Арабы Египта: земля покоится на рогах быка, бык стоит на рыбе или ките [ El- Shamy 1995: 45]; во время землетрясения держащая землю корова перебрасывает ее с одного рога на другой [ Andree 1878: 102].
Палестинцы: Аллах велел ангелу держать землю, поставил его на скалу, скалу – на спину или на рога быка по имени Бегемот, быка – на кита (Левиафана); последний пытается проглотить луну, вызывая затмения [Hanauer 1977: 5-7; Meyouhas 1928: 7-11].
Болгары: земля держится на рогах вола или буйвола, тот стоит на рыбе [Гура 1997: 758].
Крымские татары: ветер держит воду, вода – рыбу, рыба – быка, на его рогу утверждена земля; либо земля держится на буйволе, буйвол на рыбе, рыба на воде, вода на ветре, ветер на тьме; устав, буйвол перемещает землю с одного рога на другой, вызывая землетрясения [Потанин 1883: 799].
Армяне: в океане на рыбе стоит вол, держит на рогах землю; когда он гневается, то трясет рогами, вызывая землетрясения [Багрий 1930: 128].
Азербайджанцы: землю держит ангел, который стоит на скале, скала на быке с четырьмя тысячью глаз и таким же количеством ушей, морд, языков и ног; бык же стоит на рыбе [Ширакуни 1904: 211-212].
Турки: земля покоится на рогах желтого ( сары) быка; под быком рыба, еще ниже – море; когда грехи людей переполняют чашу терпения Бога, он велит мошке щекотать быку нос; бык машет головой, сотрясая землю [Гордлевский 1968: 74 ].
Памирцы: "мулло Абдул Халим из сартов поведал, как Абдулла ибн Масуд, сподвижник Мухаммада, спрашивал пайгамбара об устройстве мира, получил ответы; земля на роге быка, у которого от головы до хвоста 500 лет пути, между рогами 250 лет пути; шайтан предложил быку сбросить бремя; бык мотнул головой; Господь велел мухе заползти в нос быку и ужалить его; бык заревел, с тех пор его имя ревун – бакар; муха будет жалить быка до воскресения; бык хочет сбросить ее, земля содрогается; бык стоит на рыбе, у которой от головы до хвоста 500 лет пути; рыба на воде, вода на ветре, ветер над адом, ад на блюде, блюдо в руке ангела Дарьяила, ангел на черве под седьмым ярусом ада" [Горненский 2000: 157-159].
Башкиры: земля стоит на быке, бык на рыбе или на трех рыбах [Бараг 1987, № 12: 37].
Волжские татары: земля держится на роге быка, бык стоит на усе рыбы; вода опоясывает землю, покоится на вечной темноте [Воробьев, Хисамутдинов 1967: 314].
Мари: в океане краб, на нем стоит бык, держит на рогах землю; когда шевелится, происходят землетрясения; один рог уже сломался, когда сломается второй, наступит конец мира [H arva 1927: 312].
Удмурты: под землей живет черный бык, который стоит на спине рыбы, плавающей в подземном море; бык держит на своих рогах землю, двигая рогами, сотрясает землю [Перевозчикова 1993: 252; Harva 1927: 311-312].
Казахи : мир стоит на китовом усу и на рогу синего ( ког) быка [Потанин 1916, № 23: 114].
Бенгальцы (мусульмане): земля покоится на рогах быка, бык на рыбе, рыба в воде, вода на хаосе; когда бык трясет головой, происходят землетрясения; но быка тут же кусает москит и бык замирает [Bhattacharjee, Binod 1930: 122-123].
Бенгальцы (индуисты): землю поддерживает слон, который стоит на змее, а змея на черепахе; если кто-то из них шевелится, земля содрогается [Bhattacharjee, Binod 1930: 122].
Малайцы : земля держится на рогах буйвола; когда один рог устает, буйвол перебрасывает свою ношу на меньше, чем на западе и на востоке США и другой, происходит землетрясение; сам буйвол стоит на островке среди моря, на черепахе или на рыбе Нун [ Skeat , Blagden 1900: 5-6]
Гагаузы: земля покоится на рогу желтого ( сары) быка; когда он перебрасывает ее от усталости на другой рог, происходит землетрясение [Мошков 1901: 58].
Абхазы: земля находится между рогами быка или оленя; когда тот шевелится, происходят землетрясения [Барцыц 2005].
Ингуши: земля стоит на быке и трясется, когда он шевелится [Потанин 1883: 799].
Чеченцы: когда Бог создал землю, быки согласились держать ее на рогах [Далгат 2004: 177]; мир лежит на ярме двух волов, когда волы трясут головой, бывают землетрясения [Потанин 1919: 85].
