Солнечное затмение затемнило небеса во время распятия Иисуса?
(RNS) - это сцена, знакомая по фильмам и даже некоторым современным переводам Библии: когда Иисус Христос висит на кресте, затмение закрывает солнце.
Но действительно ли полное солнечное затмение затемнило небо во время Распятия?
«Христос на кресте», Карл Генрих Блох из 1870 года, демонстрирующий темное небо. Изображение предоставлено Creative Commons
«Христос на кресте», Карл Генрих Блох из 1870 года, демонстрирующий темное небо. Изображение предоставлено Creative Commons
На протяжении веков ученые обсуждали точную дату смерти Иисуса и задавались вопросом, могло ли затмение случиться в то время.
«Хотя большинство попыток определить даты исторических событий на основе астрономических событий может быть проблематичным, это легко!» Брат Гай Консольманьо, директор Ватиканской обсерватории, написал в электронном письме RNS.
Подожди подожди. Резервный. Почему люди думают, что во время распятия Иисуса произошло затмение?
Три из четырех Евангелий, которые описывают земную жизнь и служение Иисуса - Матфей, Марк и Лука - упоминают, что небо стало темным, когда Иисус висел на кресте.
«Сейчас было около полудня, и тьма охватила всю землю до трех часов, потому что солнечный свет не прошел», согласно Луки 23:44.
Новая американская Библия даже переводит это «из-за солнечного затмения».
С точки зрения священника в римско-католической епархии Ла-Кросса, штат Висконсин, преподобный Джеймс Курзински сказал, что считает этот вопрос «побочным продуктом жизни в модернистской культуре, которая пытается все объяснить наукой».
«Мы начинаем понимать, что в Библии должно быть естественное объяснение всего», - сказал Курзинский.
Но вопрос не новый. Даже сэр Исаак Ньютон преследовал его, по словам Джона Дворака, автора «Маски Солнца: наука, история и забытые знания о затмениях».
Брат Гай Консольманьо, астроном и глава Ватиканской обсерватории. RNS фото Дэвида Гибсона
Брат Гай Консольманьо, астроном и глава Ватиканской обсерватории. RNS фото Дэвида Гибсона
Это кажется хорошим естественным объяснением. Могло ли быть солнечное затмение во время смерти Иисуса?
В Евангелиях ясно сказано, что Иисус был распят во время еврейского праздника Пасхи, сказал Консольманьо, который всегда отмечается весной в полнолуние. Но для того, чтобы произошло солнечное затмение, необходима новая луна, что делает его «совершенно неправильной фазой луны», сказал он.
Плюс, темнота, которая спустилась во время Распятия, была слишком длинной, чтобы быть солнечным затмением. Время от начала до конца частичного затмения может длиться около трех часов, но темнота полного солнечного затмения длится всего несколько минут, согласно астроному Ватикана.
Не говоря уже о том, что люди знали, что такое затмения, и могли предсказать их с точностью, сказал Консальмаго, «поэтому они уверены, что темнота, о которой сообщалось во время Распятия, не могла быть типичным солнечным затмением».
Раннее изображение распятия на кресте в иллюстрированной рукописи из сирийского Евангелия Раббула 586 г. н. Э. Показывает солнце и луну в небе за Христом. Изображение предоставлено Creative Commons
Как насчет лунного затмения?
По словам Дворжака, из-за фазы луны во время Пасхи, если бы во время Распятия произошло затмение, это было бы лунное затмение.
Но ученые, по словам ученого-автора, отметили 3 апреля 33 г. н.э., как дату смерти Иисуса. И это представляет проблему с теорией лунного затмения: хотя в ту ночь было полное лунное затмение, его, вероятно, не было видно из Иерусалима, где в Евангелиях говорится, что Иисус был распят за пределами городских стен.
Так что, возможно, эта теория не права. «Или еще одна возможность - они знали, что лунное затмение произойдет в ту ночь, даже если его не видели», - сказал он. «У нас просто нет достаточно доказательств, чтобы решить это прямо сейчас».
Так как же христианские читатели истолковывают эту тьму, если это не затмение?
Если бы не затмение, темнота могла быть вызвана увеличением облачного покрова, или это могло быть «поэтическое устройство, чтобы подчеркнуть серьезность момента», согласно Курзински.
Это также могло быть чудесным знаком. Евангелистка Анна Грэм Лотц сказала, что она считает, что тьма «была не просто творением, жалящим Творца, но и не предупреждением; это был знак Божьего суда ».
Христиане, придерживающиеся доктрины заместительного искупления, верят, что Иисус умер вместо грешников, приняв суд, которого они заслуживают.