля, мы можем увидеть МОТИВ СВЯТИЛИЩА, потому что служение в святилище базировалось на принесении жертвенных животных С КРОПЛЕНИЕМ их кровью.
Чтобы в этом убедиться, давайте еще раз взглянем на текст книги Быте о Авеле и Каине и сравним его с законом Божьим о принесении жертв в святилище.
«Каин принес ОТ ПЛОДОВ ЗЕМЛИ дар Господу, и Авель также принес ОТ ПЕРВОРОДНЫХ СТАДА своего и от ТУКА их» (Быт. 4:3,4)
Мы видим, что Авель принес в жертву животное, как в святилище, а дар Каина был бескровным. Вспомните, приносились ли бескровные жертвы в святилище согласно закону Божьему? В Книге Левит 2.1 мы читаем:
Если какая душа хочет принести Господу жертву ПРИНОШЕНИЯ ХЛЕБНОГО, пусть принесет пшеничной муки, и вольет на нее елея, и положит на нее ливана (фимиама)» (Лев. 2:1)
То есть мы видим, что на жертвенник в дар Господу могла приноситься и бескровная жертва – от плодов земли, называлась она минха. Кажется именно такую жертву — "минха" — и принес Каин… В чем же его вина? Почему тогда Бог не принял жертву Каина? Давайте сравним его жертву с жертвой Авеля.
Авель принес дар вспомним - «от первородных, от тука их» Теперь сравним описание этой жертвы с другими текстами Библии о жертвоприношениях.
Вспомним наказ Бога из Исх. 13 главы:
«Отделяй Господу все, разверзающее ложесна; и все первородное из скота, какой у тебя будет, мужеского пола, - Господу» (Исх. 13:12)
А в книге Левит мы читаем, что при жертвоприношениях Бог предписывает приносить в жертву ТУК (то есть внутренний жир) животных. Например, прочтем:
«И весь ТУК его вынет из него, и сожжет на жертвеннике» (Лев. 4:19)
Итак, с первого взгляда, кажется, что дары обоих братьев Каина и Авеля СОВПАДАЮТ С ДАРАМИ, ПРИНОСИМЫМИ В ХРАМЕ на жертвеннике по закону Божьему, который он дал Моисею. Мы с вами увидели на жертвеннике и в Эдеме и в святилище - БЕСКРОВНУЮ жертву и ПЕРВОРОДНЫХ ЖИВОТНЫХ и ТУК.
Причем не только жертвы Каина и Авеля из первых героев Библии похожи на жертвы во святилище. Откроем отрывок о жертве Ноя.
«И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во ВСЕСОЖЖЕНИЕ на жертвеннике» (Быт. 8:20)
В этом тексте в оригинале нет слов “всякого”, добавленного переводчиками, но там есть конкретный термин святилища – жертва всесожжения - ола.
Вспомним теперь об Аврааме.
«[Бог] сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе» (Быт. 22:2).
Как мы помним, когда Авраам сделал свой выбор и решился доверится Богу, то ему тут же был дан вместо Исаака Агнец, которого он принес во всесожжение (ола). Здесь мы опять видим жертву и термин святилища – ола. Необходимо вспомнить еще об одной истории из жизни Авраама, где Авраам по указанию Бога приносит в жертву животных.
«[Господь] сказал ему: возьми Мне трехлетнюю телицу, трехлетнюю козу, трехлетнего овна, горлицу и молодого голубя. Он взял всех их, рассек их пополам» (Быт. 15:9,10)
Тут перечислены 5 видов животных. Тельцы, козлы, овны, горлицы, голуби… Где мы еще встречаем эти 5 видов животных? Снова откроем книгу Левит и прочитаем предписание Бога о жертвоприношениях:
«Объяви сынам Израилевым и скажи им: когда кто из вас хочет принести жертву Господу, то, если из скота, приносите жертву вашу из скота крупного и мелкого … и заколет тельца пред Господом … Если жертва всесожжения его из мелкого скота, из овец, или из коз, пусть принесет ее … и заколет ее пред Господом на северной стороне жертвенника, и сыны Аароновы, священники, покропят кровью ее на жертвенник со всех сторон; и РАССЕКУТ ее на части … Если же из птиц приносит он Господу всесожжение, пусть принесет жертву свою из горлиц, или из молодых голубей» (Лев. 1:2-14)
Вы заметили перечисление тех же самых 5 видов животных? Тельцы, овны, козлы, горлицы, голуби… Это случайное совпадение - не больше и не меньше, а именно 5 определенных животных из сотен разных видов?! Разумеется, такой случайности быть не может! Просто мы видим, что Авраам приносил в жертву тех же животных, что и затем приносились в святилище. И как мы видим названия жертвоприношений были одинаковыми – ола, минха. Совпадает, напомню, и первородство и тук.
Какой можно из этого сделать вывод? Только один. Начиная с Эдемского сада – Авель, Ной, Авраам, Иаков, Исаак и затем на Синае – евреи - все они имели одинаковые указания от Бога о необходимости принесения Ему даров на жертвеннике. То есть закон Божий о жертвоприношениях был известен до того момента, как Бог дал закон Моисею на горе Синай. И как мы видим, закон был довольно таки детальный, раз И до Синая И в законе Моисея упоминаются одинаковые названия жертв и жертвенные животные.
Теперь давайте вновь вернемся к жертвам Авеля и Каина. Почему же Бог не презрел на жертву Каина, ведь, как мы увидели, бескровные жертвы – минха - описаны в законе Божьем?!
Если внимательно читать закон Божий в Библии, становится понятным, что бескровная жертва представляла из себя не яблоки и груши, ни инжир и картофель…, а ТОЛЬКО хлебное приношение - мука, пшеница, хлеб, принесенные с елеем, ладаном и виноградным соком - вином. Например, посмотрим на текст из 23 главы книги Левит.
«Принесите во всесожжение Господу агнца однолетнего, без порока, и с ним ХЛЕБНОГО приношения две десятых части [ефы] пшеничной муки, смешанной с елеем, в жертву Господу, в приятное благоухание, и возлияния к нему четверть гина вина» (Лев. 23:12,13).
Вам ничего не напоминает агнец, хлеб и вино в связи с Новым Заветом? Иисус говорил:
«Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Иоан. 6:51)
Именно хлеб – как символ своего принесенного в жертву тела Иисус дал наказ принимать на Вечери и вино – как символ Его крови.
«И когда они ели, Иисус взял ХЛЕБ и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв ЧАШУ и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Матф. 26.26-28)
Источник https://apologetica.ru/otvet/Jertvy_Avelya_Kaina.html