Кюринцы (ахтинцы): земля утверждена на рогу красного быка [Потанин 1883: 799].
Мюрагинцы: земля утверждена на спине (или на роге) красного быка; испугавшись муравья или комара, бык замер; когда муравей движется, бык отскакивает, земля содрогается [Ханагов 1892: 152-153].
Кумыки: земля состоит из семи слоев; под нижним - бык, держит ее на рогах; когда перекладывает с одного на другой, происходят землетрясения [Гаджиева 1961: 329].
Армяне: земля держится на рогах стоящего в воде красного быка; когда его кусают оводы, он чешет себе спину и происходит землетрясение [Багрий 1930: 128]; земля утверждена на рогах быка, когда мухи беспокоят его, он шевелится, земля трясется [Мелик-Шахназаров 1904: 91].
Талыши: мир утвержден на спине быка, один его рог на западе, другой на востоке; перед быком волк, поэтому он не может шагнуть; когда муха кусает быка, он двигает ушами, происходят землетрясения [Багрий 1930: 23].
Маратхи (Бомбей). Любимый бык Шивы держит землю на одном из своих рогов. Когда перекладывает на другой, земля содрогается [Enthoven 1924: 80].
Башкиры: земля держится на быке, его движения вызывают землетрясения [Надршина 1986: 19].
Коми-пермяки: три коня каждый по очереди держат землю; когда черный – голод и мор, белый – войны и смерть, красный - благополучие [Конаков 1999, № 6: 433].
Мари: земля утверждена на рогах быка; один уже сломался, когда сломится и другой, наступит конец мира [Потанин 1883: 799].
Казахи: на поверхности океана лежит туман, на поверхности тумана камень джаин, на камне стоит сивый (ког) бык и рогами поддерживает землю [Потанин 1881, № 8г: 153-154 ].
Киргизы: земля держится на золотых рогах черного быка; когда тот шевелится, происходят землетрясения [Брудный, Эшмамбетов 1989: 108-115]
Уйгуры: бык держит землю на одном роге; когда грехи людей накапливаются, он устает, перекладывает землю на другой рог, происходят землетрясения [Катанов 1897: 44].
Телеуты: земля держится на четырех синих (кцк) быках; когда уставшие быки начинают передвигать ноги, происходят землетрясения [Функ 2005: 117].
Торгуты: земля держится на сером (кцк) быке; когда он шевелится, бывают землетрясения; ветер – его дыхание [Ивановский 1890: 263].
Индуизм: землю поддерживает кабан, бык, или слон; когда кабан перекладывает ношу с одного клыка на другой, происходят землетрясения [ Elwin 1949: 13].
Апатани (тибето-бирманцы): буйвол лежит под землей и держит ее; когда он шевелит ушами, происходят небольшие землетрясения, а когда двигает телом – значительные [ Elwin 1958, № 1: 86].
Дафла (тибето-бирманцы): Chigo Ngirgo похож на огромного каменного слона, но без хобота и ушей; он лежит головой к Тибету, задом к Ассаму, держит землю; когда поворачивается, земля содрогается [ Elwin 1958, № 3: 87].
Галлонг (тибето-бирманцы): между миром людей и миром Wiyus (духов, божеств) находится существо Sichi-Nide-Hargogi , похожее на буйвола; трижды в год оно поворачивается, меняя сезоны – жаркий, влажный, холодный; когда встряхивается, происходят землетрясения [ Elwin 1958, № 5: 87-88].
Мири (тибето-бирманцы): мир держит Nide - Hargogi , похожий на буйвола и на слона, но имеющий четыре ноги, две руки, две головы, две пары рогов, два языка, четыре глаза, но один нос; когда он вздыхает, случается оползень; раз в два-три года Nide - Hargogi поворачивается, вызывая большие землетрясения [ Elwin 1958, № 6: 88].
Ака (тибето-бирманцы): мир покоится на спине существа Phum-Badra ; его голова обращена к востоку, зад к западу; время от времени насекомое Chunchi-Raba-Rubbu говорит ему, что все люди и животные на земле умерли, тот плачет от горя, земля содрогается; тогда люди и животные кричат, "Мы здесь", и существо успокаивается [ Elwin 1958, № 7: 88].
Тагин (тибето-бирманцы): существо Modi - Mobe - ane с глазами и ушами, но без ног, рогов и хвоста держит землю; когда умирает знаменитый шаман, он проходит мимо существа, а оно пытается загородить ему путь; шаман бьет существо мечом, оно содрогается в гневе, весь мир дрожит [ Elwin 1958, № 13: 90-91].
Пазех (Тайвань): земля опирается на свинью, дрожит от ее движений [ Yamada 2002: 65].
