Нашла очень интересную статью в ЖЖ. Предлагаю ознакомиться.
Образ кровожадной богини Кали Ма в Тбилиси "размыт" по трем скульптурам Советского периода, изображающим нехарактерных для Грузинской культуры полу-обнаженных женщин, имеющих собственные названия "Мать Картли", "Муза" и "Победа". Отдельные признаки Кали Ма разбросаны по трем скульптурам, хотя некоторые наиболее характерные признаки присутствуют сразу во всех трех. Ниже приведена сводная таблица по 10 наиболее характерным признакам Кали Ма. Сами признаки описаны ниже под своими номерами.
1) Кали Ма можно прочесть в самом названии первой скульптуры МАть КАртЛИ. Кроме того, сама статуя расположена на воспетой в песнях горе "Нарикала". Перевода с Грузинского это название горы не имеет, его приписывают то ли к Арабскому, то ли к Тюркскому, то ли к Персидскому. В то же время с Хинди "Нари Кала" "नारी काला" а также с Урду "کالا ناری" переводится как "Черная женщина", что вполне соответсвует образу Кали Ма. Вообще, расшифровка топонимов Тбилиси через Хинди заслуживает отдельного поста.
2) У Кали Ма цвет тела синий или просто темный. Все три памятника в Тбилиси имеют несколько странный цвет, особенно выделяется неестественно зеленым цветом "Муза". Этот неестественный цвет вовсе не обусловлен медной патиной, а среди горожан памятник за такой цвет прозвали "лягушкой".
3) и 4) Меч в руке Кали Ма ("Мать Картли") и чаша - в другой, без всякого прикрытия
5) и 6) В правой руке у Кали Ма ("Музы") стилизованный череп, она обвешана гирляндами из черепов, слабо стилизованных под "Маски Мельпомены", потому что на всех масках-черепах виден только неестественный оскал.
и еще - старый снимок, 1971 года, на нем лучше видны "черепа"
7) и 8) Многорукая Кали Ма представлена третьей по счету фигурой Победы ("Ники"). В предыдущих двух скульптурах руки занимали нижнее и среднее положение. В этой скульптуре руки подняты вверх
Кали Ма образует скульптурную группу в парке Победы в Тбилиси с могилой неизвестного солдата. Такую "связку" Кали Ма - Шива можно видеть и в других городах. В описании Кали Ма Шива обычно лежит в позе трупа, а Кали Ма стоит у него на груди. В скульптурной группе "Кали" в "полете" с горы стремится встать ему на грудь, хорошо передана динамика движения.
Сам Шива - неизвестный солдат окружен очень странными фигурами, явно воинственными, словно собранными в ритуальный круг для жертвоприношения. Ниже - старое редкое фото, сейчас эти странные фигуры уже убрали. "Вокруг неё - сражение", фигуры вооружены.
9) Все три изображения Кали Ма объединяет обнаженная грудь. Для Грузинской культуры полуобнаженное тело не характерно настолько, что первоначальный проект с резко выдающимися сосками пришлось несколько модифицировать. Ниже - старое фото 1958-1960 годов, где еще видна оригинальная Кали Ма с выделяющейся острой грудью.
10) Во всех трех скульптурах отсутствует как важный признак выраженный язык или хотя бы открытый рот (как у Кали Ма в Волгограде). Однако есть еще один странный памятник, который расположен географически с особой точностью на севере от "Матери Картли" и в переводе называется "Язык Матери" ("Дэдис Эна"). При взгляде на памятник возникают странные чувства, никак не ассоциирующиеся с "Языком" или "Матерью", а скорее с жертвами Кали Ма
Конечно, есть официальное объяснение каждому моменту, каждой странности, в том числе и этому "языку матери", состоящее в том, что это "язык" в лингвистическом смысле, а памятник поставлен на месте, где пролилась кровь борцов за Грузинский язык. Из этого важно только то, что памятник поставлен на месте, где проливалась кровь.
Другие города, такие как Волгоград, Киев также отмечены огромными статуями Кали Ма, но это уже отдельная тема.