Ами (Тайвань): землю раскачивает находящийся под ней буйвол, либо земля покоится на столбе, столб опирается на свинью, а когда она чешется, земля содрогается [ Yamada 2002: 65].
Атаял (Тайвань): под морем находится огромный олень; когда он высовывает из воды уши, происходит землетрясение, либо землетрясения вызывает подземный медведь [ Yamada 2002: 64].
Сайся , бунун (Тайвань): землю поддерживает бык; его движения вызывают землетрясения [ Yamada 2002: 65].
Цоу (Тайвань): под землей находится напоминающее лошадь животное; его движения вызывают землетрясения [ Yamada 2002: 65].
Батаки : земля покоится на одном из рогов чудовища – полузмеи-полубыка [ Pleyte 1894: 96].
Минангкабау : земля покоится на рогах быка; когда его кусает комар, бык его отгоняет, земля колышется [ Pleyte 1894: 96].
Ибаны : lumbu (вероятно, бык или буйвол) поддерживает землю [ St ц hr , Zoetmulder 1965: 36]
Словенцы: земля держится на рыбе; когда рыба шевелится, происходит землетрясение; либо земля плавает в воде в окружении двух рыб; когда они задевают землю хвостом, земля содрогается [ Kropej 2003: 121-123].
Сербы, венгры: земля покоится на рыбе [Мошков 1901: 70].
Поляки: земля лежит среди моря на двух больших рыбах [Веселовский 1890: 33-34].
Украинцы (Закарпатье): земля покоится на двух китах крест-накрест [Гура 1997: 757].
Украинцы (Киевская обл.): земля покоится на трех китах [Гура 1997: 757].
Русские (книжные версии): в "Голубиной книге" мать сыра земля покоится на Ките рыбе; когда Кит двинется, придет конец миру [Гура 1997: 757]; в стихе о Федоре Тироне земля стоит на Тит-рыбе и Кытра-рыбе; кытр – мамонт; по другим книжным сказаниям, земля держится на "великорыбии", на "огнеродном ките", на "змее" Елеафаме, на "железном столпе" [Потанин 1883: 737].
Русские: в русской версии космогонической легенды земля утверждена на рыбах, на четырех рыбах, на трех, на семи китах [Вострецов 1907: 6; Заварицкий 1916, № 1: 67-69; Кузнецова 1998: 68].
Гагаузы: земля стоит на рыбе, во время землетрясения рыба вертит хвостом [Мошков 1901: 58].
Калмыки : землю держит на спине рыба Аварга загси, соответствующая бурятской Абарга Загахан и монгольской Аврага Дзагасан [Неклюдов 1982: 173].
Армяне: земля окружена телом рыбы Лекеон или Левиатан; рыба стремится поймать свой хвост, от ее движений происходят землетрясения [Арутюнян 1980: 105].
Грузины: земля покоится на ките, от движения которого происходят землетрясения [Джанашвили 1905: 175].
Персы: мир покоится на рыбе [Мошков 1901: 70].
Таджики : на дне мисок для плова изображают двух рыб. Такой сосуд считается "чашей Джамшида", в котором видна вся вселенная до ее основания, где находятся рыбы [Стеблин-Каменский 2006].
Удмурты: земля лежит на трех рыбах, рыбы на воде; когда рыбы отряхиваются, происходят землетрясения [Мошков 1900: 199].
Мордва: землю держат большие осетровые рыбы (севрюга, белуга, осетр) [Мокшин 1998: 99]; в формулах, заговорах землю поддерживают три (или одна) рыбы (кита) [Harva 1952: 138-139]; земля лежит на одной большой рыбе [Мошков 1900: 199].
Мордва (эрзя): земля держится на белой рыбе (белуге) или на трех рыбах: севрюге, осетре, белуге; эти рыбы плывут к трем началам, к трем пропастям, чтобы подставить спину под Землю: старшая плывет на восток, средняя – на полдень (видимо, в центр Земли), младшая – к закату [Девяткина 1998: 34-35].
Чуваши: земля держится на трех китах, вокруг - водная стихия [Станьял 2004, № 22: 29].
Башкиры: земля держится на щуке или просто на какой-то рыбе [Надршина 1986: 19]
Алтайцы: для укрепления земли Ульгень поставил три рыбы, две по краям, одну – в центре; центральная – главная; направлена головой к северу, под жабры подхвачена крюком с арканом, конец которого направлен к небу и там закреплен на трех столбах; этим устройством управляет богатырь Мангды Шире; если ослабит аркан на одном столбе, земля склонится к северу, на ней образуются топи и болота, если на другой – земля может вообще утонуть [Вербицкий 1893: 90].
Чулымские татары: мамонта называют кер, гер, герс, сух-герс, причисляя его к водяным животным (сух – "вода"); "по поверью, впрочем мало распространенному, мамонта по его громадности и необычайной тяжести земля не могла сдержать, а потому Бог... назначил ему поддерживать землю" [Потанин 1883: 709-710]. Харва впрочем полагал, что мамонт заменил здесь не рыбу, а быка [H arva 1927: 312].
Шорцы: средняя земля плоская, посредине гора Пустаг, под ней вода, и в ней рыба "кер-балык"; когда рыба шевелится, земля трясется [Хлопина 1978: 70]; Бог укрепил землю на трех китах (кер-палык); когда те меняются местами, происходят землетрясения [Штыгашев 1894: 1-7].
Буряты: Эхе бурхан сотворила рыбу Абарга загаhан, на спине ее утвердила землю; когда рыба поворачивается, происходит землетрясение [Козин 1946: 173-175; Хадахнэ 1926: 32-33; Хангалов 1960, № 13: 18-19].
Халха-монголы: земля стоит на двух китах и лягушке [Беннингсен 1912: 13-14]; (ср.: была одна вода; две рыбы сошлись и образовали кольцо; в нем стали скапливаться песчинки и выросла гора Сумбур-ола; мы живем на четырех туби вне ограды, образованной рыбами [Потанин 1919: 49]).
Ненцы (Ямал): Нум лепит землю, бросает на воду; земля сперва неустойчива, поэтому Нум кладет ее на кита [Лар 2001: 188-205].
Манси: земля держится на спине ерша [Ромбандеева 1991: 43].
Ханты: земля держится на живущем в море ерше [Кулемзин 1984: 170].
Селькупы: землю подпирают мамонты (которых представляли в образе огромной щуки) и "землю держащая на весу рыба" [Прокофьева 1976: 106, 116].
Эвенки (конкретные группы не указаны): за крайней землей нижнего мира – вода; в ней плавают два окуня и две щуки; на их спины опирается вселенная – буга; гигантский олень нижнего мира имеет рога лося и рыбий хвост [Анисимов 1959: 18].
Якуты: "мать-земля… с окружностью из моря-трясины, с подпоркой из белорыбицы, с опорой из рыбы кит, с застежкой из рыбы осетр, с колышком из рыбы ерш, с балками из рыбы таймень, со столбами из рыбы сиг, с опорой из рыбы нерпа – увеличиваясь-возрастая… стоит [Емельянов 1980: 319].
Айну : земля лежит на спине форели; когда та шевелится, происходят землетрясения; форель глотает и изрыгает воду, вызывая приливы и отливы [ Batchelor 1927: 128: 488]; два бога держат каждый руку на форели, чтобы не дать ей двинуться с места [ Etter 1949: 27]; земля покоится на спине огромной форели, она же «рыба – позвоночник мира»; ее движения вызывают землетрясения; это та же рыба, что живет в глубоких озерах, глотает людей и животных [ Hitchcock 1890: 488].
Японцы : в нижнем мире находится сом ( Silurus asotus ); когда он шевелится, происходит землетрясение [ Yamada 2006]; когда рыба шевелится, сотрясая землю, божество Kachima старается ее успокоить [ Krappe 1938: 192-193].
Тибетцы , лепча: для пригималайской и восточной зон Тибета характерно представление о вселенной в виде материка, плавающего на спине черепахи или рыбы, придавленной для большей устойчивости горой, у основания которой находится змей Бегша; когда рыба вертит от усталости головой, происходят землетрясения [Огнева 1982: 508]
Качин (тибето-бирманцы): ниже земли вода, в ней живет рыба Palang - Ananda ; из ее спины вырос цветок, покоящийся на поверхности вод; на нем покоится мир; когда рождается царь, рыба смеется, а когда умирает – плачет, в обоих случаях земля содрогается [ Elwin 1958, № 12: 90].
Хампти (тибето-бирманцы): вначале везде вода; Phra положил земли на спину рыбе, велел самке (т.е. той же рыбе?) снести икринку (яйцо), разрезал его, одну половину положил на землю, другую сделал небом [ Elwin 1958, № 11: 17].
Чины (тибето-бирманцы): великан держит мир; основание мира – плоский камень, на нем разлит мировой океан; в океане плавает рыба Нгазалон, носит на себе плоскую скалу-землю; когда великан перекладывает груз с одного плеча на другое, происходит землетрясение [Чеснов 1982 b : 91].
Шаны : гора Лойсаомонг покоится на огромной рыбе и возникла из цветка лотоса, принесенного на землю богами; из листьев лотоса образовались 4 обитаемых материка земли [Чеснов 1982 a : 66].
Атаял (Тайвань): земля содрогается, когда оса кусает подземного карпа.